Топонимические предания Старой Бодьи

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

«Зег нюк» (ржаной лог)

Давным давно девушка из д. Гучин-Бодья влюбилась в пригожего да статного парня из д. Старая Бодья. Молодые люди встречались на половине пути между соседними деревнями у раскидистой липы. Невозможно установить сколько времени они встречались, но однажды девушка не дождалась своего возлюбленного. Долго ходила в заветный час в низину к этой липе, свидетельнице их встреч, да так и не дождалась. Через некоторое время нашли её у того дерева бездыханную. С тех пор ту низину и называют именем девушки - «Зег нюк» (Ржаной лог). Почему «Зег»? Дело в том, что даже после принятия христианства именами удмуртов долгое время были названия растений, зверей, птиц. Постепенное исчезновение языческих имён у удмуртов относится примерно к 18 веку.

«Эмеспи пужым» (жениховская сосна)

Возле дороги из Бодьи на Вятские Поляны у Александровского Починка стояла огромная сосна, известная под названием «Эмеспи пужым». Вершина сосны была отпилена так, что на ней отчаянные парни могли стоять, только плотно поставив, босые ноги друг к другу. Здесь старейшина рода Бодья принимал своеобразный экзамен на зрелость у юношей решивших жениться.

Во время летнего праздника между осенними и весенними полевыми работами, при огромном стечении общинников, жених должен был на виду у всех, забравшись на вершину сосны, стоя надеть брюки - подарок невесты. Сдавшего экзамен на мужество тут же поздравляли со вступлением в брак и получением права голоса на сходах.

«Малы бизи сик» (зачем замуж вышла)

По дороге в Кизнер, недалеко от кладбища, был небольшой лесок по названию «Малы бизи сик» (сик, удм. – небольшой лесок среди поля).

История происхождения этого названия интересна, в этом «сике» часто, скрываясь от посторонних глаз, плакала молодая невестка по имени Так–тяной. Она оплакивала свою тяжёлую судьбу после замужества.

Раньше доля женщины – удмуртки была тяжёлой. Летом во время жатвы с утра до вечера, не разгибая спины, под палящими лучами солнца, закутанная в тяжёлое удмуртское одеяние, она жала. Снять с себя лишнюю одежду для облегчения она не могла (по древним обычаям женщина в присутствии мужчин не имела права снимать платок с головы, разуться, носить платья с короткими рукавами). Разогнуть спину, чуточку отдохнуть, тоже боится, сочтут за ленивую, ведь за ней следят суровый муж, свёкор, свекровка.

«Ахмет чушкам» (Ахметов поджог)

Этот топоним связан со службой в царской Армии. По дороге в Сосновку недалеко от границы земель Старой Бодьи с Кировской областью есть лес, называется «Ахмет чушкам» (Ахметов поджог). По преданиям, лес был сожжён, виновником поджога был некий Ахмет – солдат царской Армии.

Раньше в Армии служили по 25 лет, служба была тяжёлой. Ахмет не вынес долгую, тяжёлую службу и сбежал, подался в родные края. Добирался пешком много дней и ночей, уставший солдат сел отдохнуть, разжёг костёр, утомлённый в пути, уснул, а костёр тем временем разгорелся, от него загорелся лес.

Так Ахмет – сын древних наших предков из глубины былых времён вошёл в историю нашей деревни. Для службы в царскую армию часто вместо сына богача отправляли сына бедняка, подкупая деньгами, так как на 25 лет отдавать сына в Армию богачу не хотелось. Наверное, поэтому народные песни, связанные с проводами в Армию, грустные, печальные.

Источник

  • Топонимика Старой Бодьи [Текст]: памятка / МУК «Кизнерская МЦРБ»; Старободьинский филиал; сост. Т.П. Семакова. - Старая Бодья, 2017.- 8.с.:ил.