Межевая часть писцовой книги 1622-1624 гг

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Svitok.jpg Этот документ является первоисточником.
При чтении можно использовать
Терминологический словарь к древним актам.

[...]

Учинена межа селу Рождественскому, что на полянках с Успенским Вятским монастырем на Дюдюме овраге указали старой дуб с гранью[1] и на том дубу положена грань новая, а от дубу указали на березе старую грань и на той березе положена новая грань, а от той березы водороиною[2] вниз и в водороине поставлен столб с угольем[3], а от того столба попошед[4] немного поставлен столб же с угольем да от того столба попошед немного поставлен столб же с угольем у дороги, что дорога от новых полянок к селу Рождественскому, а от дороги и от столба поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем же, а от столба против тальника и против сосны, что сосна за рекою за Воскоршмою[5] поставлен столб с угольем на берегу реки на праве земля и луги и лес Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок[6].

Учинена межа Митрополичью селу Полянкам с чувашскою деревнею Измою[7], от речки от Кушака от мосту попошед немного дорогою Арскою[8] на леве поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного тоюж дорогою Арскою поставлен столб же с угольем, а от того столба положена грань на сосне на праве тое же дороги в татарской земле, а от той сосны положена грань, на леве Арския дороги в Митрополичье земле, да тою дорогою попошед поставлен столб с угольем у дороги, а от того столба поставлен столб с угольем у старыя бортныя сосны[9], на которой сосне была старая грань, а сосна вызжена, а от того столба положена грань на сосне против березы, а от той сосны и от березы положена грань на сосне на бортной суховерхой, а от тое сосны положена грань на дву березех из одного корени, а от тех берез положена грань на сосне, а от той сосны положена грань в черном лесу на пихте да подле ее береза, на праве земля и луги и лес деревни Измы татарския, а на леве земля и покосы и лес Митрополичья села Полянок.

[...]

Подписи: Андрей Молчанов. Смотрел Гришка Киприянов.


Выписка из:

  • Писцовая переписная и межевая книга вотчинных сел митрополита казанского и свияжского Матвея, письма и меры Ивана Леонтьевича Скобельцына и подьячего Якова Власьева; 1622-1624 гг.; сп. // Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно да 1764 года / И.М.Покровский. - Казань, 1906. - 803 с. - http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1_4_17/index.php

Ссылки

Примечания к документу

  1. Способ обозначения направлений на местности с помощью граней, вытесанных на столбиках, сохранился до сих пор в разметке лесных кварталов.
  2. Водороина - овраг.
  3. Столб с угольем - способ маркировки при межевании, когда точка обозначается не только столбом (который можно переставить), но рядом также выкапывается яма в рост человека, которая заполняется древесным углём.
  4. - пройдя
  5. - Оштормою
  6. "..Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок.." - т.е. межа обозначена между двумя сёлами:
    - Рождественское при вотчине Вятского Успенского монастыря
    - Полянки на землях Казанского митрополита.
  7. По одной из версий, Изма - это ошибочная расшифровка названия марийской деревни Тойма, с крестьянами которой у монастырской вотчины были земельные споры.
    По другой версии, этот топоним мог принадлежать какой-то исчезнувшей деревне на территории бывшей Казанской губернии (где-то возле Ершовки), чьи земли граничили с землями Малмыжского уезда Вятской губернии. Известно, что при установлении административных границ учитывались результаты межеваний 17 века.
    Чувашами в данных переписных "письмах и мерах" Ивана Болтина называется тяглое нерусское население местного происхождения, которое платит ясак (натуральный налог), т.е. "чюваша" обозначает не национальный признак, а социальную категорию населения.
  8. Арская дорога (даруга) - считается, что в Казанском ханстве так называлась административная единица, территория на северо-востоке в направлении от Казани. В неё входило множество селений, раскиданных по обе стороны от старинного тракта, проходящего через Арск, и далее на Малмыж. В данном документе упоминается как раз эта дорога (в значении путь), в качестве ориентира для привязки. Точнее, речь идёт об ответвлении от большого тракта в сторону переправы у Нижних Шуней.
  9. Деревья, обычно с обрубленными сучьями, на которых прикрепляются борти - пчелиные ульи.