Чемочар — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
'''Чемочар''' (Чемошар, Чамочар, Чемошур) - деревня на территории [[Усть-Люгинское сельское поселение (Вятскополянский район Кировской области)|Усть-Люгинского сельского поселения (округа)]] [[Вятскополянский район|Вятскополянского района]].
 
'''Чемочар''' (Чемошар, Чамочар, Чемошур) - деревня на территории [[Усть-Люгинское сельское поселение (Вятскополянский район Кировской области)|Усть-Люгинского сельского поселения (округа)]] [[Вятскополянский район|Вятскополянского района]].
 
----
 
----
 +
== Топонимическая справка ==
 +
* По одной из версий, название деревни образовано от слова ''чума'' – болезни, из-за которой погибли жители пустующих домов, в которых поселились первые переселенцы.
 +
* Своё название деревня могла унаследовать от прежнего вымершего удмуртского поселения. Чемочар может быть модификацией топонима Чемошур (Чумошур), распространённого в Удмуртии. Топоним «Чемошур» является русифицированным вариантом удмуртского слова «Чумошур» — «ручей/река (шур), на берегу которой находится охотничья избушка (чум)»
 +
 
== Предания о возникновении деревни ==
 
== Предания о возникновении деревни ==
 
В 16 веке Иван Грозный взял столицу Казанского ханства г. Казань. Для закрепления своей власти в ханстве он начал проводить насильственное крещение татар. Многие близлежащие деревни первыми попали под крещение, но были и такие деревни, которые от насильственного крещения скрывались в лесах. Одна из таких деревень Состамак (Саз-Тамак), жители которой во главе с местным муллой покинули свою деревню и основали деревню [[Сосмак]], удалённую от их родины на 100-120 километров. Крещение до деревни Сосмак не дошло. Деревня развивалась, население росло, и не стало хватать растущей деревне леса для строительства, пахотных земель для обработки - люди стали искать места, пригодные для заселения, куда они могли бы приложить свои руки.
 
В 16 веке Иван Грозный взял столицу Казанского ханства г. Казань. Для закрепления своей власти в ханстве он начал проводить насильственное крещение татар. Многие близлежащие деревни первыми попали под крещение, но были и такие деревни, которые от насильственного крещения скрывались в лесах. Одна из таких деревень Состамак (Саз-Тамак), жители которой во главе с местным муллой покинули свою деревню и основали деревню [[Сосмак]], удалённую от их родины на 100-120 километров. Крещение до деревни Сосмак не дошло. Деревня развивалась, население росло, и не стало хватать растущей деревне леса для строительства, пахотных земель для обработки - люди стали искать места, пригодные для заселения, куда они могли бы приложить свои руки.
Строка 12: Строка 16:
 
Новосёлы начали потихоньку обосновываться, строиться. Вокруг стоял дремучий лес. Частыми гостями жителей были медведи и волки, которые задирали скотину, нападали даже на них. Четыре семьи не выдержали испытаний, и ушли из этой местности.
 
Новосёлы начали потихоньку обосновываться, строиться. Вокруг стоял дремучий лес. Частыми гостями жителей были медведи и волки, которые задирали скотину, нападали даже на них. Четыре семьи не выдержали испытаний, и ушли из этой местности.
  
Годом основания деревни официально считается 1836.<ref>''Необходимо указать источник.''</ref>  По рассказам наших предков известно, что остались три брата со своими семьями. Вот их имена: Пейке, Тимерке, Муса. Семьи у них были многодетными. От оставшихся трёх семей ведёт начало деревня Чемочар. Постепенно деревня увеличивалась.  
+
Годом основания деревни официально считается 1836.<ref>''Необходимо указать источник.''</ref>  По преданиям, остались три брата со своими семьями: Пейке, Тимерке, Муса. Семьи у них были многодетными. От оставшихся трёх семей ведёт начало деревня Чемочар. Постепенно деревня увеличивалась.  
 
