Узкоколейные железные дороги Южной Вятки — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 9: Строка 9:
  
 
== Плотбищенская узкоколейная железная дорога ==
 
== Плотбищенская узкоколейная железная дорога ==
 +
Построена Плотбищенским леспромхозом, организованным в 1948 году на базе лесоучастка, и подчинённым Кировлеспрому.
 +
 +
Любопытно, что рабочие лесоучастка уже во второй половине 1920-х годов для вывозки древесины из леса использовали деревянно-рельсовую дорогу, по которой вагоны передвигались с помощью лошадей.
 +
 
Начальный пункт — посёлок [[Плотбище]], расположенный вблизи левого берега [[Вятка (река)|реки Вятка]].
 
Начальный пункт — посёлок [[Плотбище]], расположенный вблизи левого берега [[Вятка (река)|реки Вятка]].
  

Версия 15:25, 8 декабря 2018

Малмыжская (?) узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1989 году (нанесена условно).
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Узкоколейная железная дорога принадлежала Малмыжскому леспромхозу. Была лесовозной, «сплавной», и предназначалась для вывозки древесины с лесных делянок на усадьбу Малмыжского леспромхоза (Константиновка) и в посёлок Дмитриевского лесозавода "Большевик". Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.

Плотбищенская узкоколейная железная дорога

Построена Плотбищенским леспромхозом, организованным в 1948 году на базе лесоучастка, и подчинённым Кировлеспрому.

Любопытно, что рабочие лесоучастка уже во второй половине 1920-х годов для вывозки древесины из леса использовали деревянно-рельсовую дорогу, по которой вагоны передвигались с помощью лошадей.

Начальный пункт — посёлок Плотбище, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.

Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия

Построена Шемакским торфопредприятием в 1949-1952 годы.

Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок Казанка с ж.д. станцией Заструг. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров на дрезине.

Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского машиностроительного завода "Молот". Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.

В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга)

Ягульская (?) узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок Ягул, расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки в посёлке располагался ВЛПК-365 (военизированный лесопромышленный комбинат). Лесозаготовками занималась воинская часть Особый строительный батальон-130 (в посёлке Гозношур), перевалочная база располагалась в военном посёлке Пыжман.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1983 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1978 году.

Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.

По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.

По состоянию на 2008 год, на нижнем складе у станции Ягул оставался как минимум один пассажирский вагон ПВ40.

Источники

  • "Сайт о железной дороге" - материалы сайта С. Болашенко, писателя, путешественника, историка-исследователя железных дорог.