Церковно-приходское училище в селе Вятские Поляны

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 20:23, 18 февраля 2016; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

По Положению 1819 года каждое волостное село Малмыжского уезда должно было открыть приходское училище. Но только в 1870 году в уезде появились училища во всех 15 волостях. Одним из первых возникло церковно-приходское училище в Усадской волости, но открыли его не в Усаде, а в Вятских Полянах, и произошло это в 1841 году. (В Малмыже первая школа появилась в 1827 году.)

Вятскополянское церковно-приходское училище располагалось на Малой улице (на месте дома № 32 по ул. Первомайской). Обучались здесь 120-150 учащихся. Занятия вели 4 учителя. В 1867 году в Вятской губернии открылись земства, в том числе и в г. Малмыже. Земство приняло на своё содержание все сельские школы уезда. Положение большинства церковно-приходских школ было незавидным. Церковное ведомство не обладало большими капиталами и почти всегда пользовалось земскими дотациями.

Из докладной записки заведующего Сосновской церковно-приходской школы священника Иосифа Пикулева, поданной в земскую управу 20 сентября 1909 года:

"Учителю и помощнику доводилось наймовать квартиры на свои скудные средства и в конце учебного года у них ничего не оставалось, кроме долгов, при всей их скромной жизни... Конечно, выдать бы им из попечительских, да нет их, а церковь сама по себе бедным-беднехонька. Даже до сих пор не имеет вокруг себя и мало-мальской оградки. По сему осмеливаюсь покорнейше просить, не найдёт ли земское собрание возможным по примеру прошлых лет ассигновать 100 рублей на наём квартиры под школу, а также на наём квартиры для учителей хотя бы малую толику от земского стола..."


В церковно-приходских школах сильный акцент делался на обучение и воспитание учащихся в духе религиозности. Учились в них три года, учебный год длился около 7 месяцев и определялся сроками начала и окончания важнейших сельскохозяйственных работ, в которых школьники были активными помощниками родителей. Обучались в основном мальчики, так как для девочек образование считалось ненужным и даже вредным.

В 1864 году Палатой Государственных Имуществ была основана Вятскополянская школа, помещавшаяся в собственном деревянном доме. Она продолжила миссию просвещения на территории Усадской волости.

К началу ХХ века здание школы в Вятских Полянах обветшало. Взамен её в 1901 году на средства купца М.А. Зайцева было выстроено и подарено земству двухэтажное кирпичное здание, в котором сначала разместилось двухклассное земское училище второй ступени, потом после революции работал тракторно-механический техникум, затем школа-семилетка, начальная школа № 1, а ныне располагается специальная коррекционная школа 8 вида.

Про обучение в церковно-приходских школах

Из воспоминаний Дёмина Ф.М., 1899 года рождения, уроженца села Суши:

"С 6-летнего возраста я горел сильным желанием учиться. Но в школу меня ещё не принимали: в церковно-приходскую школу принимали только с 9 лет. Поэтому со мной занимались все родные.

В школу я пошёл в 1907 году, когда мне исполнилось 8 лет. Учительница Александра Сергеевна сначала мне отказала, когда узнала, что мне 8 лет. Но я сказал, что умею читать и писать и что очень хочу учиться. Тогда она дала мне грифель и грифельную доску и предложила мне написать, какие я знаю буквы. Я написал. Затем она предложила прочитать несколько слов в букваре. Я сделал это с охотой. В результате этого приёмного экзамена я был принят в школу.

Домой я прибежал весёлый и заявил, что меня приняли в школу и что завтра велели приходить на занятия. Завтра же выдадут букварь, грифель и грифельную доску.

В тот же вечер мои сестры и мама спешно начали шить мне сумку для книг. Материалом для сумки был использован холст домашнего производства, а с наружной стороны сумка была обшита ситцевой обложкой, собранной из трех угольчатых клиньев разного цвета. Приготовлены были чистая рубашка и холщёвые штанишки, выкрашенные в черный цвет анилиновой краской. Таким образом, я был подготовлен для учебы в церковно-приходскую школу.

Учился я на 4 и 5, иногда даже с плюсом. В первом классе я проучился только ползимы. Учительница, видя, что мне в 1-м классе делать нечего, по согласованию со священником, перевела меня во 2-й класс. Священник играл роль настоятеля, контролёра, наблюдателя над нашей школой. Он же преподавал в школе закон Божий. Звали его Павлом. Все его боялись, всем внушал он своей персоной страх на селе. У нас его считали очень религиозным и умным священником.

Мне помнится один интересный случай, произошедший в школе во время занятия этого священника. Он задавал вопросы по заданному накануне «О вознесении Христа на небо». Наш 2-й класс находился в одном помещении с 3-им классом, без перегородки. Вопросы закона Божьего мы изучали одновременно с третьеклассниками. Отец Павел обратился к ученику 3 класса Подъячеву Николаю (убит на Великой Отечественной войне):

- Ну, Коля, расскажи – как Христос вознесся на небо?

Николай встал на ноги и без запинки ответил:

- Отец Павел, Христос сел на телегу и уехал на небо.

Поп рассмеялся сначала, но сдержался и принял строгий вид. В тот момент мой товарищ по 2-ому классу Решетников А.Ф. сделал рожицу и спросил Николая:

- А где же Христос взял лошадей, и кто ему запряг лошадей в телегу?

Я тоже встал и задал Николаю вопрос:

- А захватил ли Христос с собой ременницу, так как дорога дальняя и лошади могут устать?

Конечно, это было шалостью. Отец Павел помрачнел и двинулся с линейкой в руках на нас. Николай выскочил из-за парты, за ним выскочил Александр, а затем и я. Поп двинулся на нас, а мы от него – в сени; поп за нами, а мы – в коридор; поп за нами в коридор, а мы на улицу. Развевая длинными волосами, поп гнался за нами, но нас не догнал...

По распоряжению отца Павла мы были оставлены без обеда в течение 3-х учебных дней. Поп считал это тяжёлым наказанием. Но с нашей стороны оно переносилось нетрудно. Сказавши дома, что я обедать не приду, так как учительница заставила в обеденный перерыв сшивать тетради, я получил нужное количество продуктов на обед и безболезненно отбыл наказание. Так же сделали и мои товарищи.

Учительница Александра Сергеевна часто оставляла меня во 2-м классе вместо себя. И я недурно выполнял учительскую роль. Делал в тетрадях учеников прописи по чистописанию, задавал вопросы по прочитанному или по умственной арифметике, вызывал учеников к классной доске для решения письменных арифметических задач и т.д. Это положение создавало для меня среди своих товарищей большой авторитет.

Осенью 1908 года я был переведён в третий класс. Получилось, что за одну зиму я закончил первый и второй классы. С радостью взялся я за учёбу в третьем классе. И за весь год не получил ни одной «тройки».

Настала пора экзаменов по выпуску учеников из третьего класса. При всей моей хорошей успеваемости меня не допустили к экзамену, так как мне было мало годов, и предложили учиться ещё один год в третьем классе. Таким образом, осенью 1909 года я продолжил обучение в третьем классе. Учебно-программные вопросы-задачи для меня были ясные. И я, например, готовил уроки по задачникам на целый месяц вперёд."




Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.