3-й Сибирский авиаотряд — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 25: Строка 25:
 
Это был самый масштабный перелёт от красных к белым за всю Гражданскую войну.
 
Это был самый масштабный перелёт от красных к белым за всю Гражданскую войну.
  
Штабс-капитан П.П. Сергеев 10 июля отправился с докладом в штаб Сибирской армии, передав командование поручику В.В. Аносову, и в тот же день был зачислен в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа. Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в '''3-й Сибирский авиаотряд''' с включением в состав [[3-й Степной Сибирский армейский корпус|Степного Сибирского корпуса]]. 17 июля в резерв чинов был отчислен поручик В.В. Аносов,  а в командование отрядом вступил подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к [[4-я Сибирская стрелковая дивизия|1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии]] и бессменно находился при ней всё последующее время.<ref>Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.</ref>
+
Штабс-капитан П.П. Сергеев 10 июля 1918 отправился с докладом в штаб Сибирской армии, передав командование поручику В.В. Аносову, и в тот же день был зачислен в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа. Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в '''3-й Сибирский авиаотряд''' с включением в состав [[3-й Степной Сибирский армейский корпус|Степного Сибирского корпуса]]. 17 июля в резерв чинов был отчислен поручик В.В. Аносов,  а в командование отрядом вступил подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к [[4-я Сибирская стрелковая дивизия|1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии]] и бессменно находился при ней всё последующее время.<ref>Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.</ref>
  
=== Череда неудач ===
+
=== В резерве. Череда неудач ===
 
Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. В боевой работе их преследовали неудачи. До такой степени, что у других участников боевых действий под Тюменью сложилось впечатление: «авиационный отряд не остался в составе колонны полковника Вержбицкого, но отбыл в тыл белых». Виной тому были частые поломки самолётов.  
 
Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. В боевой работе их преследовали неудачи. До такой степени, что у других участников боевых действий под Тюменью сложилось впечатление: «авиационный отряд не остался в составе колонны полковника Вержбицкого, но отбыл в тыл белых». Виной тому были частые поломки самолётов.  
  
14 июля по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.  
+
14 июля 1918 по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.  
  
 
С 20 июля отряд находился в резерве на станции Вагай. Здесь 23 июля во время пробного полёта из внезапно накренившегося самолёта выпал и разбился насмерть военный лётчик старший унтер-офицер И.А. Сергеев.<ref>Филимонов Б.Б. Указ.соч. С.294; Симонов Д.Г. Указ. соч. С.216.</ref>
 
С 20 июля отряд находился в резерве на станции Вагай. Здесь 23 июля во время пробного полёта из внезапно накренившегося самолёта выпал и разбился насмерть военный лётчик старший унтер-офицер И.А. Сергеев.<ref>Филимонов Б.Б. Указ.соч. С.294; Симонов Д.Г. Указ. соч. С.216.</ref>
Строка 39: Строка 39:
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
  
26 августа разбились при посадке командир авиаотряда К.Ф. Святогор-Святогорский и лётчик-наблюдатель П.М. Свирчевский. После гибели К.Ф. Святогор-Святогорского 3-м Сибирским авиаотрядом временно командовал военный лётчик прапорщик Ю.И. Римша.  
+
С 1 августа отряд находился в резерве на станции Камышлов, а с 16 по 26 августа принимал участие в боях у станции Антрацит и села Ирбитские Вершины.
  
Приказом по Сибирской армии от 30 сентября 1918 г. во главе авиаотряда был поставлен бывший командир 45-го корпусного воздухоплавательного отряда военный лётчик подполковник Рыжков. К этому времени были восстановлены потери в личном составе и материальной части авиаотряда.  
+
25 августа разбились при посадке командир авиаотряда К.Ф. Святогор-Святогорский и лётчик-наблюдатель П.М. Свирчевский. После гибели К.Ф. Святогор-Святогорского 3-м Сибирским авиаотрядом временно командовал военный лётчик прапорщик Ю.И. Римша.<ref>Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.</ref>
  
