Узкоколейные железные дороги Южной Вятки — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Год закрытия: середина 1990-х. Разобрана. | Год закрытия: середина 1990-х. Разобрана. | ||
− | + | <gallery mode="packed" widths="250px" heights="300px"> | |
− | <gallery> | + | Файл:Глиняный карьер Кукморского кирпичного завода.jpg|Глиняный карьер Кукморского кирпичного завода. Сентябрь 1989 г. |
− | + | Файл:Туннель узкоколейки под жд перегоном.jpg|Туннель (труба) УЖД кирпичного завода под перегоном Коинсар - Кукмор Горьковской ж.д., портал со стороны карьера. ПГТ Кукмор. Сентябрь 1989 г. | |
+ | Файл:Туннель узкоколейки под жд перегоном2.jpg|Туннель (труба) УЖД кирпичного завода под перегоном Коинсар - Кукмор Горьковской ж.д., портал со стороны завода. ПГТ Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Мотовоз с вагонетками.jpg|Мотовоз МД54 с вагонетками, гружёными глиной для кирпичного завода, пгт Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Мотовоз с вагонетками2.jpg|Мотовоз МД54-4 со срезанной крышей, УЖД кирпичного завода, пгт Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Туннель узкоколейки под жд перегоном3.jpg|Тоннель на пути от карьера к заводу, УЖД кирпичного завода, пгт Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
</gallery> | </gallery> | ||
Версия 01:13, 10 декабря 2018
Содержание
Малмыжская (?) узкоколейная железная дорога
Узкоколейная железная дорога принадлежала Малмыжскому леспромхозу. Была лесовозной, «сплавной», и предназначалась для вывозки древесины с лесных делянок на усадьбу Малмыжского леспромхоза (Константиновка) и в посёлок Дмитриевского лесозавода "Большевик". Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.
Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.
Плотбищенская узкоколейная железная дорога
Построена Плотбищенским леспромхозом, организованным в 1948 году на базе лесоучастка, и подчинённым Кировлеспрому.
Любопытно, что рабочие лесоучастка уже во второй половине 1920-х годов для вывозки древесины из леса использовали деревянно-рельсовую дорогу, по которой вагоны передвигались с помощью лошадей.
Начальный пункт — посёлок Плотбище, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.
Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.
Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия
Построена Шемакским торфопредприятием в 1949-1952 годы.
Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок Казанка с ж.д. станцией Заструг. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров на дрезине.
Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского машиностроительного завода "Молот". Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.
В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга).
Узкоколейная железная дорога Кукморского кирпичного завода
Маршрут: Кирпичный завод пгт Кукмор - глиняный карьер. Пересекает ж.д. примерно на 925 км перегона Коинсар - Кукмор.
Карьерная/шахтная узкоколейная железная дорога. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 2 км.
Подвижной состав: Мотовоз МД54-4, шахтные вагонетки.
Год закрытия: середина 1990-х. Разобрана.
Ягульская (?) узкоколейная железная дорога
Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок Ягул, расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки в посёлке располагался ВЛПК-365 (военизированный лесопромышленный комбинат). Лесозаготовками занималась воинская часть Особый строительный батальон-130 (в посёлке Гозношур), перевалочная база располагалась в военном посёлке Пыжман.
Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.
Источники
- "Сайт о железной дороге" - материалы сайта С. Болашенко, писателя, путешественника, историка-исследователя железных дорог.