Канонерка «Товарищ»
«Товарищ» (с 19 марта 1928 - «Барнаул») - речной колёсный буксирный пароход, в 1918-1919 года[ участвовавший в Гражданской войне в качестве речной канонерской лодки.
Технические характеристики
- Длина - 46,94 м
- Ширина - 14,4/7,31 м
- Осадка - 1,25 м
- Водоизмещение - 188 брт
- Силовая установка - 240-280 л.с.
- Скорость хода - максимальная - 12 узлов ; экономическая - 6 узлов
- Вооружение - 1-76-мм полевое и 1-76-мм горное ор. (с ноября 1918: 3-75-мм ор. и 6-7,62-мм пул.; с августа 1919: 3-64-мм ор.)
- Экипаж - 64 человека
Биография судна
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1907 на заводе акционерного общества «Сормово» в Нижнем Новгороде по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Вятке.
8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду.
С 11 июня 1918 буксир входил в состав Вятского Рупвода, а 1 сентября 1918 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку и зачислен в состав Волжской военной флотилии (ВВФ).
31 июля 1919 канонерка вошла в состав Волжско-Камской военной флотилии (ВКВФ) и 5 июля 1920 - в состав Морских сил Каспийского моря (МСКМ).
Канонерка участвовала в Гражданской войне (бои с белогвардейцами на Каме, Вятке и под Камышином в сентябре-октябре 1918 и в мае-августе 1919). В 1918 году была в составе отряда под командованием А.В. Бабкина (флотилия 2-й армии).
31 июля 1920 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Вятскому Рупводу для использования в качестве буксира.
Буксир находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны буксир осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по рекам Белая и Уфа. 16 июля 1968 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.