В августе-сентябре 1918 г. в районе Екатеринбурга на сторону белых перелетели военные лётчики прапорщики А.Д. Муратов на «Ньюпоре № 23» и М.А. Снегирев на «Сопвиче». По распоряжению начальника 7-й Уральской дивизии горных стрелков 17 сентября оба офицера (по всей видимости, вместе с самолётами) были направлены для дальнейшего прохождения службы в 3-й Сибирский авиаотряд.
+
В сентябре потери личного состава отряда были восполнены. 17 сентября в авиаотряд поступили военные лётчики прапорщики А.Д. Муратов и М.А. Снегирев, перелетевшие на сторону белых в районе действий 7-й Уральской дивизии горных стрелков. Муратов перелетел из красного 5-го Социалистического отряда на «Ньюпоре-23» из Нижнего Тагила в Екатеринбург 21 августа, заявив, что хочет «при помощи истребителя, на котором он прилетел, оградить город от налётов противника». Перелёт Снегирева состоялся из Иркутской авиагруппы на «Сопвиче» в деревню Вогулку 11 сентября. Приказом по Сибирской армии от 30 сентября 1918 года командиром отряда был назначен военный лётчик подполковник Рыжков (бывший командир 45-го корпусного воздухоплавательного отряда).<ref>Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлеты погибшей империи: Авиация в Гражданской войне. М., 2008. С.71; Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.</ref>
  
Из-за частых поломок самолеты 3-го Сибирского авиаотряда весьма редко использовались в ходе боевых операций 4Сибирской стрелковой дивизии. С 11 по 20 июля авиаотряд принимал участие в боях под Тюменью, затем до 27 июля находился в резерве на станции Вагай, а 30 июля участвовал в наступлении на станцию Егоршино. Последнее событие нашло отражение в дневнике красноармейца Ф.И. Голикова. 3 августа он писал: «Вчера в полдень над станцией (Егоршино.) появились два белогвардейских аэроплана. Летели невысоко, саженей на 300. Мы выскочили из казармы, начали стрелять из винтовок. Попасть не попали, но заставили убраться восвояси. Улетая, лётчики сбросили две бомбы, которые дымили, но не взорвались».  
+
20 октября значившийся боеспособным 3-й Сибирский авиаотряд был причислен к «армии генерала Р. Гайды». Местом стоянки ему был назначен Богданович.<ref>Доронин Ю.П. Авиация белых армий на Восточном фронте // Белая армия. Белое дело. Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.69.</ref>
  
Возможно, Голиков ошибается с датой, так как по официальным данным с I августа авиаотряд находился в резерве на станции Камышлов и только с 16 по 26 августа участвовал в боях у станции Антрацит и села Ирбитские Вершины. Затем в течение более трёх месяцев он опять числился в резерве, располагаясь сначала в Камышлове, а потом в Невьянске.  
+
Впоследствии отряд базировался в Невьянске, продолжая оставаться в резерве. Только 15 декабря генерал-майор Г.А. Вержбицкий приказал отряду перебазироваться из Невьянска в район станций Лысьва и Калино и приступить к подготовке к предстоящим полётам.<ref>Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.</ref>
 +
 +
По подсчетам Д.Г. Симонова 3-й Сибирский авиаотряд за полгода 1918 имел 3-4 эпизода участия в боях. Впрочем, вся сибирская авиация (1-й, 2-й и 3-й Сибирские авиаотряды) за этот же период боевых действий на Урале по подсчетам М.А. Хайрулина и В.И. Кондратьева совершила не более 20 боевых вылетов<ref>Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216; Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Указ. соч. С.77.</ref>. Виной тому, в первую очередь самолёты, которые «разбивались, ломались, горели, бросались при отступлении и разбирались на запасные части»<ref>Доронин Ю.П. Указ.соч. С.62.</ref>.
 +
 
 +
=== Зимовка ===
 +
На 28 января 1919 года в составе 3-го Сибирского авиаотряда числились: военные лётчики штабс-капитан П.М. Фаддеев (командир отряда), подпоручик Ю.И. Римша, прапорщики А.Д. Муратов и М.А. Снегирев, ст. унтер-офицер Д.И. Затыкин, лётчики-наблюдатели штабс-капитан Н.В. Подгородников, поручики Л.П. Габаев и В.В. Михайлов, подпоручик М.И. Танский, ст. унтер-офицер М.С. Шеленин<ref>РГВА. Ф.40025, оп.1, д.26, лл.20-21.</ref>.
 +
 
