Арская дорога (даруга)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© Владимир Слесарев


В исторических текстах Арская дорога имеет два смысла: административная единица и транспортно-географический объект.

Арская даруга (княжество, сторона, четверть, округ, область, дорога)

Арское княжество

Об истории Арской земли в булгарский и добулгарский период очень мало исторических источников. По мнению историков, существовало княжество с центром в городе Арске (тат. Арча), которое охватывало земли Заказанья. Некоторые относят к Арскому княжеству упоминания, которые есть в арабских источниках.

См. Арсания в сообщениях арабских путешественников

Существует точка зрения, выдвинутая рядом историков Удмуртии, что Арское княжество было удмуртским, и вокруг Арска в домонгольский период происходило формирование государственности южных удмуртов, которое было прервано в результате завоевания Волжской Булгарией и дальнейшего перехода во владение Казанского ханства:

См. Арское княжество

Многими историками, в том числе и удмуртскими, эта точка зрения подвергается критике. Вероятнее всего, население Арского княжества было представлено не одним, а несколькими этносами, и состояло из удмуртов, черемисов (марийцев), татар. После московского взятия Казани часть верхушки арских князей была переселена на земли, расположенные за городом Хлыновом, в долине реки Чепцы (приток Вятки). В результате там образовалась локальная группа удмуртов с центром в селе Каринка. Родословные документы, собранные потомками каринских князей, дают возможность предполагать, что они могли иметь кыпчакское происхождение. Т.е. арские князья могли быть не только удмуртами. Материалы археологических раскопок возле Арска также не позволяют говорить об их принадлежности одному народу.

Арский вилайет (даруга)

Арская дорога (тат. Арча даругасы) — административно-территориальная единица в составе Казанского уезда Казанской губернии (в XVI—XVIII веках), центром которой был город Арск (тат. Арча). Считается, что Казанское ханство состояло из четырёх даруг (округов) — Алатской, Арской, Галицкой, Зюрейской. Позднее к ним добавилась пятая даруга — Ногайская. Даруги делились на улусы (позже волости), объединявшие земли нескольких поселений.

Термин даруга, как единица административно-территориального деления, введен в оборот Д.А. Корсаковым, редактором 4-6 выпусков XVIII тома Известий Общества археологии, истории и этнографии (1908), содержащих подборку документальных материалов по истории Казанского края XVIII в. Во вводной статье он, затрагивая научное значение публикуемых материалов, указывал, в частности, что «Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам» (1771-1773), сообщает в числе прочих «интересные исторические данные» о разделении «Казанской провинции на пять дорог (правильнее даруг=округов)», сохранившегося «ещё от времени Казанского татарского царства». При этом в сноске приводится следующее пояснение:

«Даруга – слово монгольское = правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово „даруга“, при русском владычестве, стало отождествляться с дорогой, т.е. путем, который вел от Казани в тот или другой округ Казанского улуса».

Этот взгляд получил широкое распространение, и в ХХ веке казанско-татарский термин даруга, обозначавший должность, превратился в обозначение административно-территориальной единицы, а потом трансформировался в его русский эквивалент дорога, случайно совпавший по звучанию с собственно русским словом «дорога» (=путь).

Территориальная структура Казанского уезда при таком подходе рисуется в виде радиальной карты дорог, выходивших из Казани:

«Геометрическая карта… большим дорогам, лежащим по Казанскому уезду» конца XVIII века

В разное время эти дороги из Казани назывались (от западной и по часовой стрелке):

Дороги из Казани во времена Казанского ханства Дороги из Казани в XVIII веке
Московская (старая) дорога (не пересекая Казанку, шла от Кремля по сегодняшней ул. Большой на Бишбалту, к устью Казанки и к переправе на с. Верхний Услон) Большая почтовая дорога из города Свияжска, она ж и Московская (ныне – примерно по ул. 1-го Мая и с юга от Порохового завода, Аракчинское шоссе и пр.)
- Дорога на богомолье, т.е. – в Раифскую пустынь (примерно от ул. 1-го Мая на Горьковское шоссе, потом эта дорога переходила в Заволжский Кокшайский тракт)
Гале(и)(ит)цкая дорога Большая почтовая дорога из города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола) (ул. Герцена, Краснококшайская, Фрунзе и пр., Галицкий тракт);
Алац(тц)(тс)кая дорога Проезжая дорога в город Уржум (ул. Декабристов, Дементьева, Алатский тракт);
Арская дорога Большая почтовая дорога в город Малмыш (Сибирский тракт), а далее в губернские города Пермь и Тобольск с ответвлением перед Арском в город Мамадыши (ул. Н. Ершова, ул. Сибирский тракт, ул. Мира и пр.);
Чювашская дорога Проезжая дорога, называемая Зюрейская в город Мамадыши (ул. Н.Ершова, П.Лумумбы, Мамадышский тракт);
Нагайская дорога (их тоже было несколько, идущих на юг: по верхней и нижней террасе и даже за Волгой. Основная нижняя трасса превратилась в дорогу в Лаишев; верхняя – в более поздний Вознесенский тракт, остатком которого является ул. А.Кутуя) Большая почтовая дорога в город Лаишев, а далее до г. Оренбурга с ответвлением перед Усадами в город Бугульму (ул. Петербургская, Подаметьевская, Фермское шоссе, пр.);
- Проезжая дорога из г. Тетюш (через деревни Кокушкина, ныне – Кукушкино, Б.Атары и на переправу против с. Ключищи).

