Судостроение на Вятке

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 23:31, 29 марта 2019; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Данная страница содержит не завершённую до статьи, рабочую информацию!

Первые суда на Вятке

  • Ушкуйники

Судостроение в Вятской губернии

... центрами лесной торговли остались уезды: Малмыжский, Елабугский, Уржумский и Яранский, откуда идёт дровяной и строевой лес, большей частью из казённых дач, местным и иногородным промышленникам, по следующей установленной таксе:
1) За бревно строевого леса - еловое и пихтовое - длиною 3 саж. и толщиною от 4 до 5 вер. платится 13 коп. сер.
2) Кубическая саж. дровяного - стоит: берёзового, ольхового, орехового 85 коп. сер., соснового 65 коп. серебр. и елового, пихтового, осинового и ивового 58 коп. сер.

В Уржумском уезде, как изобилующем строевыми деревьями в больших размерах, плата за бревно возвышается - от 30 коп. до 1 руб. серебром.

Лес и дрова продаются на месте, с доставкою на собственных подводах, и сплавляются в низовые города (Симбирск, Самару, Сызрань, Хвалынь, Вольск, Саратов, Царицын и в Саратовские немецкие колонии), где продаются по вольным ценам. Плата за сплав не постоянна, но вообще незначительна, по расположению жителей к бурлачеству.

Постройкою судов занимаются преимущественно иногородние промышленники и весьма незначительная часть местных. Цены на суда следующие:

  • коломенка пильного дела, длиною в 20 саж. шириною 8 саж. и вышиною 20 четвер. стоит около 4000 руб. сер.,
  • машинный подчал пильного дела такой же величины - около 3000 руб. сер.,
  • ходовая барка - до 1500 руб. сер.,
  • машинная лодка - до 100 руб. сер.

Суда меньших размеров стоят в половину менее, против цены означенных судов.

— Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том II. Часть 4. Вятская губерния. - СПб, 1850. - C.69-70.


  • Судостроительно-ремонтная верфь в Иловатском затоне (Орловский уезд)

В 1881 году на верфи был спущен на воду пароход «Перекат».

За тридцать лет иловатские судостроители построили девять пароходов, один многочерпаковый земснаряд, не менее 20 барж, баркасов и других несамоходных плавсредств. Назревший в 1912 году конфликт Булычёва с землевладельцем привёл владельцев Вятского речного флота в расположенный на 300 км ниже по течению р. Вятки затон Аркуль.

  • Аркульские мастерские

Открыты в 1913 году.

  • Воткинский завод

Судостроение на Вятке в советский период

  • Судостроение в городе Слободском (до 50-х годов)
  • Аркульский завод

8 февраля 1918 года аркульские рабочие получили телеграмму из Нижнего Новгорода: «Флот речной и морской национализирован, немедленно приступите к взятию всех судов и пароходов от частновладельцев».

В 1930 году аркульские мастерские получили статус судоремонтного завода и после реконструкции, проведённой в 1932 году, стали крупнейшей на р. Вятке базой по отстою и ремонту флота. В 1931 году коллектив рабочих насчитывал 1467 человек. В 1948 году на предприятии было налажено судостроение. С тех пор до 1994 года было построено 60 пассажирских дебаркадеров, 268 различных барж, 20 рыболовных ботов, шесть пассажирских теплоходов, 20 грузовых теплоходов, 135 буксиров-толкачей. В сотрудничестве с нидерландской компанией с 1997 по 2013 год было построено 33 баржи.

Аркуль стремительно развивался, казалось, что уже скоро он станет красивым рабочим городом, но, вопреки всеобщему чаянию, прирост населения остановился на отметке 5718 человек (1959 г.), а тяжёлая экономическая ситуация в стране в конце XX века заставила забыть о перспективном будущем. Вятское речное пароходство объявило о реорганизации. Учреждения социально-культурного и бытового назначения передавались на баланс посёлка, не имевшего средств. С каждым годом объёмы перевозок по р. Вятке сокращались, а с середины 1990-х прекратились работы по дноуглублению…

  • Сосновский судостроительный завод

Ссылки