 +
Обслуживающим персоналом отряд был не доукомплектован. По штату требовалось 90 человек, имелось в наличии – 70, в т.ч. военнообязанных – 25, добровольцев – 28, вольнонаёмных – 17<ref>Доронин Ю.П. Подготовка кадров авиации армии А.В. Колчака // Белая армия. Белое дело. Исторический научно-популярный альманах. №10. Екатеринбург, 2002. – С.31.</ref>.
 +
 
 +
Сведений о боевой работе 3-го Сибирского отряда зимой 1918-1919 годов пока не обнаружено. Да и не было почти никакой боевой работы авиации, как белой, так и красной, из-за отсутствия бензина, самолётных лыж и трудности запуска изношенных моторов на морозе<ref>Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Указ.соч. С.76.</ref>. 2 марта 1919 года подполковник М.С. Смольянинов, вступивший в должность начальника авиагруппы Сибирской армии, с удивлением узнал в штабе армии: «Оказывается, полёты такая редкость, что о каждом сообщается в Омск начальнику штаба Верховного главнокомандующего!»<ref>Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.293.</ref>
 +
 
 +
6 марта 1919 Смольянинов инспектировал 3-й Сибавиаотряд. Самолёты находились в Юго-Кнауфском заводе, годным был «всего лишь 1 аппарат, находящийся на фронте, да и то старый». Вагоны с командой и мастерскими находились на станции Шумково, в 30 верстах восточнее Кунгура. «Здесь, в Шумкове, аэродромом служит замёрзшая, не очень широкая р. Сылва; с одной стороны – крутой лесистый берег, с другой – более пологий, с большим селом. Местность живописная». Вскоре М.С. Смольянинов перевёл отряд в Кунгур, где «подыскал великолепный аэродром – луг на берегу р. Сылвы». Всего в отрядах Сибавиагруппы, 2-м и 3-м Сибирских, насчитывалось «10 машин, из которых тоже половина, а м.б., и меньше, может работать». На следующий день Смольянинов докладывал «о настоящем положении авиации у нас наштакору полковнику Крузе, сравнил её состояние с тем, которое было в прежнюю войну, и просил не требовать от неё чрезмерного». Также Смольянинов просил командование 3-го Сибирского корпуса, при котором действовал 3-й Сибавиаотряд, вернуть «4 машины, взятые у нас чехами», на что получил ответ: «получить назад их вряд ли будет возможно без вмешательства французов, т.к. отношения между русскими и чехами сильно обострены».<ref>Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.299.</ref>
 +
 
 +
=== Участие в весеннем наступлении ===
 +
16 марта 1919 вылетел на разведку и не вернулся командир отряда штабс-капитан П.М. Фаддеев, вызвав переживания: «страшная смерть ожидает несчастного, если только он попадёт живым в руки красных». Обошлось: «сел в своём расположении».<ref>Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.309-310.</ref>
 +
 
 +
В апреле полётов белой авиации не было, «в виду ремонта самолётов и распутицею»<ref>РГВА. Ф.40025, оп.1, д.26, л.16.</ref>.
 +
 
 +
4 мая 1919 года 3-й Сибирский авиаотряд был в Сарапуле: «аппараты… находились в починке на заводе, в данное время приступлено к спешной сборке»<ref>РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.2.</ref>.
 +
 
 +
Уже 8 мая самолёт авиаотряда совершил разведывательный полёт до ж.д. моста через реку Вятку у Вятских Полян.
 +
{{начало цитаты}}
 +
"8 мая 1919
 +
 
 +
В 10:10 со стороны противника появился аэроплан. И, описав несколько кругов над ж/д мостом, сбросил две бомбы: одну на ж/д мост и другую на 7 батарею, обе упали в стороне от указанных целей, не причинив вреда. После этого при следовании на Ниж. Заструг и село Сосновка сбросил воззвания в расположение 3 и 4 Петроградских полков с призывом ком. сиб. армией Гайды переходить в плен."
 +
{{конец цитаты|источник=Журнал боевых действий 28 стрелковой дивизии РККА<ref>Ф.1328, д.оп.1, д.358, л.76.</ref>}}
 +
 
 +
В середине мая 3-й Сибавиаотряд – в Елабуге<ref>РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.5.</ref>.
 +
 
