Терминологический словарь к древним актам

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
  • Алтын — московская денежная единица, равная 6 деньгам (3 коп.).
  • Батман — мера веса, равная одному пуду.
  • Бобровый гон — обиталище речных бобров, культивируемое как промысловое угодье.
  • В дву по тому ж означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
  • Водяной оброк — плата за промысел речных зверьков, преимущественно бобра и выдры; называется также оброком «с реки», или «за кар бобр», или «за ярец бобр», или просто «за бобры».
  • Вотчина — наследственное владение землей и промысловыми угодьями, передаваемое по родству «по старине без дач», то есть без дополнительного подтверждения прав царской жалованной грамотой.
  • Выморочное знамя — земельное и промысловое угодье, владелец которого умер, не оставив наследника по родству.
  • Выставка (выстовка) — выселок из деревни на дальний участок земли сельского общества.
  • Выть — поземельная единица податного обложения крестьян; выть делилась по системе двух: полвыти — 0,5 доля выти, четь выти — 0,25 доля, полчети выти — 0,125 доли.
  • Выходцы (выхотцы) — переселенцы, вышедшие из тягла по старому месту жительства.
  • Грамоты жалованные — название правовых актов в России, предоставлявших церквям, монастырям и различным корпорациям, учреждениям и частным лицам определённые льготы и преимущества.
  • Грамота с прочетом, прочетная грамота - род древнего акта на особые права и преимущества, предназначенного для публичного зачитывания перед всеми вовлеченными в конфликт сторонами.
  • Гривенка — мера веса, равнозначная фунту; в пуде — 40 гривенок.
  • Гривна — московская денежная единица, равная 20 деньгам.
  • Двор живущий — крестьянское хозяйство одной семьи. В переносном значении двор — единица податного обложения (тягла), состоящая из живущего двора и принадлежащих его владельцу надельных полевых и луговых земель. Как податная единица, двор делился на доли: двор без чети — 0,75 часть двора, полудвор — 0,5 доли, четь — 0,25 доли.
  • Денга (деньга) — мелкая монета Российского государства, равная одной двухсотой доле московского рубля.
  • Десть, полдесть — форматы бумаги, применявшиеся в России с XIV по XIX век. Главным основным форматом была десть, размер которой колебался от 10 вершков (≈44 см) длины и 8 вершков (≈35 см) ширины. Полдесть - разрезанная поперёк пополам десть размером ≈22×35 см. На таком формате написаны некоторые писцовые книги начала XVII века (например, Устюжская 1626 года).
  • Десятина - старинная русская мера площади (≈ 1,09 га).
  • Десятня - В Татарском ханстве население административно подразделялось на сотни, пятидесятни и десятни - на них возлагались обязанности поставлять в армию по 100, 50 и 10 воинов.
  • Заводь - речной большой залив, обыкновенно на плесу, где река образует колено; также - залив между двух мысов.
  • Знамя — индивидуальный знак собственности на лесные угодья, проставленный в виде зарубок на межевых деревьях; им отмечались также бортные деревья, обычно дубы, в дуплах которых сооружались лесные ульи для пчел. В переносном значении знамя — промысловое угодье, обойденное окружной межой со знаками собственности одного владельца.
  • Казак — лицо, свободное от податного тягла, но обязанное военной службой на коне за собственный кошт по городу, по которому записалось.
  • Кар бобр — то же, что и бобровый гон (см). Старорусское слово кара — речная яма, глубокое место в реке; отсюда кар бобр означает «бобровую яму».
  • Копейка — мелкая монета Российского государства достоинством две денги.
  • Копна сена в древних актах значила несколько не то, что мы разумеем ныне под этим словом. Вместе с числом копен в старинных актах подразумевалось не только количество сена, но вместе и мера сенных покосов: на десятине единообразно полагалось сена 10 копен, или иначе 10 копен принималось за одну десятину.
  • Куница — промысловый зверек. Куний мех как натуральная подать входил в число ясачных платежей нерусского населения Среднего Поволжья. В связи с постепенным истощением куничного промысла в этом районе и развитием товарно-денежных отношений в государстве куничный ясак с поволжских уездов стал взиматься деньгами, а куница стала названием единицы податного обложения. В удмуртском языке эта форма платежей зафиксировалась в названии копейки - «коньы».
  • Курень — шалаш и другое легкое строение промысловика в лесу. Поставить курень — это значило «остолбить» лес, то есть укрепить в свое владение прилегающее промысловое угодье.
  • Курья - собственно узкий и длинный лог, непосредственно соединяющийся с рекою и представляющий таким образом речной залив; называются курьями и вообще значительные заливы в реках и озёрах.
  • Кулига, кулижка - сенокосная поляна в лесу, также (в других местностях) раcчищенное в лесу место под пожню или пашню.
  • Ловли рыбные — участки рек и озер с прилегающим берегом, используемые для промысловой ловли.
