Узкоколейные железные дороги Южной Вятки — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
== Ягульская (?) узкоколейная железная дорога == | == Ягульская (?) узкоколейная железная дорога == | ||
− | Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок [[Ягул]], расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки | + | Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок [[Ягул]], расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки в посёлке располагался [[Воинская часть Военлеспромкомбината №365|ВЛПК-365 (военизированный лесопромышленный комбинат)]]. Лесозаготовками занималась воинская часть [[130 воинская часть, посёлок (Кизнерский район республики Удмуртия)|Особый строительный батальон-130 (в посёлке Гозношур)]], перевалочная база располагалась в военном посёлке [[Пыжман]]. |
[[Файл:Ягульская узкоколейка1.jpg|thumb|center|600px|<center>Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1983 году.</center>]] | [[Файл:Ягульская узкоколейка1.jpg|thumb|center|600px|<center>Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1983 году.</center>]] |
Версия 15:46, 19 октября 2018
Содержание
Малмыжская (?) узкоколейная железная дорога
Узкоколейная железная дорога принадлежала Малмыжскому леспромхозу. Была лесовозной, «сплавной», и предназначалась для вывозки древесины с лесных делянок на усадьбу Малмыжского леспромхоза (Константиновка) и в посёлок Дмитриевского лесозавода "Большевик". Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.
Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов.
Плотбищенская узкоколейная железная дорога
Начальный пункт — посёлок Плотбище, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.
Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.
Узкоколейная железная дорога Шемакского торфопредприятия
Построена Шемакским торфопредприятием в 1949-1952 годы.
Торфовозная узкоколейная железная дорога, связывавшая посёлок Казанка с ж.д. станцией Заструг. Использовалась для вывозки торфа, древесины, а также для перевозки пассажиров на дрезине.
Древесину, дрова с торфоразработок вывозили для Вятскополянского машиностроительного завода "Молот". Торф - сначала кусковой брикетный, а с 1959 года фрезерно-топливный - вывозился на станцию Заструг, перегружался на ж.д. составы широкой колеи и отправлялся для Ижевской ТЭЦ.
В 1969 году узкоколейку разобрали. Вдоль бывшей железнодорожной насыпи была построена прямая автомобильная дорога Красная Поляна - Омга (до этого ездили по маршруту: Красная Поляна - Почтовый - Суши - Нижний Матан - Дым-Дым-Омга)
Ягульская (?) узкоколейная железная дорога
Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Начальный пункт — посёлок Ягул, расположенный у станции Ягул на железнодорожной линии Агрыз — Зелёный Дол. В годы функционирования узкоколейки в посёлке располагался ВЛПК-365 (военизированный лесопромышленный комбинат). Лесозаготовками занималась воинская часть Особый строительный батальон-130 (в посёлке Гозношур), перевалочная база располагалась в военном посёлке Пыжман.
Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Какможской узкоколейной железной дорогой (Кокмож — Южно-Какможский).
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.
По состоянию на 2008 год, на нижнем складе у станции Ягул оставался как минимум один пассажирский вагон ПВ40.
Источники
- "Сайт о железной дороге" - материалы сайта С. Болашенко, писателя, путешественника, историка-исследователя железных дорог.