Усад — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 9 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Усад (Полянки, Рождественское на Полянках, Троицкий Усад, Троицкое)''' - бывшее село, с 1938 года в составе [[Посёлок Вятские Поляны|посёлка Вятские Поляны]], с 1942 года - города [[Вятские Поляны]]. | + | '''Усад (Полянки, Верхние Полянки, Рождественское на Полянках, Троицкий Усад, Троицкое)''' - бывшее село, с 1938 года в составе [[Посёлок Вятские Поляны|посёлка Вятские Поляны]], с 1942 года - города [[Вятские Поляны]]. |
== История == | == История == | ||
+ | === О топониме ''Усад'' === | ||
+ | Вероятно, местное название "усад" присутствовало ещё до возникновения здесь поселения. В дозорных книгах Савы Аристова 1606 года, где даётся [[Грамота 1612 года казанских дьяков Никанора Шульгина и Степана Дичкова Успенскому монастырю|описание вотчинных земель Вятского Успенского монастыря]], упоминается пустовавшее рядом с монастырской обителью "старческое усадище": | ||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | ..да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять.. | ||
+ | {{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | Этимология слова ''уса́дище'' общая со словом ''усадьба''. В старину этому слову существовала масса синонимов, имевших аналогичное значение: «усада», «усадебка», «усадище», «усадбище». Все они происходят от корня — ''усад'', имеющего значение отведенного места, выделенного участка, места куда усадили, но в большей степени — значение обжитого, освоенного. Формант ''–ище'' означает место, где раньше что-либо существовало – «избище», «печище», «стожище» и т.д. Усадищем могли называть место усадьбы или построенную на старом месте усадьбу, на пепелище старой усадьбы. Топонимы ''Усадище, Усад,'' как и ''Городище, Городок, Погостище, Селище, Весь,'' обычно указывают места древних поселений. В настоящее время для обозначения мест исчезнувших населённых пунктов всё чаще стали употреблять термин «урочище». | ||
+ | |||
+ | Иными словами, место, где возникло поселение Усад, могло быть до этого уже обжитым. | ||
+ | |||
=== О возникновении дворцового села Полянки === | === О возникновении дворцового села Полянки === | ||
Дату возникновения дворцового села - 1607 год - зафиксировала [[Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г. (сп. XVIII в.)]]: | Дату возникновения дворцового села - 1607 год - зафиксировала [[Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г. (сп. XVIII в.)]]: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | ''А как устроено наше дворцовое село, и тому сыскана записка: <br>в прошлом во {{comment|115|1607}} году сказывал в Казани боярину Степану Олександровичю Волоскому да Богдану Белскому, да дьяком Никонору Шулгину да Офонасью Овдокимову, Казанской жилец Михайло Онучин, что посылан де он в Вотяки збирати нашего | + | ''А как устроено наше дворцовое село, и тому сыскана записка: <br>в прошлом во {{comment|115|1607}} году сказывал в Казани боярину Степану Олександровичю Волоскому да Богдану Белскому, да дьяком Никонору Шулгину да Офонасью Овдокимову, Казанской жилец Михайло Онучин, что посылан де он в Вотяки збирати нашего посопнаго хлеба, едучи в Казань видел по Вятке реке порозжие земли, а охочие де волные люди на те земли за нами во крестьянех жити будут многие, мочно де устроити крестьян вытей до 100 и болши; <br>да с Михаилом же приехал поп Пантелей Микитин да крестьяня Ивашко Кузмин с товарыщи, а сказывали: <br>есть де на Вятке реке от манастырские пашни, от межника от врага от Дюдюма, по речке по Вошторме вверх, по манастырской стороне и за Кушак речку, порозжие земли чистого места и лесу и бору по смете в длину верст с 5, а поперег столко ж; да в другом месте, за речкою Воштормою, на речке на Тойме вверх до Черемиские деревни, что стоит на вершине Тоймы речки, порозжие земли чистого местаго места и лесу по смете в длину верст с 10, а поперег версты с 4, от Черемиские деревни Кукморы и от пашень верст с 15; <br>и бил челом тот поп и крестьяня, чтобы им на тех местех селитца во крестьянех за нами; <br>и боярин Степан Волоской с товарыщи про те де места сыскивати и дозирати посылали Саву Аристова, и Сава Аристов тем местом привез дозорные книги, и по дозору и по сыску, боярин Степан Волоской с товарыщи тому попу и крестьяном на тех местех за нами во крестьянех садитца велели, и грамоту им на те места дали за печатью царства Казанского, а лготы им дали на 6 лет; а вышли те крестьяне из манастыря с манастырские земли, и записи де на них у архимарита с братьею есть; а преж сего на том месте нашего дворцового села не бывало, были те полянки впусте. '' |
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | О причинах, по которым "безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек"<ref>Дозорные книги Савы Аристова.</ref> решили отделиться и покинуть монастырь, чтобы основать дворцовое село, в древних документах не говорится. | ||