  • Медвеной оброк — подать за занятие лесным пчеловодством, взимаемая с числа бортей, то есть ульев, устроенных в дуплах деревьев. Последние назывались «дельными деревьями». Оброк вносился либо медом, либо деньгами взамен меда.
  • Наддача — прибавление к прежней сумме оброчного платежа при очередном пересмотре доходности промыслового угодья.
  • Оброк — подать с угодий, отставленных от включения в основное тягло населения ввиду их особого промыслового значения и доходности, как выдреные и бобровые гоны, рыбные ловли, хмелевые и бортные угодья, звериные ловли, а также с отдельных пашенных и луговых участков, исключенных из частного владения крестьян за превышением установленных норм наделов и по другим причинам.
  • Оброчное поле — ухоженная земля, не состоящая в частном владении и отдаваемая под оброк на временное пользование до очередного перекупа тем, кто больше наддаст оброка.
  • Окуп — выкуп.
  • Осмина (осьмина) — мера сыпучих тел, составляющая половину четверти; полуосмина — четвертная доля четверти.
  • Пашенный лес - лес, выделенный на подсеку. В документах учёта земельных угодий не просто различались лес и пашня, но выделялись переложный сенокос, сенокосный лес, пашенный лес, дровяной лес, строевой лес. Крестьяне лесной зоны исстари хозяйствовали в полном цикле "сверх-севооборота", длившемся 90-100 лет: лес-пашня-сенокос-лес. То есть в 14-17 веках наши предки не расширяли пашни, тупо изводя леса.
    Цикл выглядел так:
    - Старый лес (пашенный лес) вырубался на дрова и "подсекался" - пни раскорчёвывались и сжигались вместе с валежником. Площадь, удобренная золой и лесной подстилкой, распахивалась сохой и превращалась в пашню - "новину". Подсечное земледелие помимо обогащения почвы калийным удобрением - золой, позволяло также избавиться от грибковых болезней деревьев, которых много в старых лесах.
    - Через 10-15 лет, когда урожаи на этом поле падали, пашня переводилась в "залежь".
    - Этот залежный луг лет 15 косили.
    - Потом залежную землю снова распахивали и ещё 10-15 лет использовали как пашню. Затем пашню снова залуживали, превращая в "перелог".
    - На переложном лугу давали расти молодому лесу (сенокосный лес), при нужде подсевая семена лиственных деревьев (т.е. превращая в дровяной лес).
    - Хвойные деревья (строевой лес) лет через 20 появлялись сами.
    - И дальше этот лес через некоторое время повторно мог превратиться в пашенный.
  • Перелогом называлась не унавоженная пашня; снявши с неё несколько хлебов, давали ей года два или более отдыхать, и она иногда порастала лесом.
  • По своей вере и по шерти - древний способ оформления договорных отношений. Шерть — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством (от араб. šart «соглашение, условие»; алт. šert «клятва»; хак. сирт). Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием. Обычно обряд принесения клятвы сопровождался обрядами с элементами магии, в соответствии с традиционными религиозными верованиями.
  • Полевой оброк — плата за пользование оброчным полем.
  • Полоняники (полоненики) — жители Русского государства, угнанные в рабство турецко-крымскими и ногайскими ордами, совершавшими ежегодные разбойные набеги на его южные пограничные территории ради грабежа имущества, захвата скота и людей.
  • Полоняничьи деньги (полоненикам на окуп) — всенародный подворный сбор, предназначенный на выкуп из плена людей, угнанных турецко-крымскими и ногайскими ордами; поступали в ведение Посольского приказа.
  • Полтина — половина рубля, равная 100 деньгам.
  • Полуденга (полденьга) — самая мелкая монета московской денежной системы, равная половине деньги и называвшаяся по-иному полушкой, полполденьги — мера денежного счета, равная половине полуденьги.
  • Посоп — хлебный ясак с нерусского населения Среднего Поволжья; посопная земля — земля с которой платят ясак, посопный хлеб — ясачный хлеб; посопные люди — ясачные люди.
  • Поместная земля — царское земельное пожалование за службу, не переходившее по наследству.
  • Пошлина — дополнительный сбор к сумме оброка с промысловых угодий, предназначенный на уплату таможенных расходов, при провозе их продукции.
  • Приёмыш (приймыш) — принятый в крестьянскую семью новый член мужского пола, обязанный обще с семьей нести ее тягло.
  • Про́ести - уплата за то, что издержал истец во время судебной тяжбы.
  • Пуд — основная мера веса Русского государства; пуд содержал 40 гривенок или фунтов.
  • Пустошь — освоенный под земледелие участок, на котором было поселение, снесенное позднее в связи с переселением жителей на новое место.
  • Пядь, пядень - старинная мера длины, заключающая в себе пространство между концами большого пальца и мизинца, вытянутых в противоположные стороны; или ещё - длина стопы взрослого человека, от пятки до пальцев (отсюда "не уступить ни пяди").