 +
В конце мая 3-й Сибавиаотряд базировался у села Локтыжма ([[Лака-Тыжма]]). Материальную часть отряда составляли 3 разнотипных самолета: «Вуазен», «Фарман-30» и «Моран-Солнье».
 +
 
 +
25 мая аэродром отряда был обнаружен четвёркой самолётов красного 5-го разведотряда, сбросивших в расположении 3-го Сибирского авиаотряда 5 десяти-фунтовых бомб.  Вечером того же дня «Фарман-30» 7-го разведотряда снова бомбил аэродром тремя бомбами. Оба налёта оказались безрезультатными.
 +
 
 +
26 мая «Фарман-30» 3-го Сибавиаотряда, вылетевший на бомбардировку [[Станция Вятские Поляны|станции Вятские Поляны]], был атакован «Фарманом» 7-го разведотряда. Лётчик-наблюдатель «Подгородников, сохраняя полное спокойствие, в нужный момент открыл меткий пулемётный огонь, чем заставил снизиться, а затем во время последовавших смелых атак искусным огнём, не давая противнику опомниться, вынудил на высоте 200 м уйти в глубокий тыл, не дав таким образом выполнить разведку». По отчёту советского лётчика всё наоборот: «самолёт противника удалился со снижением в своё расположение»<ref>Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Указ.соч. С.151-153.</ref>.
 +
 
 +
:См. также: [[Бомбёжки и первый воздушный бой у Вятских Полян]]
  
15 декабря генерал Вержбицкий приказал авиаотряду перебазироваться из Невьянска в район станций Лысьва - Калино и приступить к подготовительным работам для предстоящих полётов. Таким образом, за полгода нахождения в составе II Степного Сибирского корпуса 3-й Сибирский авиаотряд имел лишь три-четыре эпизода участия в боях.
 
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
Строка 63: Строка 97:
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
* [http://safe-rgs.ru/2715-aviacionnye-otryady-stepnogo-sibirskogo-korpusa.html Авиационные отряды Степного Сибирского корпуса]
 
* [http://safe-rgs.ru/2715-aviacionnye-otryady-stepnogo-sibirskogo-korpusa.html Авиационные отряды Степного Сибирского корпуса]
* [[Бомбёжки и первый воздушный бой у Вятских Полян]]
+
 
  
 
[[Категория:Гражданская война]]
 
[[Категория:Гражданская война]]

Версия 22:57, 16 апреля 2019

3-й Сибирский авиаотряд - авиационная воинская часть в составе Сибирской армии адмирала А.В. Колчака.

Историческая справка

Перелёт

В начале июля 1918 года к белым перелетел в полном составе красный Оренбургский авиационный отряд.

6 июля 1918 года в штаб Западно-Сибирского отряда полковника Г.А. Вержбицкого на автомобиле прибыл лётчик красного Оренбургского авиационного отряда поручик В.В. Аносов, сообщивший о предстоявшем перелёте, а 7 июля из Ялуторовска на станцию Голышманово через линию фронта перелетел командир отряда штабс-капитан П.П. Сергеев. 9 июля перешедший на сторону белых Оренбургский отряд сосредоточился на станции Вагай. Кроме уже упоминавшихся П.П. Сергеева и В.В. Аносова, он состоял из военных лётчиков поручика П.К. Шрейдера, прапорщика Ю.И. Римши, лётчиков-наблюдателей штабс-капитанов С.И. Дуле-Дилена, Н.В. Подгородникова, П.М. Свирчевского, прапорщика В.И. Шатилова, 15-ти других чинов[1].

Историк белого движения Б.Б. Филимонов со слов очевидцев так описал это событие[2]:

«В районе ст. Омутинская к белым перебежал начальник авиационного парка красных. Он со своим помощником проскочил через красные посты на автомобиле. Прибыв в штаб полковника Вержбицкого, он просил, чтобы белые завтра не стреляли по аппаратам, так как они завтра перелетят к ним, кроме того, он предлагал дать ему команду для захвата всей базы авиационного парка. Сначала ему не поверили, но затем согласились дать людей с условием, что в случае западни первая пуля будет ему. На следующий день, действительно, белые войска увидели, как один за другим в их тыл перелетело несколько аппаратов со стороны красных, а ночью полковник Вержбицкий направили команду для захвата авиационной базы согласно указаниям перебежчиков. База эта находилась где-то неподалеку, но в стороне от линии железной дороги. В полной целости и сохранности она перешла в руки белых» .


