Усад — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 8: Строка 8:
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
  
О причинах, по которым священник Пантелей Никитин и примкнувшие к нему монастырские крестьяне решили отделиться и покинуть монастырь, в древних документах не говорится.
+
О причинах, по которым "безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек"<ref>Дозорные книги Савы Аристова.</ref> решили отделиться и покинуть монастырь, чтобы основать дворцовое село, в древних документах не говорится.  
  
 
В 1622 году дворцовое село становится митрополичьим и упоминается в царской грамоте Михаила Фёдоровича, в писцовой переписной вниге и межевой книге под названием '''Рождественское на Полянках'''.  
 
В 1622 году дворцовое село становится митрополичьим и упоминается в царской грамоте Михаила Фёдоровича, в писцовой переписной вниге и межевой книге под названием '''Рождественское на Полянках'''.  

Версия 19:33, 28 января 2017

Усад (Полянки, Рождественское на Полянках, Троицкий Усад, Троицкое) - бывшее село, с 1938 года в составе посёлка Вятские Поляны, с 1942 года - города Вятские Поляны.

История

О возникновении дворцового села Полянки

Дату возникновения дворцового села - 1607 год - зафиксировала Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г. (сп. XVIII в.):

А как устроено наше дворцовое село, и тому сыскана записка:
в прошлом во 115 году сказывал в Казани боярину Степану Олександровичю Волоскому да Богдану Белскому, да дьяком Никонору Шулгину да Офонасью Овдокимову, Казанской жилец Михайло Онучин, что посылан де он в Вотяки збирати нашего посопнаго хлеба, едучи в Казань видел по Вятке реке порозжие земли, а охочие де волные люди на те земли за нами во крестьянех жити будут многие, мочно де устроити крестьян вытей до 100 и болши;
да с Михаилом же приехал поп Пантелей Микитин да крестьяня Ивашко Кузмин с товарыщи, а сказывали:
есть де на Вятке реке от манастырские пашни, от межника от врага от Дюдюма, по речке по Вошторме вверх, по манастырской стороне и за Кушак речку, порозжие земли чистого места и лесу и бору по смете в длину верст с 5, а поперег столко ж; да в другом месте, за речкою Воштормою, на речке на Тойме вверх до Черемиские деревни, что стоит на вершине Тоймы речки, порозжие земли чистого местаго места и лесу по смете в длину верст с 10, а поперег версты с 4, от Черемиские деревни Кукморы и от пашень верст с 15;
и бил челом тот поп и крестьяня, чтобы им на тех местех селитца во крестьянех за нами;
и боярин Степан Волоской с товарыщи про те де места сыскивати и дозирати посылали Саву Аристова, и Сава Аристов тем местом привез дозорные книги, и по дозору и по сыску, боярин Степан Волоской с товарыщи тому попу и крестьяном на тех местех за нами во крестьянех садитца велели, и грамоту им на те места дали за печатью царства Казанского, а лготы им дали на 6 лет; а вышли те крестьяне из манастыря с манастырские земли, и записи де на них у архимарита с братьею есть; а преж сего на том месте нашего дворцового села не бывало, были те полянки впусте.


О причинах, по которым "безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек"[1] решили отделиться и покинуть монастырь, чтобы основать дворцовое село, в древних документах не говорится.

В 1622 году дворцовое село становится митрополичьим и упоминается в царской грамоте Михаила Фёдоровича, в писцовой переписной вниге и межевой книге под названием Рождественское на Полянках.

