3-й Сибирский авиаотряд — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 +
'''3-й Сибирский авиаотряд''' - авиационная воинская часть в составе Сибирской армии адмирала А.В. Колчака.
 +
 +
== Историческая справка ==
 +
=== Перелёт ===
 
В начале июля 1918 года к белым перелетел в полном составе красный Оренбургский авиационный отряд.  
 
В начале июля 1918 года к белым перелетел в полном составе красный Оренбургский авиационный отряд.  
  
Произошло это при следующих обстоятельствах. 7 июля на сторону белых перешел командир Оренбургского авиационного отряда красных штабс-капитан П.П. Сергеев. Его самолет приземлился у станции Голышманово в расположении 1-й Степной Сибирской стрелковой дивизии. Накануне из Ялуторовска, занятого советскими войсками, прибыл на автомобиле лётчик того же авиаотряда поручик В.В. Аносов, сообщивший о предстоящем перелете. Офицеры заявили полковнику [[Вержбицкий, Григорий Афанасьевич|Г.А. Вержбицкому]] о готовности авиаотряда перейти на сторону войск Временного Сибирского правительства.  
+
6 июля 1918 года в штаб Западно-Сибирского отряда полковника [[Вержбицкий, Григорий Афанасьевич|Г.А. Вержбицкого]] на автомобиле прибыл лётчик красного Оренбургского авиационного отряда поручик В.В. Аносов, сообщивший о предстоявшем перелёте, а 7 июля из Ялуторовска на станцию Голышманово через линию фронта перелетел командир отряда штабс-капитан П.П. Сергеев. 9 июля перешедший на сторону белых Оренбургский отряд сосредоточился на станции Вагай. Кроме уже упоминавшихся П.П. Сергеева и В.В. Аносова, он состоял из военных лётчиков поручика П.К. Шрейдера, прапорщика Ю.И. Римши, лётчиков-наблюдателей штабс-капитанов С.И. Дуле-Дилена, [[Подгородников, Николай Владимирович|Н.В. Подгородникова]], П.М. Свирчевского, прапорщика В.И. Шатилова, 15-ти других чинов<ref>Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография. Новосибирск, 2010. С.215-216.</ref>.
 +
 
 +
Историк белого движения Б.Б. Филимонов со слов очевидцев так описал это событие:
 +
{{начало цитаты}}
 +
«В районе ст. Омутинская к белым перебежал начальник авиационного парка красных. Он со своим помощником проскочил через красные посты на автомобиле. Прибыв в штаб полковника Вержбицкого, он просил, чтобы белые завтра не стреляли по аппаратам, так как они завтра перелетят к ним, кроме того, он предлагал дать ему команду для захвата всей базы авиационного парка. Сначала ему не поверили, но затем согласились дать людей с условием, что в случае западни первая пуля будет ему.
 +
На следующий день, действительно, белые войска увидели, как один за другим в их тыл перелетело несколько аппаратов со стороны красных, а ночью полковник Вержбицкий направили команду для захвата авиационной базы согласно указаниям перебежчиков. База эта находилась где-то неподалеку, но в стороне от линии железной дороги. В полной целости и сохранности она перешла в руки белых» .
 +
{{конец цитаты|источник=Филимонов Б.Б. Поход степных полков летом 1918 года // 1918 год на Востоке России. – М., 2003. С.294.}}
 +
 
 +
М.С. Смольянинов со слов поручика Аносова, встреченного им 9 ноября 1918 года во Владивостоке, записал в своём дневнике:
 +
{{начало цитаты}}
 +
«Аносов был при взятии Двинска захвачен немцами в плен, затем бежал от них и получил личное назначение Троцкого командовать авиаотрядом, идущим на фронт. С Троцким он виделся в Москве… По прибытии на «фронт» Аносову удалось споить своих солдат и, проделав более 100 верст походным порядком по просёлкам, переправить обоз своего авиаотряда на эту сторону, его же три аэроплана прямо перелетели. После такого наглого обмана большевики, по словам Аносова, оценили его голову в 50000 руб.»
 +
{{конец цитаты|источник=Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. С.228-229.}}
 +
 
 +
Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулемётов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов. Томская газета «Сибирская жизнь» сообщила:
 +
{{начало цитаты}}
 +
«Отряд предложил себя в распоряжение правительственных войск, желая служить временному сибирскому правительству. Отрядом доставлены три аэроплана системы Фармана, легковой и грузовой автомобили, мотоциклет, несколько пулемётов и много авиационного материала. Всё доставленное находится в полной боевой готовности, и от лётчиков получены весьма ценные сведения<ref name="perebezka"/>»
 +
{{конец цитаты|источник=Сибирская жизнь. №59. Томск, 14 июля 1918.}}
  
9 июля весь Оренбургский авиаотряд сосредоточился на станции Вагай. В его состав входили восемь офицеров, в том числе военные лётчики штабс-капитан П.П. Сергеев, поручики В.В. Аносов и П.К. Шрейдер, прапорщик Ю.И. Римша, лётчики-наблюдатели штабс-капитаны П.М. Свирчевский, С.И. Дуле-Дилен, [[Подгородников, Николай Владимирович|Н.В. Подгородников]], прапорщик В.И. Шатилов и 15 чинов разных специальностей. Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулемётов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов.  
+
Это был самый масштабный перелёт от красных к белым за всю Гражданскую войну.
  
Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в '''3-й Сибирский авиаотряд''' с включением в состав [[3-й Степной Сибирский армейский корпус|Степного Сибирского корпуса]]. Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к [[4-я Сибирская стрелковая дивизия|1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии]] и бессменно находился при ней всё последующее время. Штабс-капитан Сергеев 10 июля отбыл для доклада в штаб армии<ref name="perebezka"/>, передав командование отрядом поручику В. В. Аносову, которого, в свою очередь, 17 июля заменил военный лётчик подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Что касается Сергеева и Аносова, то они были отчислены в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа, первый с 10, а второй с 17 июля.  
+
Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в '''3-й Сибирский авиаотряд''' с включением в состав [[3-й Степной Сибирский армейский корпус|Степного Сибирского корпуса]]. Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к [[4-я Сибирская стрелковая дивизия|1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии]] и бессменно находился при ней всё последующее время. Штабс-капитан Сергеев 10 июля отбыл для доклада в штаб армии, передав командование отрядом поручику В. В. Аносову, которого, в свою очередь, 17 июля заменил военный лётчик подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Что касается Сергеева и Аносова, то они были отчислены в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа, первый с 10, а второй с 17 июля.  
  
 
Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. 14 июля по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.  
 
Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. 14 июля по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.  
Строка 23: Строка 43:
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
 
{{Примечания|refs=
 
{{Примечания|refs=
<ref name="perebezka">При переходе командир авиаотряда капитан П.П. Сергеев передал полковнику [[Вержбицкий, Григорий Афанасьевич|Г.А. Вержбицкому]] несколько листов топографической карты тюменского района, в числе которых имелась и карта с нанесённой на неё дислокацией советских войск. До этого не только у полковника Вержбицкого, но даже и в штабе Сибирской армии вообще не было топографических карт, что существенно затрудняло планирование боевых операций.</ref>
+
<ref name="perebezka">По непроверенным сведениям из Сети, при переходе командир авиаотряда капитан П.П. Сергеев передал полковнику [[Вержбицкий, Григорий Афанасьевич|Г.А. Вержбицкому]] несколько листов топографической карты тюменского района, в числе которых имелась и карта с нанесённой на неё дислокацией советских войск. До этого не только у полковника Вержбицкого, но даже и в штабе Сибирской армии вообще не было топографических карт, что существенно затрудняло планирование боевых операций.</ref>
 
}}
 
}}
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
 
* Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.  
 
* Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.  
 +
* Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. - М., Эксмо, 2008.
 +
* Гунгер Ю. 3-й Сибирский авиаотряд: июль 1918 – январь 1920 гг. //
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 17:41, 16 апреля 2019

3-й Сибирский авиаотряд - авиационная воинская часть в составе Сибирской армии адмирала А.В. Колчака.

Историческая справка

Перелёт

В начале июля 1918 года к белым перелетел в полном составе красный Оренбургский авиационный отряд.

6 июля 1918 года в штаб Западно-Сибирского отряда полковника Г.А. Вержбицкого на автомобиле прибыл лётчик красного Оренбургского авиационного отряда поручик В.В. Аносов, сообщивший о предстоявшем перелёте, а 7 июля из Ялуторовска на станцию Голышманово через линию фронта перелетел командир отряда штабс-капитан П.П. Сергеев. 9 июля перешедший на сторону белых Оренбургский отряд сосредоточился на станции Вагай. Кроме уже упоминавшихся П.П. Сергеева и В.В. Аносова, он состоял из военных лётчиков поручика П.К. Шрейдера, прапорщика Ю.И. Римши, лётчиков-наблюдателей штабс-капитанов С.И. Дуле-Дилена, Н.В. Подгородникова, П.М. Свирчевского, прапорщика В.И. Шатилова, 15-ти других чинов[1].

Историк белого движения Б.Б. Филимонов со слов очевидцев так описал это событие:

«В районе ст. Омутинская к белым перебежал начальник авиационного парка красных. Он со своим помощником проскочил через красные посты на автомобиле. Прибыв в штаб полковника Вержбицкого, он просил, чтобы белые завтра не стреляли по аппаратам, так как они завтра перелетят к ним, кроме того, он предлагал дать ему команду для захвата всей базы авиационного парка. Сначала ему не поверили, но затем согласились дать людей с условием, что в случае западни первая пуля будет ему. На следующий день, действительно, белые войска увидели, как один за другим в их тыл перелетело несколько аппаратов со стороны красных, а ночью полковник Вержбицкий направили команду для захвата авиационной базы согласно указаниям перебежчиков. База эта находилась где-то неподалеку, но в стороне от линии железной дороги. В полной целости и сохранности она перешла в руки белых» .

— Филимонов Б.Б. Поход степных полков летом 1918 года // 1918 год на Востоке России. – М., 2003. С.294.


