Виртуальная экскурсия Сей град юн и древен

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

"Сей град юн и древен..."

Виртуальная экскурсия по старой части города Вятские Поляны Кировской области
The virtual excursion about the old part of Vyatskie Polyany
Vyatka piligrim panorama.jpg



Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по старой части нашего любимого города Вятские Поляны, который расположен на юге Кировской области. Город расположен на живописных берегах реки Вятки, является районным центром. Статус города Вятские Поляны обрели в 1942 году.

Данная экскурсия разрабатывается в рамках комплексного краеведческого проекта "Электронный путеводитель по Вятским Полянам", инициированного в гимназии города Вятские Поляны (руководитель проекта Слесарев В.А. ).

Первая версия электронной экскурсии в дисковом варианте была разработана в сотрудничестве с учеником 11б класса средней школы № 3 (ныне гимназия) города Вятские Поляны Королёвым Александром, который в 2005 году подготовил по этой теме экзаменационный компьютерный проект.

Англоязычная версия путеводителя выполнена на основе экзаменационного проекта, выполненного в 2008 году ученицами 11 класса гимназии Выгловской Натальей и Постниковой Ольгой под руководством Шибаевой Юлии Николаевны.

В Интернете экскурсия была впервые опубликована на сайте Летописи в 2009 году.

При отборе экскурсионных объектов взяты в основном только здания, построенные до середины ХХ века, то есть когда Вятские Поляны ещё не были городом. Исторические комментарии и названия зданий относятся к этому же времени (до 1942 года). Экскурсия предназначена для того, чтобы составить общее представление об архитектурно-историческом облике села Вятские Поляны в этот период.


Начало экскурсии

Сведения о возникновении Вятских Полян

До середины XVI века территория нижнего течения реки Вятки, входившая в так называемую Арскую область, была заселена марийцами, татарами и удмуртами и подчинена Казанскому татарскому ханству. По преданию на месте современных Вятских Полян находилось небольшое удмуртское поселение Ошторма-Бодья.

Военные действия, связанные с завоеванием Москвой Казанского ханства, вынудили удмуртское население покинуть свои насиженные места. Поля и луга поселения Ошторма-Бодья постепенно зарастали лесом и кустарником. Эти зарастающие "поляны" и стали называть Вятскими Полянами. Старая легенда гласит, что на исходе XVI столетия преподобный Трифон Вятский чудотворец, основатель Вятского Успенского монастыря, облюбовав живописные низовья Вятки, повелел монахам обосноваться на ещё необжитых "вятских полянках", затерявшихся среди корабельных сосен, голубых озёр и малых речек. Он решает возвести здесь мужской монастырь для укрепления своих позиций и для более успешного распространения православия среди местного населения.

Первое упоминание о Вятских Полянах относится к 1595 году, когда царь Федор Иоаннович (сын Грозного) выдал монахам царственную грамоту на владение пустошами — полянами. По благословению преподобного Трифона первоначально 12 (в некоторых источниках - 15) монахов переселились на правый берег Вятки. Монастырь строится здесь быстро и на его территории возводится первая церковь, в честь Рождества Христова, для совершения богослужения монашеской братии. Обживать новые земли в принудительном порядке были направлены в низовья Вятки монастырские крестьяне Вобловицкой волости Слободского уезда. В 1599 году монастырь с храмом построен и получил при освящении название Христорождественский. По названию монастыря часто стали называть и возникшее рядом с ним поселение - село Рождественское (Рожественное), - наряду со старым названием местечка - Полянки. Далее Трифон благословил возводить второй храм на том месте, где сейчас стоит Никольский собор, для людей - мирян. Вторая церковь была построена в 1615 году в деревянном исполнении и освящена в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Вероятно, преподобный Трифон бывал в этих местах, по крайней мере, дважды: во время путешествия к казанскому воеводе с указом царя и на закладке первого камня в основание Николаевской церкви. Кроме монастырских крестьян на этих землях стали селиться и дворцовые (государственные) крестьяне. В 1607 г. рядом с монастырём возникает дворцовое село, которое с 1622 года становится вотчиной Казанского митрополита. Здесь самовольно селились переселенцы, как русские, так и инородцы, которые хотели избавиться от всяких государственных повинностей. Поэтому первое столетие существования Рождественского монастыря часто сопровождалось территориальными спорами, где сталкивались интересы Вятского Успенского монастыря и Казанской митрополии.

Таким образом, Рождественский монастырь в Вятских Полянах являлся своеобразным филиалом Хлыновского Успенского монастыря. В 1764 году манифестом императрицы Екатерины II все церковные вотчины были изъяты из духовного ведомства в ведомство Коллегии экономии. С тех пор монастырские крестьяне стали называться экономическими. После секуляризации церковно-монастырских земель (отчуждения их в пользу государства) Рождественский монастырь в Вятских Полянах был закрыт (по другой версии - в 1783 году, после крупного пожара, от которого сгорели обе церкви).


The beginning of the excursion

Information about the appearance of Vyatskie Polyany

We would like to invite you to a virtual excursion about our favourite town. We hope that this guide will help you.

Until the middle of XVI century the territory of a lower current of the river Vyatka which was a part of so-called Arsk region, was populated with the Mariy-people, the Tatars and Udmurts. It was Kazan khans’ territory. As the legend says there was a small Udmurt settlement called Oshtorma-Bodya where now Vyatskie Polyany stands.

Military activities, connected with Moscow invasion, made the people leave their native places. The fields and meadows of this settlement were covered by the forests and bushes. These glades were then called Vyatskie Polyany.