Радевший за интересы архиерейского дома казанский митрополит Матфей в 1622 году по этому случаю подавал челобитную царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету и, видимо, хотел возвратить Забулацкую слободу архиерейскому дому. Но ему было отказано царём на том основании, что «та слобода взята у прежних митрополитов и при прежних государях». Вместо Забулацкой слободы или денежной платы за неё дворовым людям м. Матфею предложено было приискать где-нибудь подходящие вотчины из дворцовых сёл и деревень. Он облюбовал три дворцовых села – Тресвятское, Елабуга тож, на р. Каме, ныне г. Елабуга, Вят. губ., Благовещенское-Омара на р. Омаре, ныне богатое село Мамадышского уезда, и с. Рождественское на Полянках, ныне село Усад (Троицкое) или Вятские Поляны, Малмыжского уезда Вятск. губ. и просил царя отдать их «в дом Пречистыя Богородицы в наследие вечных благ, вместо Забулацкой слободы». Села Благовещенское-Омара и Рождественское-Полянки были пожалованы м. Матфею со всеми угодьями и доходами, но села Тресвятского «дать не довелось», потому что «в том селе был кабак, а крестьяне гоняли ямскую гоньбу от Елабуги вверх по Каме до Сарапула и вниз по Каме до Рыбной Слободы без прогонов» (Моск. Глав. Арх. Мин. Юст. - Грамоты по Коллегии Экономии, № 48, общ. 6456), следовательно они нужны были на государево дело.

— Покровский И. Окраины города Казани в XVI-XVIII веках. // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Том XXI, вып.3. - Казань, 1905. - стр. 217-272


Да по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте за приписью дьяка Ивана Болотникова 132 года Октября в 29 день написано:
Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Русии и отец его государев Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии пожаловали Митрополита Матвея Казанскаго и Свияжскаго в вотчину из своих государевых дворцовых сел в Казанском уезде село Благовещенское, что на Омаре, да село Рождественское, что на Полянках со всеми доходы и угодьи, которыя угодья к тем селам изстари были.

Писцовая переписная и межевая книга вотчинных сел митрополита казанского и свияжского Матвея, письма и меры Ивана Леонтьевича Скобельцына и подьячего Якова Власьева; 1622-1624 гг.; сп. // Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно да 1764 года / И.М.Покровский. - Казань, 1906. - 803 с. - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1_4_17/index.php


В писцовых книгах Казанского уезда 1647-1656 гг. село упоминается как вотчина Казанского и Свияжского митрополита - село Троицкое, Поляны тож:

За Корнилием митрополитом Казанским и Свияжским в вотчине села Троетцкого, Поляны тож, крестьянские пашни мерою тринатцать длинников, пятнатцать поперечников, итого сто девяносто пять десятин в поле, а в дву потому ж.

Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656


Название села говорит о том, что в это время в нём уже имелась деревянная Свято-Троицкая церковь, здание которой было обновлено в 1787 году. Взамен обветшавшего деревянного храма в 1838 году было построено каменное здание с колокольней, крытое железом. В церкви имелась местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца.[2]

Приход церкви состоял из 7 селений, в которых были развиты ремесла: выделка кирпича, производство валеной обуви, выработка варавины - кудели для верёвок, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремесла. Многие крестьяне ежегодно отправлялись на заработки на железную дорогу и на заводы.

Село стояло на трактовой дороге, идущей из города Малмыжа в город Елабугу.

Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, тип Положение Уезд и стан Территория От уезд. города, в. От стан. кварт., в. Дворов Мужчин Женщин Всего жителей Примечание
7982 Усад, с. каз. при р. Вошторме и ключе Дюм-Дюм Малмыжский уезд, Стан 2 На Елабужском почтовом тракте 52 2 143 394 466 860 Церковь православная 1. Волостное правление. Мельница.


«Книга Вятских родов» В.А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год

Название селения Губерния, Уезд, Волость, Общество Приход Река Семей Жителей Промысел или занятие
10288 село Усад Вятская губерния, Малмыжский уезд, Усадская волость, Усадский район с. Усадское Троицкая ц. (церковь в этом селении) Ошторма → Вятка 174 777 поденщик; ремесленник

Рода, число семей:
Арсютин — 6, Баев — 8, Бирюков — 1, Гомзиков — 4, Дрондин — 4, Клишнинов — 36, Короваев — 3, Котельников — 13, Кузнецов — 24, Курочкин — 13, Луппов — 1[3], Люперсольский — 1[4], Макашин — 1, Мотрохин — 1[5], Пастухов — 12, Полянцев — 8, Пономарев — 4, Просвирнин — 6, Пчелинцев — 1, Самоделов — 4, Санников — 5, Семакин — 1, Суханов — 7, Фалалеев — 1, Шамшурин — 9


Монастырь в селе Усад

Сёстры Анна (1883 г.р.) и Евдокия (1885 г.р.) у своего дома на ул. Колхозная, 15.

