Культура и образование Малмыжского уезда

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 18:28, 29 июля 2019; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Одними из первых очагов культуры в Малмыжском уезде стали православные храмы. На пробуждение добрых чувств в людях был направлен синтез сосредоточенных в них искусств: иконы, живопись, молитвы, хоровое пение - музыка, богослужебные книги, Библия - литература. Мысль о том, что "все языцы едино суть у Бога" особенно полезной была в воинственных XVI и XVII веках.

Вторая половина XVIII столетия знаменательна для Малмыжского уезда тем, что город Малмыж и некоторые селения уезда попали на страницы популярной тогда литературы путешествий. Уезд пересекали две важные дорожные магистрали: южная ветвь Большого Сибирского тракта и Вятско-Уфимский тракт. Первым малмыжским историком по праву можно считать Н.П. Рычкова. Именно в его "Дневных записках путешествия... по разным провинциям Российского государства" находим описание города Малмыжа, рассказ о его прошлом.

Второй важной фигурой явился А.Н. Радищев, описавший впечатления своего невольного путешествия в Сибирь в дорожном дневнике. В "Записках путешествия в Сибирь" (1790 год) зоркий глаз талантливого наблюдателя отметил ряд населённых пунктов Малмыжского уезда с прилегающей местностью, расположенных вдоль Сибирского тракта.

В 1850 году Малмыж посетил польский философ и историк Генрик Каменьский, возвращавшийся из вятской ссылки на родину, а в марте 1853 года другой вятский ссыльный - М.Е. Салтыков-Щедрин. В задачу будущего "прокурора русской общественной жизни" входила ревизия дел малмыжского головы, о чем им и было затем доложено губернатору. Интересно, что позднее именно в Малмыже нашёлся экземпляр единственного на Вятке авторского издания "Губернских очерков" М.Е. Салтыкова-Щедрина.

К 1819 году в городе появляется первая больница.

В 1827 году открывается мужское приходское училище, а в 1838 - уездное училище министерства народного просвещения, преобразованное со временем в Александровское Высшее трёхклассное начальное училище. 1878 год - время открытия женской прогимназии (гимназия - с 1905 года), причем мужская гимназия появилась гораздо позже - с 1910 года (первым директором был Е.М. Тихоницкий). В 1875 году местным земством открыта ремесленная школа.

В 1861 году, несколько раньше, чем в Вятке, в Малмыже заработал телеграф, а ещё через четыре года потомственный почётный гражданин К.М. Пафнутьев двумя сотнями книг положил начало городской публичной библиотеке.

Большой клан малмыжских градоначальников и купцов Батуевых дал Отечеству двух выдающихся людей - знаменитого земца А.П. Батуева и известного анатома Н.А. Батуева. В 1854 году в подгородной Пахотно-Ильинской слободе родился известный этнограф, археолог и историк С.К. Кузнецов, автор многих, не утративших значения до сего дня трудов. Многие малмыжане учились в Казанском университете. В городе родились металловед Н.А. Минкевич, инженер водного транспорта А.Г. Лежнин, специалист по истории и методике литературы П.М. Арбузов, энтомолог К.И. Попов.

Будучи местом политической ссылки, Малмыж приютил на то или иное время: участника кубинской революции 1896 года Н.Г. Мелентьева, академика С.А. Зернова, пролетарского писателя А.П. Бибика, большевиков Н.М. Величкина, В.Г. Горохова, В.А. Горбачева. Последний организовал в Малмыже в 1902 году первую в Вятской губернии первомайскую демонстрацию.

Будучи центром огромной территории, в которую входили часть нынешних Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Кильмезский и Вятскополянский районы Кировской области, уездный Малмыж издавна был притягательным местом для стремившихся к образованию и культуре представителей четырёх народов: русских, татар, удмуртов и марийцев.

Здесь жил "много обещавший и бесспорно талантливый" (выражение С.К. Кузнецова) Б.Г. Гаврилов, удмурт по национальности, автор широко известной в учёном мире и первой в своём роде книги "Произведения народной словесности, обряды и поверия вотяков Казанской и Вятской губерний" (Казань, 1880 г.). В первые годы советской власти жителем Малмыжа был Т.К. Борисов, фольклорист, редактор удмуртской газеты "Гудыри" ("Гром"), автор первого удмуртско-русского словаря. Тогда же являлся малмыжанином инструктор отдела народного образования К.П. Чайников, до этого учитель в одном из удмуртских сёл, а впоследствии известный поэт, один из основоположников удмуртской литературы, подписывавший свои произведения псевдонимом Кузебай Герд.