An old legend says that at the end of XVI century St. Triphon Vyatskiy – the founder of Vyatka Uspensk monastery liked the picturesque places of the banks of the Vyatka and proposed his monks to settle in these glades. He decided to build male monastery for spreading orthodox religion among the native population.

The first mentioning about Vyatskie Polyany was made in 1595 when tsar Fyodor (the son of Ivan the Terrible) gave the monks the permission to own these glades. So, with Triphon’s blessing, 12 or 15 monks settled on the right bank of the Vyatka. The monastery was built very quickly and the church was erected on its territory for prayers of all people of the monastery (there were 40 monks, 5 priests and about 30 different workers). Peasants from Voblovitsk (region of Slobodskoe) were forced to cultivate new land. In 1599 the monastery and the church were completely built and this monastery was called Christorozhdestvenskiy. The village near the monastery was so called Rozhdestvenskoe as well as Polyanki. Later Triphon gave his blessing to create another church, where now Nikolskiy Cathedral stands, for usual people. The second church was built in 1615. It was made of wood and sanctified in honor of saint Nikolay.

It is possible that Triphon visited these places at least twice. When he traveled to Kazan with tsar’s order and then when the first stone of the Nikolskaya church was put into the ground. Except the monastery peasants, state ones began to settle in these places. So in 1607 another village appeared next to Polyanki. The village Usad was the property of Kazan Metropolitan. Different refugees settled here. They wanted to get rid of state taxes and so on. That’s why the first century of the existing of the monastery was full of different territory arguments. Thus Christorozhdestvenskiy monastery was a kind of daughter-monastery of Khlynov-Uspensk monastery. In 1764 Katherine II made all church properties belong to Economic Union. Since then all peasants were called economic peasants. After these events the monastery in Vyatskie Polyany was closed. But another version claims that it happened after a big fire in 1783 when both churches were destroyed.



Михаило-Архангельская церковь

ул. Советская (пер. Большой)

Предлагаем начать знакомство с достопримечательностями города у Михаило-Архангельской церкви, деревянной жемчужины Вятского края, заботливо перевезённой в Вятские Поляны из села Суши. Предполагается, что монахов Трифонова монастыря первоначально приютили в Сушинской монастырской вотчине, располагавшейся на левобережье. Здесь при Михаило-Архангельской церкви села Суши, срубленной талантливыми древнерусскими мастерами, они служили свои молебны, готовясь к переезду на новое место. Время не пощадило шедевр, созданный древними мастерами. Деревянная церковь пережила немало потрясений. В годы советской власти здесь были сельский клуб, зернохранилище, а потом и вовсе бросили храм на произвол судьбы. В 1960 году он был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры. Однако, и после этого средств на ремонт и содержание отпускалось мало, и древний сельский храм постепенно приходил в запустение. Между тем и село Суши со временем пришло в упадок, остались здесь лишь немощные старики.

В мае 1998 года в целях сохранения уникального памятника древнерусской архитектуры было принято решение перенести церковь в Вятские Поляны. Когда ее осторожно разбирали, на последнем венце обнаружили закладное бревно, на котором была вырублена дата — 15... г. Последние две цифры, время, к сожалению, не пощадило. Если это была дата закладки храма, то несомненно, он мог существовать гораздо раньше Вятских Полян.

Древний храм заботливо перенесён и восстанавливается на окраине города. Рядом со старинным кладбищем, где похоронен вятский богатырь и Георгиевский кавалер Василий Фёдорович Бабушкин. Рядом с мемориальным комплексом, где покоятся земляки — участники Великой Отечественной войны. Внутри храма установлена мемориальная доска, на которой золотом выбиты имена земляков, павших при исполнении интернационального долга в горячих точках планеты, а также ликвидаторов Чернобыльской аварии.

Archangel Michel’s Church

Sovetskaya Street

Let’s begin our acquaintance with the sites of the town at Archangel Michel’s Church – a wooden pearl of Vyatka region. It was carefully brought from the village Sushi.

It is supposed that Triphon’s monks at first lived in Sushi which was settled on the left bank of the Vyatka. There, in the church made of wood by talented workers, they held their services and prepared for moving.

The time had its effect on the building. At the time of the Soviet Power there was a village club and a granary and at last it was left at the mercy of the fate. In 1960 this culture monument was taken under the state protection but, anyway, too little money was put into its preservation and the village Sushi as well was very poor.

So, in May 1998, in order to save this monument it was brought into Vyatskie Polyany. When it was dismantled a log was found where the date 15… was made. Unfortunately, the last two letters were gone. So, this church must have been founded much earlier than Vyatskie Polyany.

So, now this church is being reconstructed near the town cemetery where our famous countryman Vasily Fyodorovich Babushkin was buried and where the memorial to our solders died during Great Patriotic War stands.


Волостная управа

ул. Советская (пер. Большой), д. 28

Если идти по улице Советской от Михаило-Архангельской церкви, то граница исторической части села Вятские Поляны (до того времени, когда село стало городом) начинается от бывшего здания волостного управления, в котором до 1917 года размещались: земский начальник, волостной старшина, пристав, мировой судья, адвокат, писарь, лесничий и другие государственные чиновники местного уровня. Село Вятские Поляны стало волостным центром в начале ХХ века.

Строение является примером сельского административного здания в формах эклектики с элементами народного зодчества. Двухэтажная постройка с кирпичным первым и деревянным вторым этажами была возведена специально для размещения волостной управы. Непосредственно к дому на фасадной линии примыкают каменные трёхчастные ворота - один из двух сохранившихся в городе примеров реализации местных традиций в архитектуре малых форм.

