3-й Сибирский авиаотряд — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 59: Строка 59:
 
* Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.  
 
* Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.  
 
* Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. - М., Эксмо, 2008.  
 
* Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. - М., Эксмо, 2008.  
* Гунгер Ю. 3-й Сибирский авиаотряд: июль 1918 – январь 1920 гг. //  
+
* Гунгер Ю. 3-й Сибирский авиаотряд: июль 1918 – январь 1920 гг. // [Текст статьи предоставлен автором.]
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
* [http://safe-rgs.ru/2715-aviacionnye-otryady-stepnogo-sibirskogo-korpusa.html Авиационные отряды Степного Сибирского корпуса]
 
* [http://safe-rgs.ru/2715-aviacionnye-otryady-stepnogo-sibirskogo-korpusa.html Авиационные отряды Степного Сибирского корпуса]
 
+
* [[Бомбёжки и первый воздушный бой у Вятских Полян]]
  
 
[[Категория:Гражданская война]]
 
[[Категория:Гражданская война]]

Версия 18:36, 16 апреля 2019

3-й Сибирский авиаотряд - авиационная воинская часть в составе Сибирской армии адмирала А.В. Колчака.

Историческая справка

Перелёт

В начале июля 1918 года к белым перелетел в полном составе красный Оренбургский авиационный отряд.

6 июля 1918 года в штаб Западно-Сибирского отряда полковника Г.А. Вержбицкого на автомобиле прибыл лётчик красного Оренбургского авиационного отряда поручик В.В. Аносов, сообщивший о предстоявшем перелёте, а 7 июля из Ялуторовска на станцию Голышманово через линию фронта перелетел командир отряда штабс-капитан П.П. Сергеев. 9 июля перешедший на сторону белых Оренбургский отряд сосредоточился на станции Вагай. Кроме уже упоминавшихся П.П. Сергеева и В.В. Аносова, он состоял из военных лётчиков поручика П.К. Шрейдера, прапорщика Ю.И. Римши, лётчиков-наблюдателей штабс-капитанов С.И. Дуле-Дилена, Н.В. Подгородникова, П.М. Свирчевского, прапорщика В.И. Шатилова, 15-ти других чинов[1].

Историк белого движения Б.Б. Филимонов со слов очевидцев так описал это событие[2]:

«В районе ст. Омутинская к белым перебежал начальник авиационного парка красных. Он со своим помощником проскочил через красные посты на автомобиле. Прибыв в штаб полковника Вержбицкого, он просил, чтобы белые завтра не стреляли по аппаратам, так как они завтра перелетят к ним, кроме того, он предлагал дать ему команду для захвата всей базы авиационного парка. Сначала ему не поверили, но затем согласились дать людей с условием, что в случае западни первая пуля будет ему. На следующий день, действительно, белые войска увидели, как один за другим в их тыл перелетело несколько аппаратов со стороны красных, а ночью полковник Вержбицкий направили команду для захвата авиационной базы согласно указаниям перебежчиков. База эта находилась где-то неподалеку, но в стороне от линии железной дороги. В полной целости и сохранности она перешла в руки белых» .


М.С. Смольянинов со слов поручика Аносова, встреченного им 9 ноября 1918 года во Владивостоке, записал в своём дневнике[3]:

«Аносов был при взятии Двинска захвачен немцами в плен, затем бежал от них и получил личное назначение Троцкого командовать авиаотрядом, идущим на фронт. С Троцким он виделся в Москве… По прибытии на «фронт» Аносову удалось споить своих солдат и, проделав более 100 верст походным порядком по просёлкам, переправить обоз своего авиаотряда на эту сторону, его же три аэроплана прямо перелетели. После такого наглого обмана большевики, по словам Аносова, оценили его голову в 50000 руб.»


Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулемётов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов. Томская газета «Сибирская жизнь» сообщила[4]:

«Отряд предложил себя в распоряжение правительственных войск, желая служить временному сибирскому правительству. Отрядом доставлены три аэроплана системы Фармана, легковой и грузовой автомобили, мотоциклет, несколько пулемётов и много авиационного материала. Всё доставленное находится в полной боевой готовности, и от лётчиков получены весьма ценные сведения[5]»


Это был самый масштабный перелёт от красных к белым за всю Гражданскую войну.

Штабс-капитан П.П. Сергеев 10 июля отправился с докладом в штаб Сибирской армии, передав командование поручику В.В. Аносову, и в тот же день был зачислен в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа. Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 года Оренбургский авиаотряд был переименован в 3-й Сибирский авиаотряд с включением в состав Степного Сибирского корпуса. 17 июля в резерв чинов был отчислен поручик В.В. Аносов, а в командование отрядом вступил подпоручик К.Ф. Святогор (Святогорский). Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан к 1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии и бессменно находился при ней всё последующее время.[6]

Череда неудач

Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. В боевой работе их преследовали неудачи. До такой степени, что у других участников боевых действий под Тюменью сложилось впечатление: «авиационный отряд не остался в составе колонны полковника Вержбицкого, но отбыл в тыл белых». Виной тому были частые поломки самолётов.

