Церковь иконы Казанской БМ в селе Савали

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Церковь иконы Казанской Божьей Матери в селе Савали Малмыжского района.

Историческая справка

Церковь в Савалях построена в 1703 году, по ходатайству помещика Никиты Даниловича Семичева. До этого сельцо Савали и окрестные деревни входили в православный приход Богородицкой церкви города Малмыжа.

Божiею милостию великий Господинъ Преосвященнѣйшиi Тихонъ, митрополитъ Казанский и Свияжскiй.

В нынѣшнемъ 1703 году Iюля 14 дня билъ челом нам, Преосвященнѣйшему Митрополиту, Никита Семичевъ: вотчина де ево в Казанском уѣзде селцо Савалиi да деревня Тавлѣцы в приходѣ города Малмыжа к церквиi Пресвятыя Богородицы Казанския, а ростояниемъ от Малмыжа в трёхъ верстах и за умножениемъ де прихода и за далностию крестьянъ ево во всяких домовыхъ нуждах трѣбах от священниковъ чинитца закоснѣние, а по обещанiю своему желаетъ онъ Никита в вотчинномъ своёмъ селе Савалях построить вновь церковь Божию деревянную во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с предѣлы во имя святых пророка Илиi да Николая чудотворца, а священнику с причетники даётъ на пропитание в годъ по три рублиi денѣгъ, да по дватцети осминъ ржи и овса тожъ число Казанских кромѣ доходу, [...][1]


Предположительно: Казанско-Богородицкая церковь в селе Савали Малмыжского уезда.

В 1764 году по грамоте Преосвященного архиерея Вениамина Казанского построено новое деревянное здание церкви. Холодный храм освящён 7 июля 1765 года бывшим заказчиком города Малмыжа иерееем Георгием Судовиковым. Придел во имя Святого Николая Чудотворца освящён 5 декабря 1770 года - тем же иереем Георгием.[2]

30 сентября 1819 года по ходатайству помещицы Софьи Ивановны Овцыной была получена храмозданная грамота Преосвященного Амвросия, епископа Вятского и Слободского, на строительство каменного здания церкви вместо деревянной, пришедшей в ветхость.[3]

В 1827 году возведение каменной церкви было завершено, с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.

С середины июля 1866 года в церкви служил Михаил Георгиевич Васнецов - дед художника Юрия Алексеевича Васнецова. Он был переведён сюда из с. Ошеть Дворищенской волости (ныне Сунской район Кировской области) в связи с болезнью (чахотка), т.к. село Савали считалось лучшим местом для лечения этой болезни.[4]

При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского.

Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.

По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять вёрст. Так как родители М.А. Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в неё укладывалось по 5-6 брёвен одновременно, затем они закрывались. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был тёплым.

3) Село Савали – Богородицкая церковь, каменная, построена въ 1827 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 280 вер., отъ уѣзднаго города и отъ благоч. въ 5 вер.; причта по штату положено: 1 свящ., 1 діак. 1 псал.; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 1740 с., пах. 30 д., сѣн. 3 д.; братскій денежный доходъ: св. 751 р. 53 к., діак. 501 р. 2 к., пс. 250 р. 51 к.; руги собир. на весь причтъ до 40 п. ржи и овса: прихожанъ: правосл. рус. 1558 м. п., 1616 ж. п., крещ. черем. 158 м. п., 160 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 4 селеній, разст. 4 – 17 вер.

Село расположено на горѣ при рѣкѣ Шошмѣ. Въ селѣ двѣ школы – сельско-хозяйственная министерская и земская начальная. Въ приходѣ три школы, изъ нихъ двѣ церк.-прих., въ деревняхъ Азелинѣ въ 3 вер. и въ Ходѣ въ 16 вер., а третья земская въ дер. Кугуборѣ въ 8 вер. Прихожане занимаются исключительно земледѣліемъ. Участ. мед. пунк. въ Малмыжѣ; волост. правл. Савальское въ 9 вер.; парох. прист. Горки на рѣкѣ Вяткѣ при устьѣ р. Шошмы въ 9 вер. Въ 5 верстахъ отъ села въ дер. Ирюкъ двѣ татарскія мечети. Село стоитъ на трактовой дорогѣ.

Въ церкви хранится древній 1704 г. Св. Крестъ съ мощами святыхъ.

— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 4-й благочиннический округ[5]


В 1930 году церковь была закрыта и разграблена: уносили всё, начиная от иконостасов и заканчивая золотыми подсвечниками. Многое увёз с собой священник, когда бежал от новой власти.

Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.

В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. По преданиям, после взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что священник не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.

Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.

Церковь иконы Казанской БМ в Савалях.jpg

Место, где была церковь и церковный погост, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.

В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. На месте уничтоженной Богородицкой церкви села Савали был поставлен поклонный крест, возле которого стали проводиться службы. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм. Первая литургия в храме была отслужена в конце 2015 года настоятелем Богоявленского собора города Малмыжа иереем Михаилом Кудряшовым.

Примечания

  1. Грамота Митрополита Казанскаго Тихона на построенiе въ сельцѣ Саваляхъ (село Савали, Малм. у.) вновь деревянной церкви во имя Казанской Божiей Матери съ придѣлами въ честь св. пророка Илiи и Николая Чудотворца 1703 г. 14 Iюля. // Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914. - C.74.
  2. По материалам группы соцсети ВКонтакте "История села Савали".
  3. Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914. - C.455.
  4. Сунской район, Большевистское сельское поселение, село Ошеть.
  5. Сведения из второго раздела книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (Вятка, 1912)». Автор: архивариус Духовной Консистории В.И. Шабалин.

Ссылки