  • Пядница - икона мерою в одну пядь, приблизительно - в четверть нынешнего бумажного листа. Пядничные иконы, как видно из старинных церковных описей, были большие (около 6 вершков), средние (около 5 вершков) и меньшие (4 вершка).
  • Пятидесятня - В Татарском ханстве население административно подразделялось на сотни, пятидесятни и десятни - на них возлагались обязанности поставлять в армию по 100, 50 и 10 воинов.
  • Рубль — основная единица московского денежного счета; рубль московский составлял 200 денег, или 100 копеек или 33 алтына 2 деньги, или 10 гривен, или 2 полтины.
  • С кем топор или коса сойдётся - В древнем земельном праве отдельные люди или общины могли обратить в свою собственность то пространство земли, которое были способны возделывать по мере своих сил и возможностей. Такое владение землёю называлось "посильем". Определение границ лесных, сенокосных и пахотных угодий по фактическому использованию отражает старинное юридическое выражение «Куда топор, коса и соха ходили по старине». Неосвоенная земля называлась «дикой», «гулящей». В данном случае эта старинная формула касается только границ лесных угодий. Она означает, что владение лесами не было отмежевано от соседей, и границы определялись по факту освоения ими имеющейся территории.
  • Сотня - В Татарском ханстве население административно подразделялось на сотни, пятидесятни и десятни - на них возлагались обязанности поставлять в армию по 100, 50 и 10 воинов.
  • Столб (дуб, берёза) с гранью - способ обозначения направлений на местности с помощью граней, вытесанных на столбиках или стволах одиноких деревьев, использовавшийся при межевании. Сохранился до сих пор в разметке лесных кварталов.
  • Столб с угольем - способ маркировки при межевании, когда точка обозначается не только столбом (который можно переставить), но рядом также выкапывается яма в рост человека, которая заполняется древесным углём.
  • Стрелецкий хлеб — так назывался в некоторых уездах Среднего Поволжья хлебный ясак в связи с употреблением его на продовольствие стрельцами. На самом деле хлеб, собранный с ясачного крестьянства поволжских уездов, в первую очередь выделялся на ежегодный «казанский низовый отпуск», отправляемый по весне по Волге в расположенные ниже Казани города на жалованье военно-служилым людям в гарнизонах и продажу прочему населению. Остаток ясачного хлеба шел на удовлетворение местных военно-служилых людей, включая стрельцов, и других ружников, состоящих на царском хлебном жалованье.
  • Тягло — обобщающее обозначение суммы государственных повинностей (без дифференциации по видам) податных категорий населения; тягло — облагаемая постоянной податыо хозяйственная единица, состоящая у крестьян из жилого двора, пашенных и луговых земель, находящихся в их пределах малодоходных промыслов, приписанных к тяглу «в угодье» без дополнительного обложения.
  • Ухожье — лесное угодье промыслового значения: звериные ловли, хмелевое щипанье, бортные деревья.
  • Фунт — мера веса, равная одной сороковой доле пуда.
  • Четь (выти) — четвертая часть.
  • Четь, четверть — мера сыпучих тел, равная 6 пудам; четверть делилась по системе двух: осмина — половина четверти, полуосмина — четвертая часть, четверик — восьмая часть (в одной четверти — 2 осмины, или 4 полуосмины, или 8 четвериков).
  • Чуваши (чюваша) - в древних актах так называется тяглое нерусское население местного происхождения, которое платит ясак (натуральный налог), т.е. чюваша обозначает не национальный признак, а социальную категорию населения.
  • Ямские деньги — постоянный денежный сбор на содержание яма и жалованье ямщикам; ям — стоянка сменных лошадей на государственных дорогах.
  • Ярец бобр — годовалый бобр.
  • Ясак — поземельная подать, которой было обложено нерусское крестьянство Среднего Поволжья. Ясак с нерусских народов, присоединившихся к Русскому государству, первоначально собирался как выражение подданства, как феодальная рента верховному владельцу государства — русскому царю. По мере развития абсолютизма ясак стал выражением зависимости нерусских крестьян как крепостных всего государства. Ясак как мера обложения исчислялся с земельной площади, состоявшей в постоянном пользовании крестьянской общины (пашенной земли и сенокосных угодий), и как вид подати выплачивался вначале преимущественно натурой — хлебом (рожью и овсом поровну, в некоторых местах также ячменем) и мехами пушных зверей, позднее — в форме денежного и хлебного сбора. Термин ясак вошел в обиход Русского государства из тюркских языков со времени присоединения к нему бывшего Казанского ханства по прежнему наименованию ханской подати. В русском языке существовал равнозначный термин — посоп, почему в некоторых местах хлебную подать с нерусского крестьянства называли то ясачным посопным хлебом, то просто посопным хлебом.