14 июля по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолёта отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлётной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.

С 20 июля отряд находился в резерве на станции Вагай. Здесь 23 июля во время пробного полёта из внезапно накренившегося самолёта выпал и разбился насмерть военный лётчик старший унтер-офицер И.А. Сергеев.[7]

30 июля 3-й Сибирский авиаотряд участвовал в наступлении на станцию Егоршино. Будущий маршал (в то время – пулемётчик) Ф.И. Голиков записал тогда в дневнике[8]:

«Вчера в полдень над станцией появились два белогвардейских аэроплана. Летели невысоко, саженей на 300. Мы выскочили из казармы, начали стрелять из винтовок. Попасть – не попали, но заставили убраться восвояси. Улетая, летчики сбросили две бомбы, которые дымили, но не взорвались. Я с несколькими товарищами хотел раскопать бомбы. Интересно все-таки, почему не разорвались. Но командир нас обругал и велел отправляться в казарму».


26 августа разбились при посадке командир авиаотряда К.Ф. Святогор-Святогорский и лётчик-наблюдатель П.М. Свирчевский. После гибели К.Ф. Святогор-Святогорского 3-м Сибирским авиаотрядом временно командовал военный лётчик прапорщик Ю.И. Римша.

Приказом по Сибирской армии от 30 сентября 1918 г. во главе авиаотряда был поставлен бывший командир 45-го корпусного воздухоплавательного отряда военный лётчик подполковник Рыжков. К этому времени были восстановлены потери в личном составе и материальной части авиаотряда.

В августе-сентябре 1918 г. в районе Екатеринбурга на сторону белых перелетели военные лётчики прапорщики А.Д. Муратов на «Ньюпоре № 23» и М.А. Снегирев на «Сопвиче». По распоряжению начальника 7-й Уральской дивизии горных стрелков 17 сентября оба офицера (по всей видимости, вместе с самолётами) были направлены для дальнейшего прохождения службы в 3-й Сибирский авиаотряд.

Из-за частых поломок самолеты 3-го Сибирского авиаотряда весьма редко использовались в ходе боевых операций 4-й Сибирской стрелковой дивизии. С 11 по 20 июля авиаотряд принимал участие в боях под Тюменью, затем до 27 июля находился в резерве на станции Вагай, а 30 июля участвовал в наступлении на станцию Егоршино. Последнее событие нашло отражение в дневнике красноармейца Ф.И. Голикова. 3 августа он писал: «Вчера в полдень над станцией (Егоршино.) появились два белогвардейских аэроплана. Летели невысоко, саженей на 300. Мы выскочили из казармы, начали стрелять из винтовок. Попасть не попали, но заставили убраться восвояси. Улетая, лётчики сбросили две бомбы, которые дымили, но не взорвались».

Возможно, Голиков ошибается с датой, так как по официальным данным с I августа авиаотряд находился в резерве на станции Камышлов и только с 16 по 26 августа участвовал в боях у станции Антрацит и села Ирбитские Вершины. Затем в течение более трёх месяцев он опять числился в резерве, располагаясь сначала в Камышлове, а потом в Невьянске.

15 декабря генерал Вержбицкий приказал авиаотряду перебазироваться из Невьянска в район станций Лысьва - Калино и приступить к подготовительным работам для предстоящих полётов. Таким образом, за полгода нахождения в составе II Степного Сибирского корпуса 3-й Сибирский авиаотряд имел лишь три-четыре эпизода участия в боях.

Примечания

  1. Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография. Новосибирск, 2010. С.215-216.
  2. Филимонов Б.Б. Поход степных полков летом 1918 года // 1918 год на Востоке России. – М., 2003. С.294.
  3. Записки военного лётчика М.С. Смольянинова. 1917–1919 гг. – М., 2009. – С.228-229.
  4. Сибирская жизнь. №59. Томск, 14 июля 1918.
  5. По непроверенным сведениям из Сети, при переходе командир авиаотряда капитан П.П. Сергеев передал полковнику Г.А. Вержбицкому несколько листов топографической карты тюменского района, в числе которых имелась и карта с нанесённой на неё дислокацией советских войск. До этого не только у полковника Вержбицкого, но даже и в штабе Сибирской армии вообще не было топографических карт, что существенно затрудняло планирование боевых операций.
  6. Симонов Д.Г. Указ.соч. С.216.
  7. Филимонов Б.Б. Указ.соч. С.294; Симонов Д.Г. Указ. соч. С.216.
  8. Голиков И.Ф. Красные орлы: Из дневников 1918 – 1920 гг. М., 1959. С.43; Симонов Д.Г. Указ.соч. С.217.

Источники

  • Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.
  • Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. - М., Эксмо, 2008.
  • Гунгер Ю. 3-й Сибирский авиаотряд: июль 1918 – январь 1920 гг. // [Текст статьи предоставлен автором.]

Ссылки