М.С. Смольянинов со слов поручика Аносова, встреченного им 9 ноября 1918 года во Владивостоке, записал в своём дневнике:

«Аносов был при взятии Двинска захвачен немцами в плен, затем бежал от них и получил личное назначение Троцкого командовать авиаотрядом, идущим на фронт. С Троцким он виделся в Москве… По прибытии на «фронт» Аносову удалось споить своих солдат и, проделав более 100 верст походным порядком по просёлкам, переправить обоз своего авиаотряда на эту сторону, его же три аэроплана прямо перелетели. После такого наглого обмана большевики, по словам Аносова, оценили его голову в 50000 руб.»

— Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. С.228-229.


Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулемётов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов. Томская газета «Сибирская жизнь» сообщила:

«Отряд предложил себя в распоряжение правительственных войск, желая служить временному сибирскому правительству. Отрядом доставлены три аэроплана системы Фармана, легковой и грузовой автомобили, мотоциклет, несколько пулемётов и много авиационного материала. Всё доставленное находится в полной боевой готовности, и от лётчиков получены весьма ценные сведения[2]»

— Сибирская жизнь. №59. Томск, 14 июля 1918.


Это был самый масштабный перелёт от красных к белым за всю Гражданскую войну.

Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в 3-й Сибирский авиаотряд с включением в состав Степного Сибирского корпуса. Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к 1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии и бессменно находился при ней всё последующее время. Штабс-капитан Сергеев 10 июля отбыл для доклада в штаб армии, передав командование отрядом поручику В. В. Аносову, которого, в свою очередь, 17 июля заменил военный лётчик подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Что касается Сергеева и Аносова, то они были отчислены в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа, первый с 10, а второй с 17 июля.

Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. 14 июля по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.

23 июля у станции Вагай во время пробного полёта выпал из внезапно накренившегося самолёта и разбился насмерть военный лётчик старший унтер-офицер И.А. Сергеев. 26 августа разбились при посадке командир авиаотряда К.Ф. Святогор-Святогорский и лётчик-наблюдатель П.М. Свирчевский. После гибели К.Ф. Святогор-Святогорского 3-м Сибирским авиаотрядом временно командовал военный лётчик прапорщик Ю.И. Римша.

Приказом по Сибирской армии от 30 сентября 1918 г. во главе авиаотряда был поставлен бывший командир 45-го корпусного воздухоплавательного отряда военный лётчик подполковник Рыжков. К этому времени были восстановлены потери в личном составе и материальной части авиаотряда.

В августе-сентябре 1918 г. в районе Екатеринбурга на сторону белых перелетели военные лётчики прапорщики А.Д. Муратов на «Ньюпоре № 23» и М.А. Снегирев на «Сопвиче». По распоряжению начальника 7-й Уральской дивизии горных стрелков 17 сентября оба офицера (по всей видимости, вместе с самолётами) были направлены для дальнейшего прохождения службы в 3-й Сибирский авиаотряд.

Из-за частых поломок самолеты 3-го Сибирского авиаотряда весьма редко использовались в ходе боевых операций 4-й Сибирской стрелковой дивизии. С 11 по 20 июля авиаотряд принимал участие в боях под Тюменью, затем до 27 июля находился в резерве на станции Вагай, а 30 июля участвовал в наступлении на станцию Егоршино. Последнее событие нашло отражение в дневнике красноармейца Ф.И. Голикова. 3 августа он писал: «Вчера в полдень над станцией (Егоршино.) появились два белогвардейских аэроплана. Летели невысоко, саженей на 300. Мы выскочили из казармы, начали стрелять из винтовок. Попасть не попали, но заставили убраться восвояси. Улетая, лётчики сбросили две бомбы, которые дымили, но не взорвались».

Возможно, Голиков ошибается с датой, так как по официальным данным с I августа авиаотряд находился в резерве на станции Камышлов и только с 16 по 26 августа участвовал в боях у станции Антрацит и села Ирбитские Вершины. Затем в течение более трёх месяцев он опять числился в резерве, располагаясь сначала в Камышлове, а потом в Невьянске.

15 декабря генерал Вержбицкий приказал авиаотряду перебазироваться из Невьянска в район станций Лысьва - Калино и приступить к подготовительным работам для предстоящих полётов. Таким образом, за полгода нахождения в составе II Степного Сибирского корпуса 3-й Сибирский авиаотряд имел лишь три-четыре эпизода участия в боях.

Примечания

  1. Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография. Новосибирск, 2010. С.215-216.
  2. По непроверенным сведениям из Сети, при переходе командир авиаотряда капитан П.П. Сергеев передал полковнику Г.А. Вержбицкому несколько листов топографической карты тюменского района, в числе которых имелась и карта с нанесённой на неё дислокацией советских войск. До этого не только у полковника Вержбицкого, но даже и в штабе Сибирской армии вообще не было топографических карт, что существенно затрудняло планирование боевых операций.

Источники

  • Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.
  • Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. - М., Эксмо, 2008.
  • Гунгер Ю. 3-й Сибирский авиаотряд: июль 1918 – январь 1920 гг. //

Ссылки