Старобрядческий храм в Сосновке

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 17:14, 31 августа 2018; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Церковь (молитвенный дом, молельня) старообрядческая в селе Сосновка Малмыжского уезда Вятской губернии.

Историческая справка

Крестьяне - старообрядцы села Сосновка и окрестных деревень были поповцами австрийского согласия, приемлющими белокриницкую иерархию.

...в 1884 г. от крестьянина Константина Павлова - доверенного старообрядцев Старотрыкской и Усадской волостей Малмыжского уезда - поступило ходатайство о разрешении устроить молельню в деревне Сосновка (точнее, легализовать деятельность незаконно существовавшего там молельного дома). В связи с этим, по распоряжению губернатора, малмыжский уездный исправник предоставил следующие сведения. В Сосновке ещё в 60-е г. XIX в. была построена старообрядческая молельня. Располагалась она во дворе Евдокима Попугаева в отдельном деревянном здании. В рапорте исправника приводились размеры молельни. Её высота составляла примерно 3,6 м, длина - 10,6 м, ширина - 5,7 м. При этом исправник отметил, что данная молельня, как не разрешённая правительством, была «устроена в скрытом месте и с соблюдением всех предосторожностей от преследования» [24]. Старообрядцы хотели бы получить разрешение властей на дальнейшее существование и расширение ввиду тесноты. По сведениям, собранным Малмыжским уездным исправником, староверы, от имени которых ходатайствовал К. Павлов, проживали в двенадцати селениях. Среди них не было ни одного исключительно старообрядческого. Представим цифровые данные в виде таблицы:

Название населенного пункта Численность старообрядцев Численность адептов РПЦ
Деревня Сосновка 225 438
Деревня Суши 10 597
Деревня Синярка 3 511
Деревня Гремячка 35 267 [25]

Как видно из таблицы, и в Сосновке, и в ближайших деревнях сторонники официальной церкви преобладали. Все ходатайствовавшие о расширении молельни и легализации её существования являлись поповцами, приверженцами белокриницкого согласия. Однако среди них не было старообрядцев от рождения, все они ранее вышли из лона Русской православной церкви. В своём рапорте уездный исправник охарактеризовал и поведение староверов: это крестьяне-хлебопашцы, не питавшие вражды к сторонникам господствующей церкви, благонадёжные в политическом отношении. В заключение исправник отметил, что в тот период в Малмыжском уезде существовала только одна старообрядческая молельня, разрешенная правительством, - в селе Старая Тушка Малорожкинской волости. Она была открыта в 1882 г. для старообрядцев-федосеевцев. Сообщая в Министерство внутренних дел полученные от уездного исправника сведения, губернатор изложил свою точку зрения: ходатайство старообрядцев не подлежит удовлетворению, поскольку все они - «уклонившиеся в раскол», и разрешение правительства на устройство молельни в Сосновке сделает законным и сам переход из православия в староверие. С позиции государственных властей и официальной церкви, это было недопустимо. Подобный ответ последовал вскоре и из Министерства внутренних дел. Малмыжский уездный исправник ознакомил с ним старообрядцев.

Задолго до этого, в январе 1875 г., малмыжский протоиерей Николай Шибанов, по поручению Вятской духовной консистории, осмотрел иконы, находившиеся в старообрядческом молельном доме в Сосновке. Благодаря составленному им отчету мы имеем представление о богатстве внутреннего убранства молельни. Н. Шибанов обнаружил 46 деревянных икон (из них 13 икон Спасителя, 18 - Божьей Матери, 4 - Иоанна Крестителя, 3 - Архистратига Михаила, 3 - Святителя и Чудотворца Николая, 1 - Рождества Христова и 1 - вход Иисуса Христа в Иерусалим) и 22 медных. На этих иконах Иисус Христос, Божья Матерь, Иоанн Креститель и другие святые были изображены с «раскольническим» перстосложением, то есть «большой перст соединен с мизинцем, а средний и указательный распростёрты прямо» [26]. Большая часть икон имела только это отличие от православных и, согласно правилу I указа Святейшего Синода от 30 апреля 1858 г., они не признавались противоречащими канонам официальной церкви. Подобные иконы надлежало отправлять в единоверческие церкви. Однако среди изображений Спасителя протоиерей отметил одно «фантастическое и даже кощунственное: Спаситель изображен сидящим на верху креста, свесив ноги, обутые в сапоги, на поперечину креста, и розовых панталонах, внизу скачут три дьявола, которых Спаситель поражает копьём» [27].