17 февраля 1918 года в этом здании в присутствии нескольких большевиков и сочувствующих было объявлено об установлении Советской власти в селе и волости.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время на втором этаже здания располагались классы Вятско-Полянской ср. школы №1. История средней школы №1 на сайте лицея г. Вятские Поляны.


Volostnaya Uprava

Sovetskaya, 28

The border of a historical part of the village Vyatskie Polyany begins at this building. It became the center of the volost (small part of the region) in the beginning of the twentieth century. Before 1917 many important people of the village worked here : a lawyer, a police officer, a clerk and other officials.

In this building on the 17th of February, 1918 some Bolsheviks announced the Soviet Power in Vyatskie Polyany.


"Дом трезвости"

ул. Советская (пер. Большой), д. 41.

В начале ХХ века в Вятке провели эксперимент: под давлением обществ трезвости запрещено было продавать водку на вынос. Считали, что "культурная обстановка" питейных заведений отучит горьких пьяниц от любимого напитка. Однако пить меньше не стали.

Дом общества трезвости в селе Вятские Поляны располагался в Большом переулке напротив земской управы. Здание не сохранилось. Место, где оно стояло, находится сейчас внутри во дворе, за баней и двухквартирным домом на улице Советской 41 - бывшим учительским общежитием.

Посещали "Дом трезвости" в основном только обеспеченные люди. Доступ крестьянам в этот дом был закрыт, так как требовались большие годовые взносы.

Это первое культурно-просветительное заведение в селе, где можно было провести свой досуг. В "Доме трезвости" к услугам его посетителей были бильярд и картёжный стол, играл струнный оркестр. Во время Первой мировой войны общество трезвости ликвидировалось. Здесь в 1915 году стали показывать киносеансы для зажиточных жителей села. Кинофильмы привозились из Казани. Помещение, где демонстрировалось кино, вмещало не более 50 зрителей.

В годы Гражданской войны помещение "Дома трезвости" использовалось для проведения собраний красноармейцев. После 1919 года в Вятских Полянах открылся Народный дом в бывшем доме Санникова, где был организован досуг для всех желающих жителей села.


“The House of Sobriety”

Sovetskaya., 28

In the beginning of the twentieth century selling vodka was abolished so that people couldn’t drink it at home but only in special places. It was done to make people drink less. But of course it didn’t help. But special society was organized and existed until the First World War. Wealthy people gathered in this building and spent their free time playing billiard, listening to the music and so on. Later different films were demonstrated here. There were about 50 seats in the house. During the civil war this building was used for the needs of the Red Army.


На Малой улице

ул. Первомайская (ул. Малая) д. 16.

На Малой улице (ныне улица Первомайская) были преимущественно середняцкие хозяйства ремесленников-кустарей, землепашцев. На этой улице в доме № 8 родился и провёл своё детство будущий академик Евгений Александрович Климов.

В домах № 1, 13, 15 жили братья Данил и Александр Ошурковы, которые занимались хлебопашеством и одновременно извозом почты от Вятских Полян до Нижних Шуней.

На месте дома № 32 стояло двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы (позднее земского училища). Здесь до сих пор иногда можно наткнуться на следы старины (см. фото).


Malaya street

Pervomayskaya Street

Different plowmen and craftsmen lived here.

The academician E.A. Klimov was born and spent his childhood in the house number 8.

Brothers Oshurkov lived in the houses 1, 13, 15. They grew wheat and performed the mail-delivering.

There are many traces of the ancient time here (see the photo)


Полицейский участок

ул. Первомайская (ул. Малая) д. 19

На месте этого углового дома до революции находился полицейский участок, численность чиновников в котором доходила до 25 человек: в Вятских Полянах жило немало политических ссыльных, среди которых в течение 4 лет был и пролетарский писатель Алексей Павлович Бибик.

После 1905 года количество политических ссыльных в Вятскополянской волости возросло до 30. Среди сосланных сюда революционеров были люди самых разных национальностей: русские, поляки, грузины - С.А. Каумерт, К.И. Белинский, И. Сушевич, А. Беккерович и другие. Ссыльные вели среди местного населения политическую пропаганду, распространяли нелегальную марксистскую литературу, устраивали политические манифестации, поддерживали связи с политическими ссыльными, отбывавшими сроки в других населённых пунктах Малмыжского уезда.

Здание полицейского участка было двухэтажным, в нижнем этаже располагалась «кутузка» для временного заключения под стражу, во дворе имелись стойла для лошадей.

Здесь жители села Вятские Поляны в 1929 году впервые услышали радиопередачи из Москвы. Первые радиолюбители, телеграфисты районного узла связи Василий Филиппович Соловьёв и Виктор Рылов установили для коллективных радиослушаний небольшой ламповый радиоприёмник и один громкоговоритель.

В 1930 году здание снесли (фотографий не найдено) и построили на его месте школу крестьянской молодёжи (ШКМ), которая два года спустя была переименована в "Вятскополянскую образцовую школу имени М.Н. Покровского". 1 сентября 1935 года учителя и учащиеся этой школы справили новоселье в новом деревянном двухэтажном здании на улице Пароходной, где стала работать Вятскополянская средняя школа (№ 1).

Потом здесь разместился детский сад. В настоящее время это жилой дом.

Police station

Pervomayskaya, 19

About 25 police officials worked here until the Revolution. There were a lot of political exiles in Vyatskie Polyany at that time. The building was two-storied. It was used also for listening to the first radio in 1929. But in 1930 this building was demolished.