Названия этих дорог во времена Казанского ханства фиксируются рядом писцовых книг, начиная ещё с 1565-1568 годов. Что интересно: в писцовых книгах дороги играют роль не только путей сообщения. Вся территория Казанского уезда поделена по принадлежности к какой-то из этих дорог с целью систематизации учетной статистики (подсчет и межевание земель) всех наличных поселений, угодий и пустошей. При первых описаниях завоеванных земель, писцы ориентировали селения относительно наиболее крупных путей сообщения выходящих из Казани (отсюда и некоторая сбивчивость в отнесении отдельных селений к той или иной дороге, а также их характерная форма в виде вытянутых треугольников, острые углы которых направлены в сторону Казани). В результате такой практики наиболее важные транспортные магистрали начинают одновременно иметь административный смысл.

Однако, ранние источники не подтверждают, что термин «даруга» означал административную территорию. В ярлыках ханов Ибрагима (между 1467-1479) и Сахиб-Гирая (1523) провинции Казанского ханства обозначались иначе - терминами «вилайет» и «ил». В русских источниках времён Казанского ханства его составные части называются, как правило, сторонами, причём перечисляются лишь четыре стороны: Горная, Луговая, Побережная (она же Ногайская) и Арская. То, что основная территория ханства в административном отношении делилась только на эти четыре провинции, свидетельствует и употребление в отношении некоторых из них термина четверть – Арская четверть, Ногайская четверть. А слова: даруга, «даруга-беки внутренних и внешних городов», «даруга-беки внутренних селений и городов», «волосные и городные и селные дороги» - использовались лишь для обозначения должностных лиц самого различного ранга.

Арская сторона, Арская земля (тат. Арча ягы — из татарского «Сторона Arca») — в русских источниках это историческое название Заказанья - центральной части Казанского уезда.

Арская даруга (сторона, четверть, область, дорога) была ликвидирована в 1780 году, относившаяся к ней территория была разделена между Арским и Мамадышским уездами Казанской губернии, Елабужским, Малмыжским и Сарапульским уездами Вятской губернии и Осинским уездом Пермской губернии.

Ныне это районы Татарстана (1), Мари-Эл (2) и Кировской области (3):

  • (1)Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Кукморский, Мамадышский, Арский, Атнинский, Балтасинский
  • (2) Параньгинский
  • (3) Вятскополянский, Малмыжский.
Фрагмент «Генеральной карты Казанской губернии, сочиненной по новейшим известиям в 1779 году Федором Черновым».[1]
Зелёные линии, пересекающие Арскую область (выделена голубым цветом), - это Арская дорога.
Выделена также Алатская дорога, ведущая в город Уржум, и дальше в город Хлынов.

Арская дорога (путь)

Арская дорога (тат. Арча юлы), как транспортно-географический объект, является одним из участков Большого Сибирского тракта, несколько веков соединявшего Европу и Азию, - самого протяжённого в мире культурного ландшафта, отражающего полутысячелетнюю историю Российского государства.

Первоначальное значение Сибирского тракта было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири. Его использование усиливалось по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.

В XVI веке через каждые 20 верст на таких дорогах стали появляться землянки-«ямы». Здесь хранили запасы корма для лошадей, провизию для путников, жили ямщики, которым вменялось в обязанность везти чиновников по подорожным и от «ямы» до «ямы» перевозить грузы. Торговый путь принимал обозы с китайским чаем, сибирскими мехами и ивановским ситцем, шли грузы с уральских и тульских заводов - от рынков Китая и сибирских ярмарок до торжков и ярмарок Средней России. Шли и ехали по бесконечной дороге странники и путешественники: здесь когда-то проезжали Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, И.И. Лепихин, брели монахи и искатели веры или свободы от людей и нужды...

В межевой части писцовой книги 1622-1624 г.г. Арская дорога упоминается не иначе, как местный ориентир для привязки, как транспортная коммуникация. При этом такое название применено не к основной дороге Казань-Арск-Малмыж, а к одной из ветвей большака, ведущего от Арска в сторону Мензелинска. Эта ветвь Арской дороги на одном участке пролегала через территорию нынешнего Вятскополянского района. На карте 1779 года, приведённой выше, дорога проходит через деревню Матвеево, дальше на переправу у деревни Нижние Шуни.

Обустройство Большого Сибирского тракта началось в 1730 году после установления политических и торговых отношений между Россией и Китаем, и закончено оно было только в середине XIX века.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Арск, Малмыж (Гоньба), Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем).

По территории Малмыжского уезда пролегали три больших грунтовых тракта - из Малмыжа в Елабугу, из Арска в Мамадыш и из Казани в Мамадыш. Самой оживлённой была дорога из Арска в Мамадыш, которая была транзитным участком Большого Сибирского тракта. Протяжённость этого участка по территории Малмыжского уезда составляла 340 вёрст.

В 18 веке часть этой ветви, и северная часть старинной Алатской дороги вошли в Вятско-Уфимский тракт (часть этого торгового и почтового пути, пролегавшая по территории Вятской губернии, называлась Казанским трактом). В селе Вятские Поляны этот тракт со стороны села Усад проходил по основной "дольной" Большой улице (совр. ул. Ленина), и выходил в южном направлении по Большому переулку (совр. ул. Советская). Дальше большак пролегал до деревни Нижние Шуни, возле острова Балякина был перевоз через Вятку, а с левого берега тракт уходил через деревню Высокая Гора в южном направлении на деревню Лубяна (совр. п. Лубяны Республики Татарстан) и далее в сторону Елабуги и Уфы.

См. также: Почтовые тракты в Малмыжском уезде

После пуска железной дороги из центра России на восток значение этого пути заметно ослабло.

Примечания

Источники



Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.