5 дивизион Волжской военной флотилии

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

5-й (Вятский) дивизион речных канонерок (май 1919 - 1920) - отряд судов и кораблей, сформированный на реке Вятке в Аркульском затоне (переоборудование и оснащение) и Вятских Полянах (вооружение и комплектование личным составом), который действовал в составе красных флотилий бассейна Волги Камы.

Историческая справка

Формирование дивизиона

Телеграмма, 12 апреля 1919 г.

Командарму-2 Шорину.

"Приступайте к вооружению полевыми пушками пароходов на Вятке. Относительно укомплектования личным составом снестись с командующим Волжской флотилией, находящейся в Нижнем.

Члены Реввоенсовета С. Каменев, С. Гусев".


Пятый (Вятский) дивизион Волжской военной флотилии (начдивизиона Б.Ф. Любимов, военком Васин) сформирован с 30 апреля по 7 мая 1919 года в Аркульском затоне за счёт переоборудования гражданских речных судов под боевые.

Под руководством пяти военных моряков во главе с военмором Б.Ф. Любимовым с пароходов были сняты лишние надстройки, буксирные устройства, чтобы на их месте установить пушки. Пулемёты крепились на треногах. Матросские кубрики были превращены в снарядные погреба, а штурвальные помещения в броневые рубки.

Вопрос бронирования речных судов имел свои особенности. Угроза обстрела с берега и в то же время требование о наличии минимальной осадки, предъявлявшееся речными навигационными условиями, заставляли ограничиться защитой наиболее важных жизненных частей судна от винтовочного огня и осколков снарядов. Броневых листов в Аркуле и других затонах не было, вместо брони использовали котельное железо. Для защиты экипажей от пуль вдоль фальшбортов уложили мешки с песком. Для этой же цели командарм-2 В.И. Шорин распорядился выделить 100 кип кудели. Даже такая примитивная защита оказалась эффективной от пуль и осколков снарядов. «Только металлическая броня и мешки с песком, - утверждал участник боёв Ф.С. Семахин, - спасли наши суда от вражеского огня».

Экипажи первоначально состояли из рабочих Аркульского затона.

5 мая 1919 в штаб Шорина приходит следующая телеграмма: «Суда готовы. Жду распоряжения. Любимов». В этот же день от командарма пришёл лаконичный ответ: «Пушки находятся здесь, в Вятских Полянах, приезжайте, получайте и устанавливайте». На следующий день корабли дивизиона под вражеским артогнём спустились по реке Вятке до Вятских Полян и заняли дозор напротив деревни Мухино, чуть выше железнодорожного моста.

Для флотилии из 28-й дивизии были выделены четыре облегчённые пушки, 650 снарядов к ним, два пулемета. Кроме того, на суда были откомандированы 57 артиллеристов и 124 моряка, воевавших в дивизии.

Позднее с верховьев Вятки к Любимову пришли подготовленные рабочими других затонов, уже вооружённые «Мелководный», «Посланник», «Гибралтар».