+ | |||
+ | Первоначально жители, отделившиеся от монастыря, продолжали жить в уже построенных ими усадьбах. Село [[Полянки]], возникшее как село при вотчине Вятского Успенского монастыря, разделилось на две части: дворцовые '''Верхние Полянки''' и монастырские ''Нижние Полянки''. По Христорождественской церкви, имевшейся при монастыре, бытовало также название "село Рождественское", и после разделения его части называли: '''дворцовое село Рождественское''' и ''вятского монастыря село Рождественское''. Впоследствии за монастырским селом, в знак его принадлежности Вятскому Успенскому монастырю, закрепилось название: ''Вятские Поляны''. | ||
В 1622 году дворцовое село становится митрополичьим и упоминается в царской грамоте Михаила Фёдоровича, в писцовой переписной вниге и межевой книге под названием '''Рождественское на Полянках'''. | В 1622 году дворцовое село становится митрополичьим и упоминается в царской грамоте Михаила Фёдоровича, в писцовой переписной вниге и межевой книге под названием '''Рождественское на Полянках'''. | ||
Строка 19: | Строка 33: | ||
{{конец цитаты|источник=[[Писцовая книга Казанского уезда 1623 год|Писцовая переписная и межевая книга вотчинных сел митрополита казанского и свияжского Матвея, письма и меры Ивана Леонтьевича Скобельцына и подьячего Якова Власьева; 1622-1624 гг.; сп.]] // Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно да 1764 года / И.М.Покровский. - Казань, 1906. - 803 с. - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1_4_17/index.php}} | {{конец цитаты|источник=[[Писцовая книга Казанского уезда 1623 год|Писцовая переписная и межевая книга вотчинных сел митрополита казанского и свияжского Матвея, письма и меры Ивана Леонтьевича Скобельцына и подьячего Якова Власьева; 1622-1624 гг.; сп.]] // Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно да 1764 года / И.М.Покровский. - Казань, 1906. - 803 с. - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1_4_17/index.php}} | ||
− | В | + | В писцовых книгах Казанского уезда 1647-1656 гг. село упоминается как вотчина Казанского и Свияжского митрополита - '''село Троицкое, Поляны тож''': |
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | За Корнилием митрополитом Казанским и Свияжским в вотчине села Троетцкого, Поляны тож, крестьянские пашни мерою тринатцать длинников, пятнатцать поперечников, итого сто девяносто пять десятин в поле, а в дву потому ж. | ||
+ | |||
+ | Того ж села деревня [[Кушак|Кощак]]: крестьянские пашни мерою пять длинников, девять поперечников, итого сорок пять десятин в поле, а в дву потому ж. | ||
+ | {{конец цитаты|источник=[[Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656]]}} | ||
+ | |||
+ | То есть в митрополичью вотчину входили также земли деревни Кушак, основанной переселенцами села Троицкого. | ||
+ | |||
+ | Название села говорит о том, что в это время в нём уже имелась деревянная [[Свято-Троицкая церковь в селе Усад|Свято-Троицкая церковь]], здание которой было построено в 1620 году и обновлено в 1787 году. Взамен обветшавшего деревянного храма в 1838 году было построено каменное здание с колокольней, крытое железом. В церкви имелась местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца.<ref>Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1916 год. // Центральный гос. архив Удмуртии. – ф.245, оп.3, д.659.</ref> | ||
+ | |||
+ | Приход церкви состоял из 7 селений, в которых были развиты ремесла: выделка кирпича, производство валеной обуви, выработка варавины - кудели для верёвок, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремесла. Многие крестьяне ежегодно отправлялись на заработки на железную дорогу и на заводы. | ||
+ | |||
+ | Село стояло на трактовой дороге, идущей из города [[Малмыж]]а в город Елабугу. | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
Строка 43: | Строка 70: | ||
=== Монастырь в селе Усад === | === Монастырь в селе Усад === | ||
{{:Монастырь в селе Усад}} | {{:Монастырь в селе Усад}} | ||
+ | |||
+ | В 1932 году Троицкий храм в селе Усад подвергся разграблению и разрушению. После закрытия Свято-Троицкой церкви в селе Усад в 1946 году был устроен [[Молитвенный дом в честь святителя Николая в селе Усад|Троицкий молитвенный дом]], который располагался в выкупленном общиной верующих частном деревянном доме. В 1961 закрыт и затем сломан. В 2012 году на остатках кирпичной кладки, сохранившихся от бывшей Троицкой церкви, силами жителей Вятских Полян был установлен [[Поклонный крест с сенью на месте Свято-Троицкой церкви села Усад|Поклонный крест]]. | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} |
Версия 21:32, 16 августа 2018
Усад (Полянки, Верхние Полянки, Рождественское на Полянках, Троицкий Усад, Троицкое) - бывшее село, с 1938 года в составе посёлка Вятские Поляны, с 1942 года - города Вятские Поляны.