Этапное помещение

ул. Первомайская (ул. Малая) д. 23.

Село Вятские Поляны находилось на старинном Уфимском тракте, связывавшем губернский город Вятку с Казанью и Уфой.

Через село проходила также одна из дорог, входивших в систему дорог Сибирского тракта, по которому перевозилась почта и перегонялись заключённые в ссылку и на каторгу. По Сибирскому тракту прошли, звеня кандалами, декабристы. Кандалы с висячими замками были очень тяжелыми. Как же бедолаги отмеряли с ними по земле сотни верст? Сказывали, что перед переправой через Вятку их надевали обязательно. А вот там, где не было переправ и леса, их снимали, чтобы ускорить движение. На заключенных оставались лишь ручные кандалы, цепи которых были потоньше. Известно, что через Малмыжский уезд проследовал в Сибирскую ссылку русский революционер-демократ А.Н. Радищев. В своём дневнике он записал метко и лаконично: "Жители бедные, избы худые".

В доме, построенном земской управой по соседству с полицейским участком, располагалось этапное помещение. Здесь имелись две арестантские камеры, комната для конвоя и комната для семьи, присматривавшей за помещением, убиравшей и отапливавшей его комнаты. На всех окнах этапного дома были железные решетки. Арестантов сюда перегоняли на ночлег по вторникам и четвергам из Малмыжа. А из Вятских Полян этапируемых отправляли до Нижних Шуней.

Когда на Сибири займется заря
И туман по реке расстилается,
На этапном дворе слышен звон кандалов -
Это партия в путь собирается.
Каторжан всех считает фельдфебель седой,
По-военному ставит во взводы.
А с другой стороны собрались мужички
И котомки грузят на подводы.
Раздалось: "Марш вперед!" - и опять поплелись
До вечерней зари каторжане.
Не видать им отрадных деньков впереди,
Кандалы грустно стонут в тумане.

---

Об устройстве этапных тюрем
Для партий арестантов, проходящих чрез Вятскую губернию в Сибирь, устроены в 1822 году, с учреждением по Сибирскому тракту этапов на 16 станциях, шесть этапных и десять ночлежных тюрем и в двух местах для этапных команд военные лазареты. Все эти здания по совершённом устройстве сданы в том же 1822 году в ведение военного ведомства. (Столетие Вятской губернии. Т.1. Вятка, 1880. С.371)

Building for keeping criminals

Pervomayskaya, 23

The village Vyatskie Polyany was situated on the Siberian Tract. This road was used for delivering mail and for carrying criminals to the penal servitude. People say that all these criminals were wearing shackles and it is difficult to imagine how hard it was for them to perform all their long way wearing steel shackles.

The special accommodation for putting them up was situated next to the police station. There were lattices on all the windows. There was also a special room for people who took care of this building.

The criminals arrived here on Tuesdays and on Thursdays from Malmyzh. It is known that Raditshev once was somewhere here and he made a short notice in his diary about our land : “Inhabitants are poor, their houses are very bad”.


Земское училище

ул. Первомайская (Большой переулок), 38.

Здание строилось с 1895 по 1901 год на средства купца-лесопромышленника М.А. Зайцева. По завершении строительства он пожелал передать построенное здание в дар уездному земству с условием, чтобы непременно дом этот использовался как учебное заведение. Здесь было открыто двухклассное земское училище второй ступени взамен первой деревянной церковно-приходской школы, здание которой обветшало. В народе новую школу стали сразу называть зайцевской.

С 1916 года училище переименовано в Высшую начальную школу. В советское время её преобразовали в Единую Трудовую школу II-й ступени, которая действовала на принципах самоуправления, высший орган школы был совет из учителей, учащихся и представителей населения.

В 1930-1935 г.г. здесь был тракторно-механический техникум.

Потом в здании расположилась Вятскополянская семилетняя школа. В ней учились будущий Герой Советского Союза А.П. Кукин (об этом свидетельствует мемориальная табличка, в школе есть стенд с фотографиями и письмами героя) и Герой России В.М. Горбунов.

В 1941-1944 в здании школы размещалось одно из отделений эвакогоспиталя № 3161 (имеется мемориальная табличка).

С 1960 года здесь остались только классы начальной школы (№ 1).

С 2002 года в здании работает специальная коррекционная школа 8 вида.

Сайт специальной (коррекционной) общеобразовательной школа VIII вида г. Вятские Поляны

Zemskaya School

Pervomayskaya, 38

In 1901 this school was built on merchant Zaytsev money instead of wooden church school.

After the Revolution there was a technical school and later the school for 7 years studying. A.P.Kukin and V.M.Gorbunov studied here. There is a memorial plate on the wall of the building and a special museum in the school.

Now it is used as a school for special children with some problems of health.


Брандмауэры

ул. Первомайская (ул. Малая), 35.

Настоящим бедствием для деревянных построек вятских сёл были пожары. Поговорка "вор оставляет стены, а огонь уносит всё", вероятно, появилась в это время. В одночасье крестьянин мог лишиться всего, что нажил своим трудом.

При плотной застройке Вятских Полян эта беда нередко настигала всех жителей села.

В купеческой части села до сих пор сохранились сооружённые в нескольких местах брандмауэры.

Брандмауэр
- сплошная защитная противопожарная стенка, сооружаемая из негорючих строительных материалов (камня или кирпича) внутри здания или между зданиями. Она служит для защиты от пожара. Если в каком-то месте происходит возгорание, брандмауэр препятствует распространению огня.


