Судостроение на Вятке
Первые суда на Вятке
- Ушкуйники
Судостроение в Вятской губернии
... центрами лесной торговли остались уезды: Малмыжский, Елабугский, Уржумский и Яранский, откуда идёт дровяной и строевой лес, большей частью из казённых дач, местным и иногородным промышленникам, по следующей установленной таксе:
1) За бревно строевого леса - еловое и пихтовое - длиною 3 саж. и толщиною от 4 до 5 вер. платится 13 коп. сер.
2) Кубическая саж. дровяного - стоит: берёзового, ольхового, орехового 85 коп. сер., соснового 65 коп. серебр. и елового, пихтового, осинового и ивового 58 коп. сер.В Уржумском уезде, как изобилующем строевыми деревьями в больших размерах, плата за бревно возвышается - от 30 коп. до 1 руб. серебром.
Лес и дрова продаются на месте, с доставкою на собственных подводах, и сплавляются в низовые города (Симбирск, Самару, Сызрань, Хвалынь, Вольск, Саратов, Царицын и в Саратовские немецкие колонии), где продаются по вольным ценам. Плата за сплав не постоянна, но вообще незначительна, по расположению жителей к бурлачеству.
Постройкою судов занимаются преимущественно иногородние промышленники и весьма незначительная часть местных. Цены на суда следующие:
- коломенка пильного дела, длиною в 20 саж. шириною 8 саж. и вышиною 20 четвер. стоит около 4000 руб. сер.,
- машинный подчал пильного дела такой же величины - около 3000 руб. сер.,
- ходовая барка - до 1500 руб. сер.,
- машинная лодка - до 100 руб. сер.
Суда меньших размеров стоят в половину менее, против цены означенных судов.
Судостроение на Вятке в советский период
- Аркульский завод
- Сосновский судостроительный завод