В конце XIX века Малмыж стал широко известен в стране благодаря ["мултанскому делу"], когда удмурты из села Старый Мултан были обвинены в человеческом жертвоприношении. Вся прогрессивная Россия встала на их защиту, и процесс был в конечном итоге выигран, во что немалую лепту внёс писатель В.Г. Короленко. Вскоре после этих событий в Малмыже и некоторых селениях уезда побывал будущий писатель-романист В. Ян, описавший свои впечатления в ряде интересных очерков.

Удмурты "Малмыжской области" попали даже в этнографический бестселлер - книгу англичанина Д. Фрезера "Золотая ветвь".

С Малмыжем связано имя одного из погибших в годы культа личности марийских поэтов Н. Тишина (родился в селе Большой Китяк).

В конце 80-х годов XIX столетия земством была открыта в Малмыже татарская школа с преподаванием на родном языке. Здесь существовала мусульманская библиотека. В 1901 году в Малмыже родился известный хирург С.М. Курбангалиев. Историю о том, как правоверный мусульманин обращал язычников марийцев в православную веру, за что был наказан малмыжским муллой, находим в "Былом и думах" Л.И. Герцена.

Малмыж - это и один из центров провинциального книгопечатания. В конце XIX века собственную типографию здесь имел учитель Н.Н. Черемшанский. В 1896 году в ней были напечатаны высоко оцененные до этого Н.К. Михайловским "Монологи" писателя и земского деятеля А.Н. Баранова, работавшего тогда в Малмыже техником по распланированию селений и переписывавшегося с самим Львом Толстым. Книга написана в виде монологов пристрастившегося к спиртному интеллигента, прозябающего в провинциальной "дыре".

Особняком стоят две книги, изданные Н.Н. Черемшанским. Первая - "Ответы мусульманину на его возражения против христианства" - принадлежит перу уездного инспектора народных училищ Н.Н. Одигитриевского (1910 г.). С большим интересом читающая публика встретила в 1913 году вторую книгу жившего "на покое" в Малмыже профессора С.К. Кузнецова "Древнерусская метрология", представляющую собой курс его лекций, читанный в Московском археологическом институте. По полиграфическому уровню издания Н.Н. Черемшанского ничуть не уступали продукции столичных типографий.

Существовала в Малмыже и ещё одна типография - местного товарищества. В издательской деятельности она была менее активна, специализируясь почти исключительно на выпуске материалов земства. Самым примечательным ее изданием является написанная уездным агрономом А.Н. Машковцевым брошюра "Поездка крестьян Малмыжского уезда в Моравию" (1915 г.).

В 1908 году была основана «Типография христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия», которая помещалась в двухэтажном деревянном доме крестьянина Л.А. Гребнева в деревне Старая Тушка. Первым изданием, напечатанным в Старой Тушке, стала Азбука. Это «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественнаго писания» вышло в свет тиражом четыре тысячи экземпляров и предназначалось для школы, организованной при старообрядческом молитвенном доме в Старой Тушке. В «Христианской типографии церковнославянских, богослужебных и поучительных книг» неоднократно выходили листы «Целебника», карточки открыток с изображением «райских» птиц Алконоста и Сирина для поздравительных писем к религиозным праздникам. Тысячными тиражами печатались Псалтырь, различные каноны, Панихидники, Часовники; вышли книги: «Скитское покаяние», «Поморские ответы», «О посте отшельника», «Аптека духовная», «Беседы о таинстве брака» и др. Книги одевались в красивые кожаные, опойковые и коленкоровые переплёты, имели изящные медные застёжки, изготовленные в местной литейной мастерской. Стоили они довольно дёшево, а самые ценные из них печатались на бумаге с водяными знаками XVIII века. Тексты украшались заставками. Красивое оформление, чёткий шрифт, доступная цена делали тушкинские издания популярными не только в Вятском крае, но и далеко за его пределами. Их можно было купить в магазинах Москвы, Петербурга, Казани. Гребневская старообрядческая типография в Старой Тушке была закрыта осенью 1918 года. Л.А. Гребнев пытался сотрудничать с советской властью, стремясь в новых условиях продолжать просветительскую деятельность. Он принимал активное участие в создании и работе Новотушкинского краеведческого музея, организованного в 1921 году молодым учителем А.И. Янкиным.