Эти противопожарные стенки в Вятских Полянах одновременно маркировали купеческие территории - по ним сейчас мы можем достаточно точно определить границы усадеб Зайцевых, Кощеевых, Свистуновых, Соловьёвых, Санниковых, Ошурковых, Шапошниковых, Фалалеевых.

См. подробнее: Брандмауэры в селе Вятские Поляны

Противопожарные меры были предусмотрены действовавшими в Вятской губернии правилами о постройке домов.


Brandmauers

Pervomayskaya, 35

These special stone walls were used to protect the houses from spreading the fire. Fires were usual thing for that time as most of the houses were made of wood. So these walls were built.

Now it is easier to understand where were the borders of the holdings of different merchants (Zaytsev, Kotsheev, Svistunov, Solovyov, Sannikov, Oshurkov, Falaleev, Shaposhnikov):
Lenina, 40
Lenina, 29 - Sovetskaya
Lenina, 56
Lenina, 47
Lenina, 81
Sovetskaya, 13
Sovetskaya, 17
Sovetskaya, 29 - Pervomayskaya, 35
Such measures were presupposed by the rules of building the houses.


Пожарный переулок

пер. Ленинский (пер. Пожарный), д. 10.

У пожарной каланчи в Пожарном переулке под открытым небом была площадка для крестьянских сельских сходов.

Любопытно, что в пожарке хранилась пара кожаных сапог да хорошая рубаха, в которых венчались бедняки-крестьяне.

В одном из домов в Пожарном переулке жил торговец, торговавший солёной и свежей рыбой. За его домом был ледник, где хранился улов, привезённый деревенскими рыбаками. Больше всего свежей рыбы поступало из Старой Белогузки.

В годы советской власти склады, где был ледник, использовались как конюшни, а в 80-е годы в них был медвытрезвитель.


Pozharnyi Lane

Leninskiy Lane, 10

There was a beanpole and around it peasants gathered to solve different problems.

There was also a house of a fire brigade. It is interesting to know that here a new pair of trousers and a good shirt was kept for the weddings of the poorest peasants.

Also there lived a merchant who sold fish and behind his house there were special stores with ice for storage of this fish. Later these stores were used as stables. In 1980s there was an accomodation for sobering-up station.


Уваровский переулок

угол ул. Ленина (ул. Большая) и ул. Урицкого (пер. Уваровский).

Вид старого города меняется на глазах. На месте деревянных избушек вырастают современные многоэтажки.

Снимок сделан с места, где раньше располагалась телефонная станция (сейчас здесь Стела героям фронта и тыла).

Uvarovskiy Lane

At the corner of Lenina and Uritskogo

The sight is changing. And the old town becomes a new one. We can see high modern building here.


Канцелярия и дом земского начальника

ул. Ленина (ул. Большая), 81 / ул. Урицкого (Репинский переулок)

Кирпичный двухэтажный дом построен в 1913 году зажиточным торговцем Кузьмой Фёдоровичем Головизниным[1], для сдачи в наём. Эта усадьба открывает с западной стороны историческую застройку города. Рядом с домом имеется одноэтажная кирпичная постройка (ул. Ленина, 79), где располагалась торговая лавка "Бакалея", принадлежавшая Головизниным.

С 1901 по 1915 год здесь на верхнем этаже жил земский начальник - статский советник Александр Александрович Тронин (6.08.1850 г. рожд.)[2] со своей семьёй:

  • женой Екатериной Ивановной (Маландиной, 9.11.1855 г. рожд.),
  • пятью дочерьми - Ольгой (19.12.1883 г. рожд.), Юлией (19.03.1885), Музой (2.04.1886), Маргаритой (22.09.1887), Евгенией (13.09.1892)
  • и сыном Леонидом (21.06.1894).

На первом этаже дома располагалась канцелярия земского начальника. В участок входили Мериновская, Вятско-Полянская и Большешабанская волости.

Семья хозяина дома К.Ф. Головизнина проживала в пристройке к основному дому, которая не сохранилась. Пристрой располагался вдоль улицы Урицкого (бывший проулок Репинский) в сторону реки.

В 1918 году дом с постройками был муниципализирован.

В разные годы в этом здании впоследствии располагались вечерняя школа (в 40-е г.г.), детский сад (в 50-е г.г.). С 1955 года здание отдано под музыкальную школу, которая в наши дни носит статус детской школы искусств.

Историческая часть здания дважды (в 1970-м и 1989-м) расширялась пристройками.

Справа от основного дома на небольшом удалении находится торговая палатка. Между палаткой и зданием земской управы могли быть каменные ворота для въезда на территорию усадьбы. Сама усадьба отделена от соседской территории каменной противопожарной стенкой - брандмауэром.


The office and the house of the head of Zemstvo

Lenina street (Bolshaya street), 83

This house was built by a rich dealer Kuzma Fedorovich Goloviznin. From 1901 till 1915 another head of Zemstvo named Alexander Aleksandrovich Tronin lived here with his family – his wife, his son and his five daughters. There was his office on the ground floor.

In different years this building was used as an evening school and also as a kindergarten. Since 1955 it has become a music school and now this building has a status of the school of arts for children.

