Оборона железнодорожного моста у Вятских Полян весной 1919 года

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 15:27, 5 января 2017; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© Владимир Слесарев


Сплошная линия земляных укреплений, сооружённая напротив Вятских Полян частями Красной Армии весной 1919 года в связи с обороной железнодорожного моста через реку Вятку от наступавших колчаковских белогвардейских войск, имеет несколько особенностей, выделяющих его из ряда других памятных мест Гражданской войны на территории Кировской области:

  • достаточно большая протяжённость линии обороны – около 7 км;
  • относительно хорошая сохранность земляных сооружений;
  • на данной территории в течение нескольких дней непрерывно шли бои, в которых с обеих воюющих сторон участвовало большое количество людей и применялось разнообразное вооружение;
  • историческая значимость событий, с которыми связано памятное место (здесь красным удалось отстоять предмостный плацдарм, что предотвратило дальнейшее продвижение колчаковцев на Казань и сохранило от уничтожения построенный в 1916 году мост).

26 апреля – 15 мая: Создание предмостной линии обороны у Вятских Полян

Предмостная оборонительная линия на левобережье перед железнодорожным мостом через реку Вятку стала создаваться с середины апреля 1919 года. Она была одним из рубежей обороны Вятскополянского укрепрайона, устройство которого было намечено командованием 2 армии красного Восточного фронта заблаговременно, чтобы предотвратить здесь дальнейшее продвижение наступавших колчаковских войск. Кроме основной предмостной линии обороны укрепрайон включал в себя также первый рубеж обороны в долине реки Казанки, узлы сопротивления у деревень Новый Бурец и Нижние Шуни. Железнодорожный мост через реку Вятку весной 1919 года оказался на стратегическом направлении: захват водной переправы у Вятских Полян открывал белым путь на Казань.

26 апреля 1919 года в Вятские Поляны прибыло более 300 питерских рабочих, которыми руководил Коробов Георгий Петрович, пожилой рабочий. Питерцы только два месяца назад приехали на Ижевский завод по призыву Ленина, но поработать там им пришлось очень мало: город заняли белые.

Командованием 2 армии, штаб которой в этот момент находился в селе Вятские Поляны (позже штаб переехал в Арск), прибывшие питерцы были мобилизованы на строительство предмостных оборонительных укреплений. Непосредственное руководство строительством осуществлялось комбригом 28 азинской дивизии Северихиным А.И.. Ход проведения работ по созданию укрепрайона постоянно контролировался командармом-2 Шориным В.И. и начдивом-21 Овчинниковым Г.И..[1]

В это время 2 армия, ведя непрерывные бои, отступала. К 1 мая 1919 белые были уже в 30 км от Вятки. 27 апреля 1919 из Реввоенсовета красного Восточного фронта была получена директива: заминировать железнодорожный мост у Вятских Полян.[2] Просчитывая возможное катастрофическое развитие событий в связи с быстрым отступлением армии, красные к началу мая подготовили мост к взрыву.[3]

Попытки контрударов со стороны красных, предпринятые 7-8 мая 1919, не стабилизировали обстановку, но позволили временно задержать продвижение белых на отдельных участках и дать возможность собрать силы. К этому времени был сформирован батальон из местного населения Малмыжского уезда, на реке Вятке рабочими Аркульского затона под руководством военных моряков создан 5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии.

Линия предмостных оборонительных укреплений, строительство которых в основном завершилось к середине мая, позволила красным закрепить за собой плацдарм на левобережье, на подступах к мосту. Земляные укрепления, тянувшиеся от ж/д моста на протяжении 7 вёрст, ограничивали территорию на подступах к переправе и железной дороге, на которой имелись два разъезда: Ямное и Заструг. Линия обороны красных состояла из двух рубежей:

  • нижней линии одиночных окопов и огневых точек в непосредственной близости от полотна железной дороги - она была устроена, чтобы предотвратить продвижение противника вдоль ж/д;
  • сплошной линии траншей, групповых укрытий, огневых точек, мест для орудий - этот рубеж был устроен на возвышенных участках для защиты территории на подступах к ж/д.

Из-за отсутствия времени и сил сплошная линия укреплений была сооружена только перед небольшим плацдармом шириной 1-2 км, прилегающим к железной дороге с севера, на подступах к мосту через реку Вятку.

В настоящее время граница предмостного плацдарма представляет собой расположенную в сосновом лесу, хорошо просматриваемую 8-километровую линию земляных укреплений, состоящую из полуосыпавшихся траншей, одиночных окопов, ям от блиндажей и укрытий, заросших разнотравьем. В результате состоявшихся здесь боёв в 100-200 метрах с северной стороны от сплошной линии обороны красных остались также одиночные окопы и укрытия, вырытые белогвардейцами. В некоторых местах сохранились также воронки от артиллерийских снарядов и разрывов гранат.