Можно предположить, что данная икона представляет собой художественно выраженное неприятие старообрядцами новой манеры письма, реалистических элементов, проникших в иконопись в XVII в. Староверы свято почитали, оберегали древние традиции. Их представление об иконе ярко выражено в словах духовного вождя старообрядцев - протопопа Аввакума. По его мнению, «лице, и руце, и нозе, и вся чувства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия им находящая скорби». Для художника Древней Руси, как справедливо отмечает искусствовед В. Н. Лазарев, икона «должна была быть возвышенной по своему строю, должна была парить над чувственной действительностью, ее образы должны были воплощать высокие идеалы чистой и нравственной жизни» [28]. Поэтому естественно, что старообрядцы выступили против обмирщения искусства, проникновения в него реалистических новшеств, особенно объемной свето-теневой моделировки в иконописи. «Пишут Спасов образ, Еммануила, - говорил Аввакум, - лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь, яко немчин, брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано». Старообрядцы отстаивали идеал высокой одухотворенности иконописных образов. В изображении Спасителя из молельни староверов деревни Сосновки, напротив, акцент сделан на внешнем, а не на внутреннем содержании, подчеркнуты такие детали одежды, как розовые панталоны, сапоги; лицо же - зеркало души - не отражено совсем. Три дьявола, которых Спаситель поражает копьем, возможно, являют собой троицу, описанную в Апокалипсисе Иоанном Богословом: «змий, зверь, лживый пророк». Именно так трактовал троеперстие - «никонианскую щепоть», отвергнутую старообрядцами, — протопоп Аввакум. «Змий», согласно его объяснению, - это дьявол, «лживый пророк» - ложный учитель (Никон), зверь — «царь лукавый» (Алексей Михайлович). Таким образом, данную икону можно рассматривать как выраженное в художественной форме неприятие староверами обрядовых новшеств официальной православной церкви и как отрицание новой, реалистической манеры письма.

О некоторых иконах, хранившихся в старообрядческой молельне в Сосновке, протоиереем Н. Шибановым было сказано, что они выполнены крайне неискусно, даже безобразно, например, медные складни с изображением Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Крестителя. Такие иконы (в том числе икона Спасителя, описанная выше), в соответствии с правилом I указа Святейшего Синода от 30 апреля 1858 г., признавались противоречащими учению Русской православной церкви. Они либо подлежали уничтожению, либо отправлялись в библиотеки академий и семинарий для миссионерских отделений.

Учитывая правила, содержавшиеся в указе Святейшего Синода, вятский губернатор 28 февраля 1875 г. распорядился изъять обнаруженные в старообрядческой молельне иконы как не являвшиеся частной собственностью (правило II); соответствующую их часть отправить благочинному единоверческих церквей, священнику Рябову (иконы, не противоречащие учению официальной церкви), а остальные - ключарю Вятского кафедрального собора для секретного хранения в ризнице.

В.В. Машковцева. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядческим культовым центрам в середине - второй половине XIX в. (На примере Малмыжского уезда Вятской губернии)


16 мая 1905 года "единоверцы" Сосновки, Малиновки, Гремячки, Синярки на сельском сходе, где присутствовало не менее 2/3 от общего числа домохозяев, приняли решение "восстановить ходатайство для постройки молитвенного дома и просить утвердить план вновь строящегося дома при селе Сосновке". Постановили также передать план домового храма избранному уполномоченному - крестьянину Маркелу Григорьевичу Попугаеву, собрать подписи домохозяев под коллективным прошением и отвезти эти документы в губернский горд на утверждение. Резолюция на документе показывает, что постройка молитвенного дома предварительно была согласована с Министерством внутренних дел.