Содержание
История
О топониме Усад
Вероятно, местное название "усад" присутствовало ещё до возникновения здесь поселения. В дозорных книгах Савы Аристова 1606 года, где даётся описание вотчинных земель Вятского Успенского монастыря, упоминается пустовавшее рядом с монастырской обителью "старческое усадище":
..да к тому же манастырю пустого места под старческим усадищем, в росчистях, по смете десятин с десять..
Этимология слова уса́дище общая со словом усадьба. В старину этому слову существовала масса синонимов, имевших аналогичное значение: «усада», «усадебка», «усадище», «усадбище». Все они происходят от корня — усад, имеющего значение отведенного места, выделенного участка, места куда усадили, но в большей степени — значение обжитого, освоенного. Формант –ище означает место, где раньше что-либо существовало – «избище», «печище», «стожище» и т.д. Усадищем могли называть место усадьбы или построенную на старом месте усадьбу, на пепелище старой усадьбы. Топонимы Усадище, Усад, как и Городище, Городок, Погостище, Селище, Весь, обычно указывают места древних поселений. В настоящее время для обозначения мест исчезнувших населённых пунктов всё чаще стали употреблять термин «урочище».
Иными словами, место, где возникло поселение Усад, могло быть до этого уже обжитым.
О возникновении дворцового села Полянки
Дату возникновения дворцового села - 1607 год - зафиксировала Грамота царя Михаила Федоровича 1615 г. (сп. XVIII в.):
А как устроено наше дворцовое село, и тому сыскана записка:
в прошлом во 115 году сказывал в Казани боярину Степану Олександровичю Волоскому да Богдану Белскому, да дьяком Никонору Шулгину да Офонасью Овдокимову, Казанской жилец Михайло Онучин, что посылан де он в Вотяки збирати нашего посопнаго хлеба, едучи в Казань видел по Вятке реке порозжие земли, а охочие де волные люди на те земли за нами во крестьянех жити будут многие, мочно де устроити крестьян вытей до 100 и болши;
да с Михаилом же приехал поп Пантелей Микитин да крестьяня Ивашко Кузмин с товарыщи, а сказывали:
есть де на Вятке реке от манастырские пашни, от межника от врага от Дюдюма, по речке по Вошторме вверх, по манастырской стороне и за Кушак речку, порозжие земли чистого места и лесу и бору по смете в длину верст с 5, а поперег столко ж; да в другом месте, за речкою Воштормою, на речке на Тойме вверх до Черемиские деревни, что стоит на вершине Тоймы речки, порозжие земли чистого местаго места и лесу по смете в длину верст с 10, а поперег версты с 4, от Черемиские деревни Кукморы и от пашень верст с 15;
и бил челом тот поп и крестьяня, чтобы им на тех местех селитца во крестьянех за нами;
и боярин Степан Волоской с товарыщи про те де места сыскивати и дозирати посылали Саву Аристова, и Сава Аристов тем местом привез дозорные книги, и по дозору и по сыску, боярин Степан Волоской с товарыщи тому попу и крестьяном на тех местех за нами во крестьянех садитца велели, и грамоту им на те места дали за печатью царства Казанского, а лготы им дали на 6 лет; а вышли те крестьяне из манастыря с манастырские земли, и записи де на них у архимарита с братьею есть; а преж сего на том месте нашего дворцового села не бывало, были те полянки впусте.
О причинах, по которым "безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек"[1] решили отделиться и покинуть монастырь, чтобы основать дворцовое село, в древних документах не говорится.
Первоначально жители, отделившиеся от монастыря, продолжали жить в уже построенных ими усадьбах. Село Полянки, возникшее как село при вотчине Вятского Успенского монастыря, разделилось на две части: дворцовые Верхние Полянки и монастырские Нижние Полянки. По Христорождественской церкви, имевшейся при монастыре, бытовало также название "село Рождественское", и после разделения его части называли: дворцовое село Рождественское и вятского монастыря село Рождественское. Впоследствии за монастырским селом, в знак его принадлежности Вятскому Успенскому монастырю, закрепилось название: Вятские Поляны.