Примечания

  1. Возможно, его братом являлся Николай Фёдорович Головизнин, 1878 г.р., крепкий торговец (патент 2 разряда), лишённый в 1922 году избирательных прав, вместе с женой Матрёной Ефимовной и сыном Иваном Николаевичем. [Лишенцы: Книга памяти жертв политических репрессий 1920-1930-х гг. (Вятскополянский район Кировской области) / Сост. прот. Алексий Сухих. - Киров (Вятка), 2005. - 156 с.: ил. - С.10.]
  2. Возможно, его преемником был Овчинников Александр Терентьевич, 1881 г.р., лишённый избирательных прав в 1924 г. согласно уведомлению ВЦИК от 3.11.1924 г. № 3485. [Лишенцы: Книга памяти жертв политических репрессий 1920-1930-х гг. (Вятскополянский район Кировской области) / Сост. прот. Алексий Сухих. - Киров (Вятка), 2005. - 156 с.: ил. - С.16.]



Дом лесопромышленника Санникова

ул. Ленина (ул. Большая), 59

Этот дом принадлежал крупному лесопромышленнику из села Кулыги Алексею Ивановичу Санникову.

Советской властью в селе Вятские Поляны были национализированы магазины, склады, жилые дома и другое имущество у купцов и лесопромышленников. В 1919 году в бывшем доме Санникова был открыт Народный дом имени К. Либкнехта и Р. Люксембург, который представлял собой клуб, где выступали самодеятельные артисты. В 1930-1931 годах Народный дом переводят в бывшее здание Николаевской церкви.

С 1 сентября 1936 года в доме располагаются райкомы ВКП(б) и комсомола (до этого они работали в доме Кощеева). Здесь же некоторое время работала редакция районной газеты "Вятско-Полянская правда".

В 50-е годы в здании располагался горсовет.

В 60-е годы в здании стал работать Дом пионеров.


Sannikov’s Lumber House

Lenina, 59.

Aleksey Ivanovich Sannikov was a prominent from Kulygi. He used to have this house.

Shops, stores, houses and other property were nationalized by the Soviet Power and taken from merchants and lumber-owners in Vyatskie Polyany. In 1919 a National house named after K. Libkneht and R. Luksemburg was opened in former Sannikov’s house. It was a club, where amateur artists jutted out. In 1930-1931 the National house moved into a former building of St. Nikolay church.

From the 1 of September 1936 raicom (district committee) of VKP(b) and Komsomol were located in this house (they worked in Kotsheev’s house before it). Also the editing of district newspaper “Vyatskopolyanskaya Pravda” worked here for several times. In 1950s the Pioneer House began to work in this building.


Дом Соловьёвых

ул. Ленина (ул. Большая), д. 51.

Дом в котором жила семья торговца-предпринимателя Соловьёва Ивана Яковлевича: жена - Мария Фёдоровна (? - 1943), дочь Анна (1906 г.рожд.), сын (в 1930 г. служил в Красной Армии), дочь Таисия (1913-1998). В 30-е годы ХХ века семья была выселена из дома. Расположенный по соседству магазин занимает бывшую каменную кладовую Соловьёвых.

До 70-х годов здесь был Дом водников.

В настоящее время жилой дом.


Solovyov’s House

Lenina, 51

It is the house, where a family of a merchant-entrepreneur Solovyov Ivan Yakovlevich lived. He had a wife, whose name was Maria Fyodorovna (? – 1943), two daughters – Anna (1906 is the year of her birth) and Taisia (1913-1998) and a son (he served in the Red Army in 1930). In 1930s of the twentieth century family was evicted from their home. The “Scorpion” shop which is arranged next to it occupies Solovyovs’ former stone store.

Until 1970s there used to be The Sailor’s House.

Now it is a house where some people live.


Дом Стойлова

ул. Ленина (ул. Большая), д. 49.

Дом крупного торговца М.И. Стойлова.

В годы Гражданской войны 1918-1919 г.г. в этом доме (как свидетельствует мемориальная табличка) располагалась Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ЧК).

Говорят, что во дворе дома у каменной стены (см. фото справа) было место, где чекисты производили расстрелы. Арестованных обычно держали в подвале дома Санникова, где тоже слышались выстрелы.

В настоящее время это жилой дом.


Stoylov’s House

Lenina, 49

It was a merchant Stoilov’s house.

During the Civil war of 1918-1919 an Emergency committee of contest with counter-revolution and sabotage (EC) was situated in this house. A memorial board attests about it.

The place where chekists (members of exceeding committee) executed people by a firing squad is said to have been in a yard of the building near a stone wall (photo to the right).Usually arrests were held in a cellar of Sannikov’s house, where shots were heard too.

Now it is a house where some people live.


Дом Г.Т. Ошуркова

ул. Ленина (ул. Большая), д. 45.

В прошлом это усадьба крестьянина-середняка Гаврила Тимофеевича Ошуркова, дети, внуки и правнуки которого и по сей день проживают в Вятских Полянах.

Усадьба расположена на северной стороне центральной улицы в исторической части города на участке между переулком Ленинским (прежде Пожарный переулок) и улицей Пароходной. Представляет собой связанный пристройками комплекс, основными зданиями которого являются двухэтажный дом (ул. Ленина, 45) и примыкающая к нему справа палатка. Палатка прежде выполняла функцию сеней дома. Cлева от дома - флигель (ул. Ленина, 47), соединяющийся с домом с помощью арки ворот, открывавших проезд на территорию усадьбы. Все постройки, фасады которых смотрят на улицу, выполнены из кирпича и варьируют в декоративном оформлении эстетику народного кирпичного зодчества конца XIX - начала XX веков.

В настоящее время после внутренней перепланировки используется как офисное здание: в доме располагается Вятскополянское отделение государственного казначейства.