С 1902 по 1917 года в селе Гоньба работала Гоньбинская художественно-ремесленная школа с ткацким, ковровым, кружевным, белошвейным, портновским и золотошвейным отделениями. Школа была организована и содержалась во многом на средства помещицы В.Л. Граве. Ученицы этой школы не раз получали золотые медали на Всероссийских кустарно-промышленных выставках. Лучшие работы учениц демонстрировались в Петербурге (1907 г.), в Москве (1909 г.), в 1911 году в Казани на международной выставке прикладного искусства.

В начале XX века Малмыж, по словам одного из старейших вятских писателей М.М. Решетникова, представлял собой

"типичный уездный городок дореволюционной России,.. он утопал в садах и патриархальной тишине. Никаких культурно-просветительских учреждений, кроме мужской гимназии, женской прогимназии и городского училища, да ещё маленького кинотеатрика "Жизнь - игра", в городе не было. Непритязательный эстетический вкус основного населения городка вполне удовлетворяли соловьиные рулады, доносившиеся из ближних рощ, да еще... лягушачьи концерты".


В Вятских Полянах заметное влияние на культурную жизнь оказывало общество трезвости, открывшее первое культурно-просветительное заведение в селе - Дом трезвости, в котором для состоятельной части крестьянства организовывался досуг, к услугам посетителей имелись настольные игры, играл струнный оркестр, устраивался показ кинокартин. С 1914 года в селе жил талантливый художник В.И. Галанин, имевший уникальную коллекцию живописи и преподававший рисование для местных ребятишек. В это же время вятскополянским крестьянином И.В. Соловьёвым был создан в сарае импровизированный кинотеатр, в котором для жителей села показывали кинофильмы, привозимые кукморским предпринимателем Н. Юзеевым.

Тихую жизнь провинциального уезда взбудоражила Октябрьская революция.

В начале 1918 года в Малмыже стали издаваться "Известия Малмыжского уездного исполкома Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов". Был открыт Народный дом, ставший центром местной культуры более чем на десятилетие. При нём успешно играл камерный симфонический оркестр, а коллектив любителей (В.М. Двинянинов, П.Н. Орлов, А.Н. Лоншакова и другие) отваживаются ставить на сцене такие оперы, как "Кармен", "Садко", "Пиковая дама", "Евгений Онегин". Виолончелист С.М. Двинянинов, начинавший свой творческий путь в стенах Народного дома, 9 мая 1945 года был в числе тех музыкантов, что присутствовали при подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В 1918 году в Малмыже появились первые за всю историю уезда аптека и детский сад. В последующие два года была проведена реорганизация учебных заведений: в городе открылось шесть школ первой ступени и три - второй. Местные советские работники посещали так называемый рабочий факультет (рабфак). В городе функционировали педагогические курсы, на основе которых в 1921 году был создан русский педагогический техникум. Профессиональная женская школа давала ученицам навыки кройки и шитья, существовала и школа садоводства.

Сентябрь 1918 года - время открытия в Малмыже национального педагогического техникума, подготовившего за десятилетие своего существования свыше ста преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ. В городе собирались съезды нацменьшинств, выходили газета и журнал на татарском, бюллетень на марийском языках.

Важным фактором культурной жизни края явилось создание в Малмыже исторического общества, ставившего целью изучение местных древностей и святынь. Число наиболее деятельных его членов составили известный археолог и историк М.Г. Худяков, бывший земский начальник О.А. Забудский, протоиерей С.А. Батин. Уже в самом начале своего существования общество получило от городских властей часть книг и коллекций умершего в Малмыже в 1913 году профессора С.К. Кузнецова. Библиотека общества состояла первоначально из двух тысяч книг на 26 языках. Правда, вскоре общество распалось, но на основе собранных им коллекций в 1920 году был создан музей местного края, поведший огромную исследовательскую и собирательскую работу. Рукописные "Труды" музея не потеряли своей познавательной ценности и по сей день.

Малмыж 20-х годов запечатлел на своих картинах оказавшийся здесь волею судеб чехословацкий художник Карел Запеца. Более 30 лет прожил здесь художник А.В. Фищев, автор интересных воспоминаний о своей жизни, вышедших в 1985 году отдельной книгой в Волго-Вятском издательстве.

Характеризуются эти годы появлением в Малмыже первой государственной телефонной станции и звукового кино, школы "Леспромуч" (готовила лоцманов, сплавщиков, работников лесного хозяйства), движением "Долой неграмотность!".

Ссылки