В 1622 году дворцовое село становится митрополичьим и упоминается в царской грамоте Михаила Фёдоровича, в писцовой переписной вниге и межевой книге под названием Рождественское на Полянках.
Радевший за интересы архиерейского дома казанский митрополит Матфей в 1622 году по этому случаю подавал челобитную царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету и, видимо, хотел возвратить Забулацкую слободу архиерейскому дому. Но ему было отказано царём на том основании, что «та слобода взята у прежних митрополитов и при прежних государях». Вместо Забулацкой слободы или денежной платы за неё дворовым людям м. Матфею предложено было приискать где-нибудь подходящие вотчины из дворцовых сёл и деревень. Он облюбовал три дворцовых села – Тресвятское, Елабуга тож, на р. Каме, ныне г. Елабуга, Вят. губ., Благовещенское-Омара на р. Омаре, ныне богатое село Мамадышского уезда, и с. Рождественское на Полянках, ныне село Усад (Троицкое) или Вятские Поляны, Малмыжского уезда Вятск. губ. и просил царя отдать их «в дом Пречистыя Богородицы в наследие вечных благ, вместо Забулацкой слободы». Села Благовещенское-Омара и Рождественское-Полянки были пожалованы м. Матфею со всеми угодьями и доходами, но села Тресвятского «дать не довелось», потому что «в том селе был кабак, а крестьяне гоняли ямскую гоньбу от Елабуги вверх по Каме до Сарапула и вниз по Каме до Рыбной Слободы без прогонов» (Моск. Глав. Арх. Мин. Юст. - Грамоты по Коллегии Экономии, № 48, общ. 6456), следовательно они нужны были на государево дело.
— Покровский И. Окраины города Казани в XVI-XVIII веках. // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Том XXI, вып.3. - Казань, 1905. - стр. 217-272
Да по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте за приписью дьяка Ивана Болотникова 132 года Октября в 29 день написано:
Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Русии и отец его государев Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии пожаловали Митрополита Матвея Казанскаго и Свияжскаго в вотчину из своих государевых дворцовых сел в Казанском уезде село Благовещенское, что на Омаре, да село Рождественское, что на Полянках со всеми доходы и угодьи, которыя угодья к тем селам изстари были.— Писцовая переписная и межевая книга вотчинных сел митрополита казанского и свияжского Матвея, письма и меры Ивана Леонтьевича Скобельцына и подьячего Якова Власьева; 1622-1624 гг.; сп. // Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно да 1764 года / И.М.Покровский. - Казань, 1906. - 803 с. - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1_4_17/index.php
В писцовых книгах Казанского уезда 1647-1656 гг. село упоминается как вотчина Казанского и Свияжского митрополита - село Троицкое, Поляны тож:
За Корнилием митрополитом Казанским и Свияжским в вотчине села Троетцкого, Поляны тож, крестьянские пашни мерою тринатцать длинников, пятнатцать поперечников, итого сто девяносто пять десятин в поле, а в дву потому ж.
Того ж села деревня Кощак: крестьянские пашни мерою пять длинников, девять поперечников, итого сорок пять десятин в поле, а в дву потому ж.
То есть в митрополичью вотчину входили также земли деревни Кушак, основанной переселенцами села Троицкого.
Название села говорит о том, что в это время в нём уже имелась деревянная Свято-Троицкая церковь, здание которой было построено в 1620 году и обновлено в 1787 году. Взамен обветшавшего деревянного храма в 1838 году было построено каменное здание с колокольней, крытое железом. В церкви имелась местно-чтимая древняя икона Св. Николая Чудотворца.[2]
Приход церкви состоял из 7 селений, в которых были развиты ремесла: выделка кирпича, производство валеной обуви, выработка варавины - кудели для верёвок, приготовление извести, кузнечное, ткацкое и гончарное ремесла. Многие крестьяне ежегодно отправлялись на заработки на железную дорогу и на заводы.
Село стояло на трактовой дороге, идущей из города Малмыжа в город Елабугу.
Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.
№ Название, тип Положение Уезд и стан Территория От уезд. города, в. От стан. кварт., в. Дворов Мужчин Женщин Всего жителей Примечание 7982 Усад, с. каз. при р. Вошторме и ключе Дюм-Дюм Малмыжский уезд, Стан 2 На Елабужском почтовом тракте 52 2 143 394 466 860 Церковь православная 1. Волостное правление. Мельница.