Вероятно, уже в процессе согласования строительного проекта деревянное здание молельни было заменено на кирпичное.

Для строительства старообрядческого молитвенного дома был определён земельный участок, находившийся к северу от деревни между дорогой в д. Малиновку и западным берегом оврага.

К сожалению, фотографий со старообрядческим храмом не имеется, и представление о его внешнем облике можно составить только по схематичным проектным чертежам. По стилю здание тяготело к эклектике. Храмовая часть представляла собой неравноконечный крест с укороченными боковыми ветвями. Торцы стен в виде высоких щипцов формировали восьмискатное покрытие без обычного для православных храмов завершения. Культовая принадлежность обозначалась только двумя условными восьмиконечными крестами, установленными на концах продольного конька крыши. С западной стороны храма под двускатной крышей располагался притвор с двумя служебными палатками по бокам (кладовой и сторожкой). Восточный фасад был глухим. На южном и северном фасадах имелись тройные арочные оконные проёмы, среднее из которых было крупнее боковых, крупная филёнка посередине подчёркивала центральную ось фасадов. Подоконный поясок и высокий цоколь придавали устойчивость всему зданию.

В проекте не была предусмотрена колокольня, поэтому через год возникла необходимость надстройки звонницы. Прошение было направлено на уровень губернской власти, а оттуда - на рассмотрение департамента общих дел Министерства внутренних дел. Очевидно, губернская администрация не решилась взять на себя ответственность в щепетильном религиозном вопросе дозволения старообрядцам в выборе архитектурных форм при проектировании и строительстве звонницы. В августе 1906 года из Санкт-Петербурга был получен ответ на имя губернатора, в котором было дано разрешение на сооружение звонницы. По описи, составленной в 1920-х годах, на звоннице старообрядческого храма в Сосновке имелось четыре колокола: по одному на 1 пуд и 8 пудов и два по 2 пуда весом.

В 1906 году старообрядческий храм в Сосновке был построен из кирпича в лицевой кладке.

В 1910-х годах при храме организовали школу для детей старообрядцев. Для этой школы рядом с храмом на свободном от застройки участке было (после 1912 года) построено деревянное здание - квадратный сруб-пятистенок (2,5х2,5 саж.), разделённый внутри перегородками на два классных помещения с общим коридором и кухней. Вероятно, одно из классных помещений служило одновременно столовой и общежитием для детей из удалённых деревень Гремячка и Синярка. Главный фасад деревянного школьного здания был обращён в сторону дороги, ведущей в деревню Малиновка. Школьный двор с восточной стороны был ограничен берегом оврага.

Источники

  1. ГАКО Ф.583, Оп.528, Д.199. - По прошению уполномоченного от крестьян Малмыжского уезда Старотрыкской волости села Сосновки Маркела Попугаева о рассмотрении проекта на постройку деревянного молитвенного дома в селе Сосновке (1905 г.).
  2. ГАКО Ф.583, Оп.529, Д.303. - По отношению Департамента Общих Дел Министерства Внутренних Дел о разрешении старообрядцам села Сосновки Старотрыкской вол. Малмыжского у. пристройки к молитвенному дому при дер. Сосновке звонницы (1906 г.).
  3. ГАКО Ф.583, Оп.535, Д.166. - По рапорту Малмыжского Уездного Полицейского Управления о рассмотрении проекта на постройку здания для старообрядческой школы в селе Сосновке Малмыжского уезда (1912 г.).
  4. ГАКО Ф.Р-1258, Оп.1, Д.699. - Дело по учёту имущества, переданного по договору религиозной группе при молитвенном доме старообрядцев села Сосновки Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда (1925-1926 гг.).
  5. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том V. Урал и Приуралье. - СПб., 1914. - c.597.
  6. Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 6. Город Вятские Поляны. Вятскополянский район. / Сост.-ред. Е.Л. Скопин. - Киров, 2015. - 496 с.: илл. - С.253.