5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 14: Строка 14:
  
 
Позднее с верховьев Вятки к Любимову пришли подготовленные рабочими других затонов, уже вооружённые «Мелководный», «Посланник», «Гибралтар».
 
Позднее с верховьев Вятки к Любимову пришли подготовленные рабочими других затонов, уже вооружённые «Мелководный», «Посланник», «Гибралтар».
 +
 +
Дивизион принял активное участие в [[Оборона железнодорожного моста у Вятских Полян весной 1919 года|оборонительных боях возле железнодорожного моста у Вятских Полян]], в ликвидации [[Белый плацдарм на правом берегу Вятки|белого плацдарма севернее Гоньбы]], в обеспечении переправы войск при контрнаступлении 2-й армии с 24-25 мая 1919 года.
  
 
В 1923 году за успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме,  ВЦИК РСФСР вручил пятому дивизиону канонерских лодок революционное Красное знамя, а командир дивизиона Б.Ф. Любимов и командир канонерской лодки Г.В. Жуков были награждены орденами Красного Знамени.  
 
В 1923 году за успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме,  ВЦИК РСФСР вручил пятому дивизиону канонерских лодок революционное Красное знамя, а командир дивизиона Б.Ф. Любимов и командир канонерской лодки Г.В. Жуков были награждены орденами Красного Знамени.  

Текущая версия на 01:17, 19 октября 2019

Телеграмма, 12 апреля 1919 г.

Командарму-2 Шорину.

"Приступайте к вооружению полевыми пушками пароходов на Вятке. Относительно укомплектования личным составом снестись с командующим Волжской флотилией, находящейся в Нижнем.

Члены Реввоенсовета С. Каменев, С. Гусев".


Пятый дивизион Волжско-Камской военной флотилии (начдивизиона Б.Ф. Любимов, военком Васин) сформирован с 30 апреля по 7 мая 1919 в Аркульском затоне за счёт переоборудования гражданских речных судов под боевые. Под руководством пяти военных моряков во главе с военмором Б.Ф. Любимовым с пароходов были сняты лишние надстройки, а на их месте установлены пушки. Матросские кубрики были превращены в снарядные погреба, а штурвальные помещения в броневые рубки. Для защиты экипажей от пуль вдоль фальшбортов уложили мешки с песком.

Экипажи первоначально состояли из рабочих Аркульского затона.

Корабли дивизиона под вражеским артогнём спустились по реке Вятке до Вятских Полян и заняли дозор напротив деревни Мухино, чуть выше железнодорожного моста.

Позднее с верховьев Вятки к Любимову пришли подготовленные рабочими других затонов, уже вооружённые «Мелководный», «Посланник», «Гибралтар».

Дивизион принял активное участие в оборонительных боях возле железнодорожного моста у Вятских Полян, в ликвидации белого плацдарма севернее Гоньбы, в обеспечении переправы войск при контрнаступлении 2-й армии с 24-25 мая 1919 года.

В 1923 году за успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме, ВЦИК РСФСР вручил пятому дивизиону канонерских лодок революционное Красное знамя, а командир дивизиона Б.Ф. Любимов и командир канонерской лодки Г.В. Жуков были награждены орденами Красного Знамени.

Состав дивизиона

одиночные пароходы:
  • «Бурлак» (до марта 1918 г. колесный буксир «Александр»). Построен в 1899 г. Длина 53,5 м; ширина 5,7/13,2 м; осадка 1,52 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм автоматической пушке Маклена, один пулемет. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Использовался как транспортно-десантное судно;
  • «Память Рошаля». Данные неизвестны. Вступил в строй 8 мая 1919 г. На нём разместился штаб дивизиона;
канонерские лодки:
  • «Террорист» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Учредитель»). Построен в 1896 г. Длина 62,9 м; ширина 7,11/11,4 м; осадка 1,25 м. Машина мощностью 380–440 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Г.В. Жуков;
  • «Победоносец». Построен в 1887 г. Длина 49,75 м; ширина 7,42/ 13,9 м; осадка 0,71 м. Машина мощностью 250–300 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Э. Скавронский;
  • «Товарищ Голчин» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Дедушка»). Построен в 1903 г. Длина 44,8 м; ширина 6,4/12,8 м; осадка 1,0 м. Машина мощностью 320 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм пушке (по другим сведениям: две 76-мм короткие пушки обр. 1913 г.). Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Любимец» (с 9 мая 1919 г. «Раскольников»). Построен в 1885 г. Длина 51,21 м; ширина 7,47/15,02 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 200 л.с. Вооружение: две 37-мм пушки, 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Мелководный». Построен в 1892 г. Длина 34,85 м; ширина 5,78/ 10,8 м; осадка 1,15 м. Машина мощностью 120 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: две 37-мм пушки Маклена;
  • «Гибралтар». Данные неизвестны. Вступил встрой 31 мая 1919 г.;
  • «Посланник». Построен в 1891 г. Длина 32,31 м; ширина 4,58/ 9,73 м; осадка 1,07 м. Машина мощностью 160 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: две 76-мм коротких пушки обр. 1913 г., один пулемет. Вступил в строй 3 июня 1919 г.;
  • штабной пароход «Москва» — пассажирский пароход, построенный в 1897 г. Длина 74,7 м; ширина 14,6 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 600 л.с. Скорость 11,5 узлов.

Источники

  • Широкорад А.Б. Великая речная война. 1918–1920 годы / А. Б. Широкорад. — М.: Вече, 2006. — 416 с.; илл. — (Военные тайны ХХ века). - http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab3/09.html