+
== Топонимическая справка ==
+
* По одной из версий, название деревни образовано от слова ''чума'' – болезни, из-за которой погибли жители пустующих домов, в которых поселились первые переселенцы.
+
* Своё название деревня могла унаследовать от прежнего вымершего удмуртского поселения. Чемочар может быть модификацией топонима Чемошур (Чумошур), распространённого в Удмуртии. Топоним «Чемошур» является русифицированным вариантом удмуртского слова «Чумошур» — «ручей/река (шур), на берегу которой находится охотничья избушка (чум)»
+
  
 
== История деревни ==
 
== История деревни ==

Версия 19:36, 19 апреля 2018

Чемочар (Чемошар, Чамочар, Чемошур) - деревня на территории Усть-Люгинского сельского поселения (округа) Вятскополянского района.


Топонимическая справка

  • По одной из версий, название деревни образовано от слова чума – болезни, из-за которой погибли жители пустующих домов, в которых поселились первые переселенцы.
  • Своё название деревня могла унаследовать от прежнего вымершего удмуртского поселения. Чемочар может быть модификацией топонима Чемошур (Чумошур), распространённого в Удмуртии. Топоним «Чемошур» является русифицированным вариантом удмуртского слова «Чумошур» — «ручей/река (шур), на берегу которой находится охотничья избушка (чум)»

Предания о возникновении деревни

В 16 веке Иван Грозный взял столицу Казанского ханства г. Казань. Для закрепления своей власти в ханстве он начал проводить насильственное крещение татар. Многие близлежащие деревни первыми попали под крещение, но были и такие деревни, которые от насильственного крещения скрывались в лесах. Одна из таких деревень Состамак (Саз-Тамак), жители которой во главе с местным муллой покинули свою деревню и основали деревню Сосмак, удалённую от их родины на 100-120 километров. Крещение до деревни Сосмак не дошло. Деревня развивалась, население росло, и не стало хватать растущей деревне леса для строительства, пахотных земель для обработки - люди стали искать места, пригодные для заселения, куда они могли бы приложить свои руки.

На левом берегу Вятки росли большие сосновые леса, местность была необитаема, а значит, имелась возможность после расчистки земли, выращивать на ней хлеб, используя лес для строительства жилья и надворных построек.

В начале XIX века несколько семей переправились на левую сторону и попытались обосновать деревню на месте нынешней деревни Высокая Гора. Место было подходящее, но оставалась проблема с водой: необходимо было носить её из-под высокой горы.

Охотники, обследовавшие ближайшую местность, нашли маленькую речушку, на берегу которой стояло несколько пустых строений. Семь семей перебрались в эти пустующие дома.

Новосёлы начали потихоньку обосновываться, строиться. Вокруг стоял дремучий лес. Частыми гостями жителей были медведи и волки, которые задирали скотину, нападали даже на них. Четыре семьи не выдержали испытаний, и ушли из этой местности.

Годом основания деревни официально считается 1836.[1] По преданиям, остались три брата со своими семьями: Пейке, Тимерке, Муса. Семьи у них были многодетными. От оставшихся трёх семей ведёт начало деревня Чемочар. Постепенно деревня увеличивалась.

История деревни

Среди жителей были охотники, земледельцы, пчеловоды и плотники. К началу 20 века обрабатываемые земли увеличились благодаря непомерному труду крестьян. Каждое хозяйство имело лошадь для обработки земли. В деревне насчитывалось 80 хозяйств.

Началась первая мировая война, она уменьшила мужское население деревни.

Данные из списка населённых мест по итогам переписи 1926 г.[2]

Деревня Чемочар (Чемашар) Высокогорского сельсовета Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда:

Крестьянских хозяйств - 54
Мужчин - 150
Женщин - 146
Всего
в т.ч. татар - 296


Наступила коллективизация. В 1931-1932 годах был организован колхоз под названием «Трудовик», в который сразу вступили около половины населения. Дела в колхозе шли плохо, в течение года сменилось 2 председателя: Гиззат и Гайфутдин. Наступила сплошная коллективизация, всё оставшееся население «загнали» в колхоз. На счастье, третий председатель Губайдуллин Каримулла был человеком хозяйственным: дела колхоза пошли в гору. Каримулла свое председательство начал со строительства колхозной конюшни, скотного двора, коровника. У кого в хозяйстве было 2 клети (кладовые), одну забирали в колхоз. Из этих клетей сделали колхозные амбары под зерно. Каждый колхозник был обязан вывозить навоз и птичий помет на колхозные поля, что увеличило урожай овощей и зерна.