Состав дивизиона

одиночные пароходы:
  • «Бурлак» (до марта 1918 г. колесный буксир «Александр»). Построен в 1899 г. Длина 53,5 м; ширина 5,7/13,2 м; осадка 1,52 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм автоматической пушке Маклена, один пулемет. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Использовался как транспортно-десантное судно;
  • «Вест» (с 19 мая 1919 «Память Рошаля») Вступил в строй 8 мая 1919 г. На нём первоначально до 19 мая 1919 размещался штаб дивизиона;
  • штабной пассажирский пароход «Москва», построенный в 1897 г. Длина 74,7 м; ширина 14,6 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 600 л.с. Скорость 11,5 узлов.
канонерские лодки:
  • «Террорист» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Учредитель»). Построен в 1896 г. Длина 62,9 м; ширина 7,11/11,4 м; осадка 1,25 м. Машина мощностью 380–440 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Г.В. Жуков;
  • «Победоносец». Построен в 1887 г. Длина 49,75 м; ширина 7,42/ 13,9 м; осадка 0,71 м. Машина мощностью 250–300 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 76-мм пушке обр. 1902 г., 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г. Командир Э. Скавронский;
  • «Товарищ Голчин» (до 1 мая 1919 г. колесный буксир «Дедушка»). Построен в 1903 г. Длина 44,8 м; ширина 6,4/12,8 м; осадка 1,0 м. Машина мощностью 320 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: на носу и на корме по одной 37-мм пушке (по другим сведениям: две 76-мм короткие пушки обр. 1913 г.). Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Любимец» (с 9 мая 1919 г. «Раскольников»). Построен в 1885 г. Длина 51,21 м; ширина 7,47/15,02 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 200 л.с. Вооружение: две 37-мм пушки, 2 пулемета. Вступил в строй 8 мая 1919 г.;
  • «Мелководный». Построен в 1892 г. Длина 34,85 м; ширина 5,78/ 10,8 м; осадка 1,15 м. Машина мощностью 120 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: две 37-мм пушки Маклена;
  • «Гибралтар». Данные неизвестны. Вступил встрой 31 мая 1919 г.;
  • «Посланник». Построен в 1891 г. Длина 32,31 м; ширина 4,58/ 9,73 м; осадка 1,07 м. Машина мощностью 160 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: две 76-мм коротких пушки обр. 1913 г., один пулемет. Вступил в строй 3 июня 1919 г.

Участие в боях на реке Вятке

В мае 1919 года дивизион был в непосредственном оперативном подчинении командованию 2-й армии Восточного фронта.

Дивизион принял активное участие в оборонительных боях возле железнодорожного моста у Вятских Полян, в ликвидации белого плацдарма севернее Гоньбы, в обеспечении переправы войск при контрнаступлении 2-й армии с 24-25 мая 1919 года.

Участие в боях на Каме

В конце мая 1919 года дивизион влился в состав Камского отряда Волжской военной флотилии (Волжско-Камская военная флотилия). Суда дивизиона обеспечивали переправу частей 25-й Чапаевской дивизии через реки Белую и Уфа.

На южном фронте

После очищения рек Вятки, Камы, Белой от колчаковских войск в середине 1919 года Волжско-Камская военная флотилия (вместе с 5-м дивизионом) вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и приняла участие в боевых действиях на Южном фронте.

К концу навигации 1919 года суда и корабли дивизиона были направлены к Нижнему Новгороду, но из-за быстрого ледостава на Волге застряли возле устья р. Керженец (левый приток Волги).

"Вятский дивизион" в 1919 г. тронулся обратно после сражений. Но отход его оказался запоздалым и против Лыскова он застрял во льду. Существовала угроза для судов, что при весенних передвижках льда они утонут. Чтобы выяснить обстановку на месте, я и инженер-механик т. Иконников отправились по реке в санях к Лыскову. Без железной дороги, зимой, в санях в стужу и ветер поездка наша напоминала нам поездки давней старины, не однажды описанные в нашей классической литературе. Ночевали мы в избах, обогревались, как умели. Суда мы нашли вмёрзшими на средине реки, причём команда для вывода судна проделывала путь, прорубая лёд к полынье. Таким образом одно судно уже было уведено в устье р. Керженец, остальные надлежало перевести туда же. Командир дивизиона Б.Ф. Любимов ездил с нами осматривать суда. Мне нравилось его умелое обращение с матросами при известной властности. Вечером мы были приглашены на ужин в дивизион.

— Цукшвердт А.Э. Воспоминания о боевых действиях Волжской военной флотилии на Волге и Каме в 1918–1920 гг. [машинопись] // Вольский краеведческий музей. - Ф.4, д.668.


Награды

В 1923 году за успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме, ВЦИК РСФСР вручил пятому дивизиону канонерских лодок революционное Красное знамя, а командир дивизиона Б.Ф. Любимов и командир канонерской лодки «Террорист» Г.В. Жуков были награждены орденами Красного Знамени.


Источники

  • Широкорад А.Б. Великая речная война. 1918–1920 годы / А.Б. Широкорад. — М.: Вече, 2006. — 416 с.; илл. — (Военные тайны ХХ века). - http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab3/09.html