Оборонительная линия плацдарма, выполненная красными, интересна с точки зрения военно-полевой инженерии. Она тянется по верху высокого склона (коренного берега реки Вятки) в направлении запад-восток, параллельно полотну охраняемой железной дороги, перекрывает возможные пути, по которым наступающие белые части могли прорваться к железнодорожному мосту. Позиции красных на изученном участке представляют собой единую линейную ломаную траншею. В этой траншее, вырытой в полный рост, через каждые 20-25 метров имеются земляные перегородки – траверсы, вокруг которых выполнены «П»-образные обходы. Эти развороты – траверсы должны были служить преградой для огня с фланга. Между траверсами возможно расположение стрелковых позиций для 4-8 стрелков. Опыт Первой мировой войны показал, что главный недостаток такой траншеи – солидные трудозатраты на возведение, а также она не защищает в должной степени бойцов при обстреле – попадание одного снаряда или даже гранаты в траншею между траверсами обычно выводило весь состав участка из строя. Бруствер (земляная насыпь) есть и с передней, и с тыльной стороны траншеи.

В отдельных местах наблюдаются групповые укрытия (возможно, в виде крытых землянок-блиндажей, предполагавших длительную, осадную оборону плацдарма). К укрытиям от траншеи ведут зигзагообразные ходы сообщения. Примерно через каждые 100 метров на некотором отдалении от линии траншей наблюдаются расположения артиллерийских огневых точек: 2-4 ямы-укрытия для пушек и столько же окопов рядом для орудийных расчётов.

Вызывает интерес линия повторяющихся через каждые 5-10 метров одиночных окопов, расположенных на расстоянии 3-5 метров за линией траншеи. Не удалось точно выяснить, для чего они предназначались. В некоторых окопах обнаружены отстрелянные гильзы. В одном окопе найдены детали от цинковой патронной коробки. Возможно, в некоторых из этих ям хранились боеприпасы.

К линии обороны есть безопасные подходы и проезды со стороны железной дороги, пролегающие по ложбинам. По ним красноармейцам можно было беспрепятственно, будучи незамеченными со стороны белых, подвозить боеприпасы, перебрасывать отряды, орудия, увозить раненых.


15-16 мая: Белые вплотную подошли к линии обороны красных и состоялись первые столкновения

Вплотную к основной линии укрепрайона частям Сибирской армии Колчака (генерал Р. Гайда) удалось приблизиться 15-16 мая 1919 года.

В это время белые захватили сёла Суши и Сосновка, заняли левобережье напротив уездного города Малмыжа и переправы через реку Вятку у села Гоньба. В сёлах Суши и Сосновка располагались штабы полков 4-й Сибирской стрелковой дивизии (командир дивизии Смолин И.С.), штаб которой был в селе Кизнер.

Со стороны Сушей на территорию предмостного плацдарма отступили изрядно потрёпанные красноармейские части правого фланга 21 дивизии, которая прикрывала отход остальных частей 2 армии (28-й и 7-й дивизий), переправившихся через Вятку на поездах и судах речной флотилии.

17-24 мая: Позиционные бои на отдельных участках плацдарма

В течение десяти дней (с 15 по 25 мая 1919) на подступах к оборонительной линии и на территории плацдарма происходили ожесточённые бои, в ходе которых некоторые позиции (у деревни Верхний Заструг, у села Суши, а также внутри плацдарма) несколько раз переходили из рук в руки.

Вероятно, к этому времени относится возникновение братской могилы восьми красноармейцев-разведчиков, погибших в селе Кизнер, и братской могилы трёх красноармейцев у деревни Ямушан-Ключи.

Со стороны белых дважды были попытки переправиться через реку Вятку со стороны Сушей на село Слудка, но оба раза красные смогли их предотвратить.

На основе опубликованных источников можно указать следующие воинские части, непосредственно участвовавшие в обороне на территории предмостных укреплений: отряд Тощакова (1 взвод пехоты, 1 конно-пулеметный взвод, полубатарея и 1 эскадрон конницы), который находился на территории плацдарма до момента, пока сюда не отступили основные силы; 30, 8 Уральский полк – защищали плацдарм со стороны Заструга; 251 полк занимал позицию севернее предмостного укрепления.[4]

Западный участок плацдарма, прилегающий к ж/д мосту, оборонял 58 стрелковый полк 7 дивизии. Штаб полка располагался под ж/д платформой, стоявшей в тупике у моста. В одном из боёв, когда колчаковцы прижали полк вплотную к мосту, погиб командир полка Кастальский. Он был похоронен в Вятских Полянах, в братской могиле у ж/д станции.[5]