G.T. Oshurkov’s House

Lenina, 45

In the past it was a peasant G.T. Oshurkov’s house. His children, grandchildren, great-grandchildren live in Vyatskie Polyany until now.

Now Vyatkie Polyany station of a state treasury is situated in this house.


Дом Медведева

ул. Ленина (ул. Большая), 62.

В этом старом доме, принадлежавшем торговцу Медведеву, занимавшемуся винной торговлей, был постоялый двор - первая "гостиница" Вятских Полян.

По характеристике современников, к середине 1870-х г.г., когда застройка села после крупного пожара 1862 года была полностью отстроена, наблюдался острый дефицит "удобных квартир" даже для постоянного проживания местных чиновников - станового пристава, судебного следователя и земского врача. Мест для гостевого проживания, кроме крестьянских изб, "угарных и холодных в зимнее время", не было. Да и в тех хозяева год от года поднимали квартирную цену по причине проживания в селе "многих посторонних торговых людей".

В настоящее время это жилой дом, подлежащий расселению.

Medvedev's House


Мануфактурный магазин Валитова

ул. Ленина (ул. Большая), 41.

Первый этаж этого здания в начале прошлого века был мануфактурным магазином татарского зажиточного торговца Валитова. Позади находилась канцелярия пристава.

Когда 18 сентября 1930 года вышел первый номер районной газеты "Вятско-Полянская правда", то тираж печатался в Кукморской типографии, так как своей ещё не было. Типография в Вятских Полянах, расположившаяся в бывшем магазине, начиналась с плоскопечатной машины старого образца, которая часто выходила из строя, и тогда приходилось свёрстанные полосы снова везти на лошади в Кукмор, а при недостатке белой бумаги - выпускать газеты на серой обёрточной.

В 1975-1979 г.г. к типографии было пристроено новое двухэтажное здание, перестроен второй этаж над старым помещением. На нижнем этаже расположилась типография, на втором - примерно на такой же площади - редакция газеты.


Valitov’s textile shop

Lenina, 41

The first floor of this building was a Tatar’s merchant Valitov’s textile shop in the beginning of the last century. Police station was situated behind it.

When the first number of a region newspaper “Vyatskopolyanskaya Pravda” had come out (the 18th of September, 1930), its circulation was printed by press in Kukmor, because our town didn’t have such equipment. The press in Vyatskie Polyany, which had been situated in the former shop, began from a feeble printing machine of old sample, which often lost one’s system. Then rolling strips were drawn by horse to Kukmor. The newspapers were published in grey wrapping paper, when the white one was not grabbed.

In 1975-1979 a new two-story building was built, the first floor was reconstructed above the old premises. The press was situated on the ground floor, editing of newspaper – on the first floor (approximately on the same area).


Усадьба Г.Ф. Зверева в селе Вятские Поляны

ул. Ленина (ул. Большая), д. 35.

Усадьба занимает участок на северной стороне улицы Ленина (прежде ул. Большая). Состоит из двух кирпичных построек, выходящих фасадами на улицу: двухэтажного прямоугольного дома под вальмовой крышей и расположенного справа одноэтажного флигеля, соединённого с домом аркой ворот.

Эклектичный стилевой характер построек варьирует элементы народного кирпичного зодчества. Территория усадьбы, обращённая к реке Вятке, застроена в более позднее время, и надворные постройки усадьбы не сохранились. Входная дверь на фасаде дома появилась в конце XX века, на месте центрального оконного проёма.

Дом принадлежал торговцу. Первый этаж, вероятно, использовался под торговую лавку, складские помещения или сдавался в наём.[1] На втором этаже проживала семья хозяина. Для жилья использовался также флигель.

Позднее в здании работали зубопротезное и рентгенологическое отделения центральной районной больницы. В 1952 году здесь установили первый в Вятских Полянах рентгеновский аппарат типа "Буревестник". До этого времени рентгенаппарат был лишь в посёлке Кукмор.

В настоящее время дом используется в качестве магазина.

Merchant Zverev’s House

Lenina, 35

Merchant Zverev’s house.

X-ray and dental departments of a central district hospital worked in the building. The first in Vyatka’s Glades X-ray apparatus of “Burevestnik” type was installed here in 1952. Before that such equipment could be found only in Kukmor village.

Примечания:

  1. В одном из воспоминаний старожилов Вятских Полян упоминается фамилия торговца Башкирова, который здесь торговал.


Дом купца Зайцева

ул. Ленина (ул. Большая), д. 56

Дом, в котором до 1918 года жила семья лесопромышленника, купца первой гильдии М.А. Зайцева.

В годы Гражданской войны в 1919 году здесь располагался Реввоенсовет 2-й армии Восточного фронта.

Позже здесь до 1980 года работал Вятскополянский райисполком.

В настоящее время здание занимает райгорвоенкомат.


Merchant Zaitsev’s House

Lenina , 56

A family of lumber-worker, merchant of the first guild M.A. Zaitsev lived in this house until 1918. The Revolutionary military council of the Second Army of the East front was situated during the Civil war in 1919.

Now a district municipal military organization is occupying this building.


Дом купца Кощеева

ул. Советская (пер. Большой), д. 17

Здание построено в 1910 году.

До 1918 года в этом доме жила семья купца В.Ф. Кощеева.

Во время Гражданской войны с августа 1918 по июль 1919 г.г. здесь расквартировался полевой штаб 2-й армии Восточного фронта (об этом говорит мемориальная табличка на доме).

Позже здесь до 1964 года располагалась милиция, до 1 сентября 1936 года - райком партии (после этого 2-й этаж заняли работники КГБ).