М.С. Смольянинов со слов поручика Аносова, встреченного им 9 ноября 1918 года во Владивостоке, записал в своём дневнике[3]:

«Аносов был при взятии Двинска захвачен немцами в плен, затем бежал от них и получил личное назначение Троцкого командовать авиаотрядом, идущим на фронт. С Троцким он виделся в Москве… По прибытии на «фронт» Аносову удалось споить своих солдат и, проделав более 100 верст походным порядком по просёлкам, переправить обоз своего авиаотряда на эту сторону, его же три аэроплана прямо перелетели. После такого наглого обмана большевики, по словам Аносова, оценили его голову в 50000 руб.»


Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулемётов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов. Томская газета «Сибирская жизнь» сообщила[4]:

«Отряд предложил себя в распоряжение правительственных войск, желая служить временному сибирскому правительству. Отрядом доставлены три аэроплана системы Фармана, легковой и грузовой автомобили, мотоциклет, несколько пулемётов и много авиационного материала. Всё доставленное находится в полной боевой готовности, и от лётчиков получены весьма ценные сведения[5]»


Это был самый масштабный перелёт от красных к белым за всю Гражданскую войну.

Штабс-капитан П.П. Сергеев 10 июля 1918 отправился с докладом в штаб Сибирской армии, передав командование поручику В.В. Аносову, и в тот же день был зачислен в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа. Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в 3-й Сибирский авиаотряд с включением в состав Степного Сибирского корпуса. 17 июля в резерв чинов был отчислен поручик В.В. Аносов, а в командование отрядом вступил подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к 1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии и бессменно находился при ней всё последующее время.[6]

В резерве. Череда неудач

Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. В боевой работе их преследовали неудачи. До такой степени, что у других участников боевых действий под Тюменью сложилось впечатление: «авиационный отряд не остался в составе колонны полковника Вержбицкого, но отбыл в тыл белых». Виной тому были частые поломки самолётов.

14 июля 1918 по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.

С 20 июля отряд находился в резерве на станции Вагай. Здесь 23 июля во время пробного полёта из внезапно накренившегося самолёта выпал и разбился насмерть военный лётчик старший унтер-офицер И.А. Сергеев.[7]

30 июля 3-й Сибирский авиаотряд участвовал в наступлении на станцию Егоршино. Будущий маршал (в то время – пулемётчик) Ф.И. Голиков записал тогда в дневнике[8]:

«Вчера в полдень над станцией появились два белогвардейских аэроплана. Летели невысоко, саженей на 300. Мы выскочили из казармы, начали стрелять из винтовок. Попасть – не попали, но заставили убраться восвояси. Улетая, летчики сбросили две бомбы, которые дымили, но не взорвались. Я с несколькими товарищами хотел раскопать бомбы. Интересно все-таки, почему не разорвались. Но командир нас обругал и велел отправляться в казарму».


С 1 августа отряд находился в резерве на станции Камышлов, а с 16 по 26 августа принимал участие в боях у станции Антрацит и села Ирбитские Вершины.

25 августа разбились при посадке командир авиаотряда К.Ф. Святогор-Святогорский и лётчик-наблюдатель П.М. Свирчевский. После гибели К.Ф. Святогор-Святогорского 3-м Сибирским авиаотрядом временно командовал военный лётчик прапорщик Ю.И. Римша.[9]

В сентябре потери личного состава отряда были восполнены. 17 сентября в авиаотряд поступили военные лётчики прапорщики А.Д. Муратов и М.А. Снегирев, перелетевшие на сторону белых в районе действий 7-й Уральской дивизии горных стрелков. Муратов перелетел из красного 5-го Социалистического отряда на «Ньюпоре-23» из Нижнего Тагила в Екатеринбург 21 августа, заявив, что хочет «при помощи истребителя, на котором он прилетел, оградить город от налётов противника». Перелёт Снегирева состоялся из Иркутской авиагруппы на «Сопвиче» в деревню Вогулку 11 сентября. Приказом по Сибирской армии от 30 сентября 1918 года командиром отряда был назначен военный лётчик подполковник Рыжков (бывший командир 45-го корпусного воздухоплавательного отряда).[10]