«Книга Вятских родов» В.А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год
№ Название селения Губерния, Уезд, Волость, Общество Приход Река Семей Жителей Промысел или занятие 10288 село Усад Вятская губерния, Малмыжский уезд, Усадская волость, Усадский район с. Усадское Троицкая ц. (церковь в этом селении) Ошторма → Вятка 174 777 поденщик; ремесленник Рода, число семей:
Арсютин — 6, Баев — 8, Бирюков — 1, Гомзиков — 4, Дрондин — 4, Клишнинов — 36, Короваев — 3, Котельников — 13, Кузнецов — 24, Курочкин — 13, Луппов — 1[3], Люперсольский — 1[4], Макашин — 1, Мотрохин — 1[5], Пастухов — 12, Полянцев — 8, Пономарев — 4, Просвирнин — 6, Пчелинцев — 1, Самоделов — 4, Санников — 5, Семакин — 1, Суханов — 7, Фалалеев — 1, Шамшурин — 9
Монастырь в селе Усад
Примерно в середине позапрошлого века в селе Усад Вятской губернии Малмыжского уезда в местечке Пашиных слободка – ныне улица Колхозная, 13, родился Курочкин Алексей Михайлович. Алексей Михайлович был верующим человеком, как и его жена и 3 дочери: Анна, Ольга и Евдокия, которая была послушницей в Чистопольском женском монастыре. После известных событий 1917 года Евдокия вернулась к своим родителям, и ее отец решил организовать женский монастырь в селе Усад. Собрали сход для решения о выделении участка земли под строительство обители. Но «общество» решило – землю для женского монастыря не выделять. Тогда Алексей Михайлович единолично принял решение – отдал свой огород под строительство монастыря. В скором времени был построен главный корпус и службы, а также колодец для нужд обители.
На другой стороне улицы (улица односторонняя), где не было домов, а располагались поля, с разрешения Осиповых Федора был выстроен пятистенный дом с 4 окнами на юг, где и расположилась монастырская иконописная мастерская. В нашей семье сохранились 3 иконы, написанные в этой мастерской.
Затем был построен дом для священника.
Обитель существовала недолго, где-то в начале 30-х годов монахинь арестовали. Некоторые вернулись в начале Великой Отечественной войны. Что с ними случилось дальше, я не знаю.
Достаточно долго «работал» колодец, где то уже после Великой Отечественной войны его закопали, т.к. не нашлось сил и средств для ремонта.
Дедушка Алексей Михайлович прожил до 1929 или 1933 года, точно не помню. Могилы не сохранилось. Она находится где-то на территории нынешней «Сельхозтехники», где некогда была МТС...
Из писем Н.Н. Полянцева (архив протоиерея Алексия Сухих).
— Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поимённо. – Киров, 2006.
В 1932 году Троицкий храм в селе Усад подвергся разграблению и разрушению. После закрытия Свято-Троицкой церкви в селе Усад в 1946 году был устроен Троицкий молитвенный дом, который располагался в выкупленном общиной верующих частном деревянном доме. В 1961 закрыт и затем сломан. В 2012 году на остатках кирпичной кладки, сохранившихся от бывшей Троицкой церкви, силами жителей Вятских Полян был установлен Поклонный крест.
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ Род Название Уезд и волость Сельсовет Расст. до ВИК Крест. хоз-в Проч. хоз-в Всего хоз-в Муж. Жен. Всего В т.ч. удм. В т.ч. тат. В т.ч. мари 3-02-087 село Усад, Троицкий Усад Малмыжский уезд, Вятско-Полянская волость Усадский 2 км 202 13 215 512 601 1113 — — —
Усадский сельсовет
В 1922 году образован Усадский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии.
С 14 января 1929 года по 10 июня 1929 года - Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии Нижегородской области,
с 10 июня 1929 года по 15 июля 1929 года - Вятскополянского района Нижегородской области,
с 15 июля 1929 года по 07 октября 1932 года - Вятскополянского района Нижегородского края,
с 07 октября 1932 года по 07 декабря 1934 года - Вятскополянского района Горьковского края,
с 07 декабря 1934 года по 05 декабря 1936 года - Вятскополянского района Кировского края,
с 05 декабря 1936 года по 1938 год - Вятскополянского района Кировской области.
В состав сельского Совета входили село Усад, деревня Ершовка и посёлок Гремучий Ключ. На территории сельского Совета были расположены два колхоза - "Победа" , "Свобода" и железнодорожная станция.
Решением заседания президиума Вятскополянского райисполкома от 6 апреля 1938 года из Усадского сельского Совета были выделены село Усад, поселок Гремячий Ключ и железнодорожная станция и присоединены к селу Вятские Поляны. В связи с включением этих населённых пунктов в Вятскополянский поселковый Совет был образован Ершовский сельский Совет с центром в деревне Ершовка.