Узкоколейные железные дороги Южной Вятки — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) (→Сосновская железная дорога) |
||
(не показаны 7 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
== Плотбищенская узкоколейная железная дорога == | == Плотбищенская узкоколейная железная дорога == | ||
− | + | Любопытно, что рабочие Плотбищенского лесоучастка уже во второй половине 1920-х годов для вывозки древесины из леса использовали деревянно-рельсовую дорогу, по которой вагоны передвигались с помощью лошадей. | |
+ | |||
+ | [[Файл:Деревянно-рельсовая дорога.jpg|thumb|center|600px|Деревянно-рельсовая дорога (ДРД) выглядела примерно так. По деревянным рельсам, набранным из бревен одинакового диаметра, катались вагонетки с колесами, напоминающими обыкновенный колесный диск без шины.]] | ||
+ | |||
+ | Узкоколейная железная дорога была построена Плотбищенским леспромхозом, организованным в 1948 году на базе лесоучастка, и подчинённым Кировлеспрому. | ||
[[Файл:Плотбищенская узкоколейка.jpg|thumb|center|600px|<center>Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).</center>]] | [[Файл:Плотбищенская узкоколейка.jpg|thumb|center|600px|<center>Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).</center>]] | ||
+ | |||
+ | Начальный пункт — посёлок [[Плотбище]], расположенный вблизи левого берега [[Вятка (река)|реки Вятка]]. | ||
Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении. | Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении. | ||
− | Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы. | + | Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы. |
== Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия == | == Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия == | ||
Строка 24: | Строка 30: | ||
Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского [[Машиностроительный завод Молот|машиностроительного завода "Молот"]]. Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ. | Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского [[Машиностроительный завод Молот|машиностроительного завода "Молот"]]. Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ. | ||
− | В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга) | + | В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга). |
+ | |||
+ | == Узкоколейная железная дорога Кукморского кирпичного завода == | ||
+ | Маршрут: Кирпичный завод пгт Кукмор - глиняный карьер. Пересекает ж.д. примерно на 925 км перегона Коинсар - Кукмор. | ||
+ | |||
+ | Карьерная/шахтная узкоколейная железная дорога. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 2 км. | ||
+ | |||
+ | Подвижной состав: Мотовоз МД54-4, шахтные вагонетки. | ||
+ | |||
+ | Год закрытия: середина 1990-х. Разобрана. | ||
+ | |||
+ | <gallery mode="packed" widths="250px" heights="300px"> | ||
+ | Файл:Глиняный карьер Кукморского кирпичного завода.jpg|Глиняный карьер Кукморского кирпичного завода. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Туннель узкоколейки под жд перегоном.jpg|Туннель (труба) УЖД кирпичного завода под перегоном Коинсар - Кукмор Горьковской ж.д., портал со стороны карьера. ПГТ Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Туннель узкоколейки под жд перегоном2.jpg|Туннель (труба) УЖД кирпичного завода под перегоном Коинсар - Кукмор Горьковской ж.д., портал со стороны завода. ПГТ Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Мотовоз с вагонетками.jpg|Мотовоз МД54 с вагонетками, гружёными глиной для кирпичного завода, пгт Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Мотовоз с вагонетками2.jpg|Мотовоз МД54-4 со срезанной крышей, УЖД кирпичного завода, пгт Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | Файл:Туннель узкоколейки под жд перегоном3.jpg|Тоннель на пути от карьера к заводу, УЖД кирпичного завода, пгт Кукмор. Сентябрь 1989 г. | ||
+ | </gallery> | ||
== Ягульская (?) узкоколейная железная дорога == | == Ягульская (?) узкоколейная железная дорога == | ||
Строка 37: | Строка 61: | ||
По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский). | По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский). | ||
+ | [[Файл:Вагон с узкоколейки в Ягуле.jpg|thumb|center|600px|<center>Пассажирский вагон ПВ-40 с узкоколейки на на нижнем складе у станции Ягул. 2006 г.</center>]] | ||
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы. | Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы. | ||
− | + | == Сосновская железная дорога == | |
+ | Лесовозная узкоколейная железная дорога была в лесном массиве Сосновского лесничества, тянулась от п. [[Пыжман-Завод]] до льнозавода п. [[Кизнер]] и имела ответвление в сторону д. [[Гремячка]]. | ||
+ | |||
+ | Даты строительства и ликвидации дороги, а также её владелец, не известны. Предположительно, дорога функционировала в 50-60-е годы и принадлежала леспромхозу, созданному в годы войны на базе Сосновского лесничества. | ||
+ | |||
+ | Возможно, с данной железной дорогой было связано существование лесного спецпосёлка, о котором местные охотники помнят под названиями [[Литер Б|"Литер Б" ("Бараки")]]. | ||
== Источники == | == Источники == |
Версия 19:27, 17 января 2019
Содержание
Малмыжская (?) узкоколейная железная дорога
Узкоколейная железная дорога принадлежала Малмыжскому леспромхозу. Была лесовозной, «сплавной», и предназначалась для вывозки древесины с лесных делянок на усадьбу Малмыжского леспромхоза (Константиновка) и в посёлок Дмитриевского лесозавода "Большевик". Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.
Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.
Плотбищенская узкоколейная железная дорога
Любопытно, что рабочие Плотбищенского лесоучастка уже во второй половине 1920-х годов для вывозки древесины из леса использовали деревянно-рельсовую дорогу, по которой вагоны передвигались с помощью лошадей.
Узкоколейная железная дорога была построена Плотбищенским леспромхозом, организованным в 1948 году на базе лесоучастка, и подчинённым Кировлеспрому.
Начальный пункт — посёлок Плотбище, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.
Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.
Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия
Построена Шемакским торфопредприятием в 1949-1952 годы.
Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок Казанка с ж.д. станцией Заструг. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров на дрезине.
Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского машиностроительного завода "Молот". Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.
В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга).
Узкоколейная железная дорога Кукморского кирпичного завода
Маршрут: Кирпичный завод пгт Кукмор - глиняный карьер. Пересекает ж.д. примерно на 925 км перегона Коинсар - Кукмор.
Карьерная/шахтная узкоколейная железная дорога. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 2 км.
Подвижной состав: Мотовоз МД54-4, шахтные вагонетки.
Год закрытия: середина 1990-х. Разобрана.
Ягульская (?) узкоколейная железная дорога
Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок Ягул, расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки в посёлке располагался ВЛПК-365 (военизированный лесопромышленный комбинат). Лесозаготовками занималась воинская часть Особый строительный батальон-130 (в посёлке Гозношур), перевалочная база располагалась в военном посёлке Пыжман.
Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.
Сосновская железная дорога
Лесовозная узкоколейная железная дорога была в лесном массиве Сосновского лесничества, тянулась от п. Пыжман-Завод до льнозавода п. Кизнер и имела ответвление в сторону д. Гремячка.
Даты строительства и ликвидации дороги, а также её владелец, не известны. Предположительно, дорога функционировала в 50-60-е годы и принадлежала леспромхозу, созданному в годы войны на базе Сосновского лесничества.
Возможно, с данной железной дорогой было связано существование лесного спецпосёлка, о котором местные охотники помнят под названиями "Литер Б" ("Бараки").
Источники
- "Сайт о железной дороге" - материалы сайта С. Болашенко, писателя, путешественника, историка-исследователя железных дорог.