20 октября значившийся боеспособным 3-й Сибирский авиаотряд был причислен к «армии генерала Р. Гайды». Местом стоянки ему был назначен Богданович.[11]

Впоследствии отряд базировался в Невьянске, продолжая оставаться в резерве. Только 15 декабря генерал-майор Г.А. Вержбицкий приказал отряду перебазироваться из Невьянска в район станций Лысьва и Калино и приступить к подготовке к предстоящим полётам.[12]

По подсчетам Д.Г. Симонова 3-й Сибирский авиаотряд за полгода 1918 имел 3-4 эпизода участия в боях. Впрочем, вся сибирская авиация (1-й, 2-й и 3-й Сибирские авиаотряды) за этот же период боевых действий на Урале по подсчетам М.А. Хайрулина и В.И. Кондратьева совершила не более 20 боевых вылетов[13]. Виной тому, в первую очередь самолёты, которые «разбивались, ломались, горели, бросались при отступлении и разбирались на запасные части»[14].

Зимовка

На 28 января 1919 года в составе 3-го Сибирского авиаотряда числились: военные лётчики штабс-капитан П.М. Фаддеев (командир отряда), подпоручик Ю.И. Римша, прапорщики А.Д. Муратов и М.А. Снегирев, ст. унтер-офицер Д.И. Затыкин, лётчики-наблюдатели штабс-капитан Н.В. Подгородников, поручики Л.П. Габаев и В.В. Михайлов, подпоручик М.И. Танский, ст. унтер-офицер М.С. Шеленин[15].

Обслуживающим персоналом отряд был не доукомплектован. По штату требовалось 90 человек, имелось в наличии – 70, в т.ч. военнообязанных – 25, добровольцев – 28, вольнонаёмных – 17[16].

Сведений о боевой работе 3-го Сибирского отряда зимой 1918-1919 годов пока не обнаружено. Да и не было почти никакой боевой работы авиации, как белой, так и красной, из-за отсутствия бензина, самолётных лыж и трудности запуска изношенных моторов на морозе[17]. 2 марта 1919 года подполковник М.С. Смольянинов, вступивший в должность начальника авиагруппы Сибирской армии, с удивлением узнал в штабе армии: «Оказывается, полёты такая редкость, что о каждом сообщается в Омск начальнику штаба Верховного главнокомандующего!»[18]

6 марта 1919 Смольянинов инспектировал 3-й Сибавиаотряд. Самолёты находились в Юго-Кнауфском заводе, годным был «всего лишь 1 аппарат, находящийся на фронте, да и то старый». Вагоны с командой и мастерскими находились на станции Шумково, в 30 верстах восточнее Кунгура. «Здесь, в Шумкове, аэродромом служит замёрзшая, не очень широкая р. Сылва; с одной стороны – крутой лесистый берег, с другой – более пологий, с большим селом. Местность живописная». Вскоре М.С. Смольянинов перевёл отряд в Кунгур, где «подыскал великолепный аэродром – луг на берегу р. Сылвы». Всего в отрядах Сибавиагруппы, 2-м и 3-м Сибирских, насчитывалось «10 машин, из которых тоже половина, а м.б., и меньше, может работать». На следующий день Смольянинов докладывал «о настоящем положении авиации у нас наштакору полковнику Крузе, сравнил её состояние с тем, которое было в прежнюю войну, и просил не требовать от неё чрезмерного». Также Смольянинов просил командование 3-го Сибирского корпуса, при котором действовал 3-й Сибавиаотряд, вернуть «4 машины, взятые у нас чехами», на что получил ответ: «получить назад их вряд ли будет возможно без вмешательства французов, т.к. отношения между русскими и чехами сильно обострены».[19]

Участие в весеннем наступлении

16 марта 1919 вылетел на разведку и не вернулся командир отряда штабс-капитан П.М. Фаддеев, вызвав переживания: «страшная смерть ожидает несчастного, если только он попадёт живым в руки красных». Обошлось: «сел в своём расположении».[20]

В апреле полётов белой авиации не было, «в виду ремонта самолётов и распутицею»[21].

4 мая 1919 года 3-й Сибирский авиаотряд был в Сарапуле: «аппараты… находились в починке на заводе, в данное время приступлено к спешной сборке»[22].