Примерно в середине позапрошлого века в селе Усад Вятской губернии Малмыжского уезда в местечке Пашиных слободка – ныне улица Колхозная, 13, родился Курочкин Алексей Михайлович. Алексей Михайлович был верующим человеком, как и его жена и 3 дочери: Анна, Ольга и Евдокия, которая была послушницей в Чистопольском женском монастыре. После известных событий 1917 года Евдокия вернулась к своим родителям, и ее отец решил организовать женский монастырь в селе Усад. Собрали сход для решения о выделении участка земли под строительство обители. Но «общество» решило – землю для женского монастыря не выделять. Тогда Алексей Михайлович единолично принял решение – отдал свой огород под строительство монастыря. В скором времени был построен главный корпус и службы, а также колодец для нужд обители.

На другой стороне улицы (улица односторонняя), где не было домов, а располагались поля, с разрешения Осиповых Федора был выстроен пятистенный дом с 4 окнами на юг, где и расположилась монастырская иконописная мастерская. В нашей семье сохранились 3 иконы, написанные в этой мастерской.

Затем был построен дом для священника.

Обитель существовала недолго, где-то в начале 30-х годов монахинь арестовали. Некоторые вернулись в начале Великой Отечественной войны. Что с ними случилось дальше, я не знаю.

Достаточно долго «работал» колодец, где то уже после Великой Отечественной войны его закопали, т.к. не нашлось сил и средств для ремонта.

Дедушка Алексей Михайлович прожил до 1929 или 1933 года, точно не помню. Могилы не сохранилось. Она находится где-то на территории нынешней «Сельхозтехники», где некогда была МТС...

Из писем Н.Н. Полянцева (архив протоиерея Алексия Сухих).

— Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поимённо. – Киров, 2006.



В 1932 году Троицкий храм в селе Усад подвергся разграблению и разрушению. После закрытия Свято-Троицкой церкви в селе Усад в 1946 году был устроен Троицкий молитвенный дом, который располагался в выкупленном общиной верующих частном деревянном доме. В 1961 закрыт и затем сломан. В 2012 году на остатках кирпичной кладки, сохранившихся от бывшей Троицкой церкви, силами жителей Вятских Полян был установлен Поклонный крест.

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Род Название Уезд и волость Сельсовет Расст. до ВИК Крест. хоз-в Проч. хоз-в Всего хоз-в Муж. Жен. Всего В т.ч. удм. В т.ч. тат. В т.ч. мари
3-02-087 село Усад, Троицкий Усад Малмыжский уезд, Вятско-Полянская волость Усадский 2 км 202 13 215 512 601 1113


Усадский сельсовет

В 1922 году образован Усадский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии.
С 14 января 1929 года по 10 июня 1929 года - Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии Нижегородской области,
с 10 июня 1929 года по 15 июля 1929 года - Вятскополянского района Нижегородской области,
с 15 июля 1929 года по 07 октября 1932 года - Вятскополянского района Нижегородского края,
с 07 октября 1932 года по 07 декабря 1934 года - Вятскополянского района Горьковского края,
с 07 декабря 1934 года по 05 декабря 1936 года - Вятскополянского района Кировского края,
с 05 декабря 1936 года по 1938 год - Вятскополянского района Кировской области.

В состав сельского Совета входили село Усад, деревня Ершовка и посёлок Гремучий Ключ. На территории сельского Совета были расположены два колхоза - "Победа" , "Свобода" и железнодорожная станция.

Решением заседания президиума Вятскополянского райисполкома от 6 апреля 1938 года из Усадского сельского Совета были выделены село Усад, поселок Гремячий Ключ и железнодорожная станция и присоединены к селу Вятские Поляны. В связи с включением этих населённых пунктов в Вятскополянский поселковый Совет был образован Ершовский сельский Совет с центром в деревне Ершовка.

Примечания

  1. Дозорные книги Савы Аристова.
  2. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.
  3. диакон
  4. священник
  5. псаломщик