Воспоминания Екатерины Викторовны Мансуровой (Юрловой)

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 02:20, 2 марта 2016; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

Воспоминания Екатерины Викторовны Мансуровой (Юрловой), учительницы истории и обществознания, о своём отце - Юрлове Викторе Петровиче, бывшем директоре Краснополянской средней школы №2.

Жизнь моего отца – это частичка истории нашей страны. Это самое интересное: застать одну эпоху (Сталинскую), пережить другие (Хрущевскую, Брежневскую, Горбачевско-Ельцинскую) и жить в пятой!

К концу 50-х годов ХХ века наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала 2 место в мире по численности студентов на 10000 тысяч населения. Становление личности, приобретение педагогического опыта пришлись у Виктора Петровича на 60-80 годы ХХ века.

В августе 1962 г. он был назначен директором Краснополянской восьмилетней школы.

У нового директора не было опыта руководящей работы, но была армейская закалка, хорошая физическая подготовка и огромное желание работать. К этому времени в школе был уже создан дружный, работоспособный коллектив учителей и учащихся.

В 1967 г. восьмилетняя школа была преобразована в Краснополянскую среднюю школу №2. В школе было скомплектовано 23 класса-комплекта, с числом учащихся 852 ученика. Наполняемость классов была высокой, обычной нормой считалось 40-42 ученика в классе начального звена и выше 30 человек в старшем звене. Приходилось заниматься в две смены, площадей не хватало, приходилось арендовать помещение в Доме культуры.

Но благодаря своим личным и деловым качествам – напористости, умению убеждать, Виктору Петровичу удается расширить материально-техническую базу школы. Постепенно строятся учебные мастерские для мальчиков и девочек, изучающих столярное дело, домоводство, а позднее и автодело, занятия в которых вели учителя – профессионалы.

Я, как выпускница школы, окончившая ее в 1972 году, вспоминаю свое пионерское детство и комсомольскую юность.

Пионерская организация, которую возглавляла Соловьева Надежда Викторовна, была правофланговой, передовой в В-Полянском районе. Вахта пионерских дел, сборы металлолома и макулатуры, тимуровская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, поисковая работа, конкурсы художественной самодеятельности – все это помогало формировать личность активную, неравнодушную, нравственно и морально подготовленную к жизни.

Комсомольская организация школы направляла свою работу на расширение нашего кругозора, формировала ответственное отношение к своим обязанностям, выявляла творческих и одаренных ребят. Атмосфера школьной жизни была активной, деятельной, интересной. Органы ученического самоуправления были настоящими, а не на бумаге. Работал радиоузел, регулярно выпускалась школьная стенгазета и комсомольский прожектор, критически отражавшие нашу школьную действительность. Я в 9-10 классах была членом комитета комсомола и отвечала за сектор радио и печати.

А с каким интересом мы ждали школьные вечера, которые готовили самостоятельно!

Ученическое самоуправление, сама творческая атмосфера поддерживались и направлялись Виктором Петровичем. Многие из ребят, кто прошел школу пионерского и комсомольского актива, стали хорошими руководителями производства.

Многогранна деятельность директора школы: проводник идей и программ партии и правительства (в то время), организатор всего учебно-воспитательного процесса, администратор и хозяйственник, воспитатель и просто предметник.

На меня, будущего учителя истории и обществознания, большую роль оказала личность отца и его умение преподнести предмет.

Даже сейчас, на встречах выпускников, мы, его ученики, вспоминаем, как он «держал» класс.

Достаточно было выразительно посмотреть в сторону нарушителя дисциплины и сделать длительную паузу. Объяснение материала прерывалось. Нарушитель быстро понимал, что от него требовалось. Урок продолжается. И никаких нравоучений!

Знание психологии, возрастных особенностей детей, методически правильно построенные уроки, любовь к профессии и детям, желание привить интерес к своему предмету и глубокий профессионализм вызывали и до сих пор вызывают уважение родителей и воспитанников Виктора Петрович .

Не зря Л.Н. Толстой сказал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце».

Но вот наступили лихие 90-ые годы… 18 сентября 1990 отцу исполнилось 60 лет, 19 сентября он ушел на пенсию по возрасту.

Но активная жизненная позиция, неугомонный характер не давали Виктору Петровичу смириться: «Я еще полон сил, я еще поработаю…» Сторожем… «Принять сторожем в Краснополянскую среднюю школу №2» - гласит запись в трудовой книжке от 29 октября 1990 г. А 21 января 1993 новая запись: «Освободить от занимаемой должности в связи с назначением директором школы».

К этому времени кардинально изменилась страна. Распался Советский Союз, социалистическая система. Российская Федерация вступила на путь самостоятельного существования. Шел процесс становления новой российской государственности. 90-е годы были временем крупных перемен и в системе школьного образования.

В это трудное время Виктор Петрович поспешил прийти на помощь своему коллективу.

В 90-е годы в школах вводится общественно-полезный труд, и Виктор Петрович работает учителем ОПТ, организует рабочие места для учащихся на домостроительном комбинате, знакомит их с производством. В эти же годы к нему приходит идея создать школьный историко–краеведческий музей, который через несколько лет становится настоящим центром патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Был собран большой материал об историческом прошлом рабочего поселка Красная Поляна, возведенного трудом жителей в 40-50 годы на месте бывшей деревни Новая Белогузка.

Актив музея из числа инициативных учащихся 8-10 классов при помощи специалистов провели исследование питьевой воды из четырех родниковых источников на правом берегу Вятки напротив поселка на содержание железа и кальция. Анализы показали, что качество воды значительно лучше, чем в водозаборных колонках.

После этого активисты обустроили родники, установили металлические трубы с целью обеспечения чистой водой рыбаков, туристов и жителей поселка.

Неоднократно совершались этнографические экспедиции по Вятско-Полянскому и Малмыжскому районам. Главная их цель – изучение быта и обычаев многонационального населения, сбор новых экспонатов для музея.

Музей гостеприимно встречал своих посетителей и в будни дни, и по праздникам, был достопримечательностью поселка. Активисты музея «бесконечно благодарны Виктору Петровичу за любовь к ним, ради которых он не жалеет ни своих сил, ни времени и подает пример беспредельной любви к радостному краю», - писал в статье «У истоков доброты» житель поселка Н. Нурмухаметов.

На протяжении всей педагогической деятельности Виктор Петрович занимался огромной общественной работой: председатель профсоюзной организации школы, член Пленума райкома профсоюза, секретарь парторганизации школы, член исполкома поссовета Красной Поляны, член Совета ветеранов, член Совета Вятско–Полянского РОНО, краевед, организатор туристических походов и слетов, судья по спорту (легкая атлетика и гимнастика), член Совета Дома Культуры.

После выхода на пенсию отец проработал еще 15 лет! Последняя запись в трудовой книжке – 15 сентября 2005 года.

Выпускники Виктора Петровича работают во всех сферах общества. Это экономисты и инженеры, юристы и педагоги, военные и рабочие, ученые и работники культуры.