Уже 8 мая самолёт авиаотряда совершил разведывательный полёт до ж.д. моста через реку Вятку у Вятских Полян.

"8 мая 1919

В 10:10 со стороны противника появился аэроплан. И, описав несколько кругов над ж/д мостом, сбросил две бомбы: одну на ж/д мост и другую на 7 батарею, обе упали в стороне от указанных целей, не причинив вреда. После этого при следовании на Ниж. Заструг и село Сосновка сбросил воззвания в расположение 3 и 4 Петроградских полков с призывом ком. сиб. армией Гайды переходить в плен."

— Журнал боевых действий 28 стрелковой дивизии РККА[23]


В середине мая 3-й Сибавиаотряд – в Елабуге[24].

В конце мая 3-й Сибавиаотряд базировался у села Локтыжма (Лака-Тыжма). Материальную часть отряда составляли 3 разнотипных самолета: «Вуазен», «Фарман-30» и «Моран-Солнье».

25 мая аэродром отряда был обнаружен четвёркой самолётов красного 5-го разведотряда, сбросивших в расположении 3-го Сибирского авиаотряда 5 десяти-фунтовых бомб. Вечером того же дня «Фарман-30» 7-го разведотряда снова бомбил аэродром тремя бомбами. Оба налёта оказались безрезультатными.

26 мая «Фарман-30» 3-го Сибавиаотряда, вылетевший на бомбардировку станции Вятские Поляны, был атакован «Фарманом» 7-го разведотряда. Лётчик-наблюдатель «Подгородников, сохраняя полное спокойствие, в нужный момент открыл меткий пулемётный огонь, чем заставил снизиться, а затем во время последовавших смелых атак искусным огнём, не давая противнику опомниться, вынудил на высоте 200 м уйти в глубокий тыл, не дав таким образом выполнить разведку». По отчёту советского лётчика всё наоборот: «самолёт противника удалился со снижением в своё расположение»[25].

См. также: Бомбёжки и первый воздушный бой у Вятских Полян


Примечания

  1. Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография. Новосибирск, 2010. С.215-216.
  2. Филимонов Б.Б. Поход степных полков летом 1918 года // 1918 год на Востоке России. – М., 2003. С.294.
  3. Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.228-229.
  4. Сибирская жизнь. №59. Томск, 14 июля 1918.
  5. По непроверенным сведениям из Сети, при переходе командир авиаотряда капитан П.П. Сергеев передал полковнику Г.А. Вержбицкому несколько листов топографической карты тюменского района, в числе которых имелась и карта с нанесённой на неё дислокацией советских войск. До этого не только у полковника Вержбицкого, но даже и в штабе Сибирской армии вообще не было топографических карт, что существенно затрудняло планирование боевых операций.
  6. Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.
  7. Филимонов Б.Б. Указ.соч. С.294; Симонов Д.Г. Указ. соч. С.216.
  8. Голиков И.Ф. Красные орлы: Из дневников 1918 – 1920 гг. М., 1959. С.43; Симонов Д.Г. Указ.соч. С.217.
  9. Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.
  10. Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлеты погибшей империи: Авиация в Гражданской войне. М., 2008. С.71; Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.
  11. Доронин Ю.П. Авиация белых армий на Восточном фронте // Белая армия. Белое дело. Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.69.
  12. Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.
  13. Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216; Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Указ. соч. С.77.
  14. Доронин Ю.П. Указ.соч. С.62.
  15. РГВА. Ф.40025, оп.1, д.26, лл.20-21.
  16. Доронин Ю.П. Подготовка кадров авиации армии А.В. Колчака // Белая армия. Белое дело. Исторический научно-популярный альманах. №10. Екатеринбург, 2002. – С.31.
  17. Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Указ.соч. С.76.
  18. Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.293.
  19. Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.299.
  20. Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.309-310.
  21. РГВА. Ф.40025, оп.1, д.26, л.16.
  22. РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.2.
  23. Ф.1328, д.оп.1, д.358, л.76.
  24. РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.5.
  25. Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Указ.соч. С.151-153.

Источники

  • Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.
  • Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. - М., Эксмо, 2008.
  • Гунгер Ю. 3-й Сибирский авиаотряд: июль 1918 – январь 1920 гг. // [Текст статьи предоставлен автором.]

Ссылки