Для выращивания овощей была создана бригада, в которой работали 6 женщин. Они получали большие урожаи, внося существенный вклад в кассу колхоза. На эти деньги колхоз приобрел установку для переработки сосновой серы. Устройство превращало обычную смолу в строительную, пользующуюся большим спросом.

На средства, вырученные от различной деятельности, колхоз приобрел сепаратор для молока и машину - шерстобитку, которой пользовались не только колхозники, но и жители всей округи. Колхоз получал дополнительные средства заготовкой липы: из древесины вручную пилили доски, а из коры получали мочало. Эти материалы высоко ценились, их грузили на баржи и отправляли в Казань, получая взамен мануфактуру (ткани) и другие товары, которыми колхоз рассчитывался с колхозниками за трудодни.

В 1936-1937 годах колхоз смог купить на свои сбережения сложную молотилку марки МК-1100. Молотилка работала от калорифера. От этого же двигателя была пущена в ход циркулярная пила для изготовления досок.

Памятник односельчанам,
погибшим в годы Великой Отечественной войны.
д. Чемочар

В эти же годы районная МТС выделила трактор КТЗ, что намного облегчило работу в поле. К началу войны колхоз по тем временам был в полном расцвете. Во время Великой Отечественной войны колхозники продолжали так же стабильно работать под руководством председателя Галеевой Анвар.

По окончании войны сельчане не дождались с фронта 46 человек.

Война нанесла огромный ущерб. На войну забирали почти все мужское население, лучших лошадей, колхозу давали завышенные планы, дополнительные сельхозналоги и военные налоги. Каждое личное хозяйство должно было заплатить государству такой налог: 11 килограмм топлёного масла, 40 килограмм мяса, 100 штук яиц, 300 килограмм картофеля. Сами колхозники вынуждены были есть даже гнилую картошку и лебеду. Также колхозников досаждали распространением государственных займов. Каждый колхозник был обязан приобретать облигации государственного займа.

Сельских жителей готовили для работы в промышленности страны через обучение в ФЗО (профессиональные училища), насильственно отправляя молодых колхозников учиться. После войны колхоз стал ослабевать, так как многие мужчины не вернулись с войны. Его объединили с колхозом «Чёрный Ключ» деревни Ямышка и назвали «Колхоз имени Лысенко». Правление колхоза находилось в деревне Ямышка.

В феврале 1955 года колхозы объединили в очередной раз, охватив 7 деревень.

В 70-80 годы прошлого столетия в колхозе строились фермы, картофелехранилища, квартиры. Но с началом перестройки колхоз пришёл в упадок и развалился.

В третье тысячелетие жители деревни Чемочар вошли в борьбе за выживание, каждое хозяйство в отдельности.

Достопримечательности

  • Памятник воинам-землякам в Чемочаре
  • Рядом с Чемочаром расположены два источника с мягкой, кристально чистой, целебной водой. С одного родника ручей наполняет небольшой пруд в центре деревни, у пересечения улиц Солнечной и Центральной. От другого родника начинается маленький ручей, протекающий за околицей и впадающий в речку Ямышку.

Галерея

Ролик о Чемочаре от канала сосновских видео-блогеров "Горячие головы"

Ролик видео-фотостудии "25 Кадр" про источник в деревне Чемочар

Примечания

  1. Необходимо указать источник.
  2. Краеведческий портал "Родная Вятка"

Источники

  • Использованы материалы о деревне Чемочар, которые собрали супруги Хабибуллины: Таслима Ахмадуллина и Рифкат Тимергалеевич.


Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.