Все эти полки по своему численному составу носили лишь название полков, а в действительности по числу штыков это были отдельные роты и батальоны. Так, 8 Уральский полк имел к этому времени 405 штыков.[6]

Хотя данная территория входила в правый фланг участка фронта, защищаемого красноармейцами 21 дивизии (начдив Овчинников Г.И.), а также здесь находились части 7 дивизии (начдив Соболев А.В.), непосредственное командование воинскими частями, оборонявшими красный плацдарм, осуществлялось начальником 28 дивизии В.М. Азиным, полевой штаб которого располагался в вагоне на станции Вятские Поляны.

Наибольшее скопление войск на территории предмостного укрепрайона наблюдалось в течение трёх дней: 23-25 мая 1919 г. Кроме отдельных полков 21 дивизии и 28 дивизии, которые вели непрерывные бои на левобережье перед мостом, к этим дням у Вятских Полян командованием 2 армии была сосредоточена 7 дивизия. Тут же располагался армейский резерв – 5 дивизия (начдив Лепик И.Ф.). Для обеспечения их быстрой переправы на левый берег у деревни Мухино, чуть выше ж/д моста дежурили суда пятого дивизиона военной речной флотилии. Ожидая главный удар отсюда, белые в свою очередь тоже пополнили свои силы на этом участке, сменив полки и устроив линию окопов с проволочными заграждениями у деревни Заструг, чтобы не допустить продвижение красных вдоль железной дороги.

25 мая: Начало контрнаступления Красной армии

Начало контрнаступления красных было намечено в ночь на 25 мая 1919. Ему предшествовала переправа через Вятку сразу в нескольких местах:

  • 24 мая 1919 у Крымской Слудки переправились через Вятку основные силы 28 азинской дивизии;
  • в ночь на 25 мая 1919 у Нового Бурца на левый берег был переброшен полк 21 дивизии, у Сушей – полк 28 дивизии, 7 дивизия переправилась у Вятских Полян и у Нижних Шуней.

25 мая 1919 на территории плацдарма бои шли целый день. Особенно ожесточённое столкновение произошло у деревни Верхний Заструг и села Сосновка. Однако белые были вынуждены здесь отступить и быстро покинуть свои позиции, так как с тыла стали продвигаться части 7 дивизии, переправившиеся у Нижних Шуней. Кроме того, стали поступать известия, что южнее от Крымской Слудки 28 азинская дивизия, которая переправилась через Вятку чуть ранее, стремительно наступает и может отрезать пути к отступлению вдоль железной дороги.

В течение 26 мая 1919 продолжались уличные бои в деревнях Сухая Река и Виноградово. Но и здесь белые были вынуждены отступить. Через неделю войска покинули территорию нынешнего Вятскополянского района.

Основные итоги боёв у предмостного плацдарма

  • В результате успешной обороны был спасён от уничтожения железнодорожный мост у Вятских Полян.
  • На данном рубеже было остановлено дальнейшее продвижение войск Сибирской армии к Казани.
  • Руководству 2 армии Восточного фронта удалось сковать на этом участке значительные силы антибольшевистских войск и реализовать обходной манёвр при контрнаступлении.

Примечания

  1. Загумённов, П. За власть Советов. // Вятско-Полянская правда. – 1982. – январь (№ 8-15).
  2. Запись разговора по прямому проводу члена Реввоенсовета фронта М.М. Лашевича с В.И. Шориным о плане овладения г. Чистополем и о положении на фронте 27 апреля 1919 г. // 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918-1919. Документы. – Устинов: Удмуртия, 1987.
  3. Запись разговора по прямому проводу С.С. Каменева с В.И. Шориным о положении на фронте и отходе армии за р. Вятку. 1 мая 1919 г., 23.00. // 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918-1919. Документы. – Устинов: Удмуртия, 1987.
  4. Приказ войскам армии об отходе частей 28 стрелковой дивизии на левый берег р. Вятки. № 618, ст. Вятские Поляны, 4 мая 1919 г., 19.50. // 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918-1919. Документы. – Устинов: Удмуртия, 1987.
  5. Леонидова, Н. Погиб, защищая мост. // Вятско-Полянская правда. – 1995. – 7 февраля (№ 16).
  6. Донесение В.И. Шорина С.С. Каменеву об использовании в боях армейского резерва и подготовке к отходу за р. Вятку № 604, ст. Вятские Поляны, 3 мая 1919 г. // 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918-1919. Документы. – Устинов: Удмуртия, 1987.

Ссылки