В настоящее время – жилой дом.


Merchant Kotsheev’s House

Sovetskaya, 17

Later the police was situated here until 1964. A district committee of party was situated here until the 1st of September of 1936 (worker of KGB occupied the second floor after it).


Торговые склады

ул. Советская (пер. Большой), 13

Склады принадлежали купцам Кощеевым.

В советский период здесь были товарные склады, магазины горторга (см. фото).

В настоящее время после реконструкции в здании работает филиал Вятского государственного гуманитарного университета (филиал ВятГГУ).

Trading Stores

Sovetskaya, 13

The stores belonged to a merchant V.F. Kotsheev.

In the Soviet period trading stores and shops were situated here (see the photo).

In the present time a branch of the Vyatka’s State Humanitarian University works in the building after a reconstruction.


Дома братьев Фалалеевых

ул. Ленина (ул. Большая), д. 34, д. 36.

Дома были собственностью братьев Константина, Александра, Василия и Николая Фалалеевых, содержавших ямщину. Имели не менее десятка выездных лошадей. Экипажи были с отменной сбруей, с бубенцами на шлеях и колокольцами на дуге. Была даже карета с двумя газовыми фонарями для богатых особ и для торжественных выездов. Братья возили пассажиров и почту вверх по Вятке до Малмыжа и Уржума, а в низовья - до Набережных Челнов, Елабуги и Мамадыша. Один из братьев - Николай, закупал детали швейных машин фирмы "Зингер" и после сборки продавал их по всей округе.

После октября 1917 года здесь располагались различные учреждения: мебельный цех; в 1968 году сюда переводят службу "Скорой помощи" (в здании во дворе); здесь же размещался методкабинет ЦРБ, кабинет председателя РК профсоюза работников здравоохранения, а позднее и бухгалтерия санэпидемстанции.

Кроме "Скорой помощи" здесь жили девять семей.


Falaleev brothers’ House

Lenina, 34, 36.

Brothers Konstantin, Aleksander, Basiliy and Nikolay Falaleev had this house. They had no less then 10 horses. The crew had a good harness, bells at an arc. Even a carriage with two gas torches for rich individuals and spatial departures belonged to them. The brothers carried passengers and post upward from Vyatka to Malmizh and Urzhum and down – to Naberezhnie Chelny, Elabuga and Mamadish. One of the brothers Nicolay bought up parts of sewing machines of the firm “Zinger” and sold their everywhere after turning.

After October of 1917 different institutions were situated here. For example, a furniture shop. In 1968 ambulance moved here (into the building in the yard). Also a medical office of CRH, an office of a chairman of the WC trade of workers of the health care was situated here. And later a bookkeeping of a sanitary epidemic station was situated here. As well as the Ambulance nine families lived here.


Мастерская Шапошниковой

ул. Ленина (ул. Большая), д. 26.

В этом каменном доме (на фото справа), принадлежавшем торговке-кустарке Евгении Шапошниковой, была мастерская по продаже и ремонту мужских и женских головных уборов. (Сами Шапошниковы жили в угловом доме в Большом переулке).

В 30-40-е годы ХХ века здесь располагалась кооперативная артель "Красный кустарь" (позднее артель "Труд"), в которой занимались пошивом одежды и ремонтом обуви, музыкальных инструментов, работал фотограф.


Shaposhnikova’s workshops

Lenina, 26

At this house at the corner used to be the workshops which belonged to Evgeniya Shaposhnikova. Different headdresses for men and women were made and repaired here.

For a long time a public prosecutor’s office was situated here. Later – a road office. Now there are stores here.

Next to this building in a stone building in 30-40s there was an artel “Red Kustar” which made different musical instruments, clothes and shoes and so on.


Дома священников

ул. Ленина (Большая улица), д. 23, д. 38, д. 16

Дома, в которых жили священники Виктор Иоаннович Краснов, Михаил Васильевич Кибардин и псаломщик Иоанн Дионисович Малый (или дьякон Георгий Никандрович Олушев?). В 1918 году всё духовенство Вятских Полян подверглось репрессиям со стороны ЧК.

После гражданской войны без отцов и матерей осталось немало детей, но сироты не были оставлены без заботы. В стране стали создаваться приюты и детские дома. Такой детский дом был открыт и в селе Вятские Поляны, он располагался в домах священников. В конце 1923 года детдому было присвоено имя М.И. Калинина.

Позже в доме № 23 была районная библиотека.

В настоящее время жилые дома.


Priests Houses

Lenina, 23, 38, 16

Viktor Krasnov, Michail Kabardin and Father Ioann lived here.

A lot of children were left without their parents after the Civil War. And the first orphanage was organized in these houses. In 1923 this orphanage was given a name after Kalinin.

Later there was a library in the Building 23.


Никольский собор

ул. Набережная

Непростой и неоднозначной была судьба церкви, освящённой в честь св. Николая Чудотворца.

После её закрытия, в 1948 году был построен молитвенный дом в с. Усад, неподалёку от города. Он действовал до 11 января 1961 года. С тех пор верующие были вынуждены ездить за 60 км в Богоявленский собор г. Малмыжа. Однако духовные традиции в Вятских Полянах сохранялись. Прихожанами были организованы два "подпольных" молитвенных дома, которые действовали в разных концах города.

В годы перестройки верующие подали заявление в органы власти с просьбой о регистрации общины Русской Православной Церкви. Настоятелем общины был назначен протоиерей о. Алексий (Сухих Алексей Алексеевич), который стал добиваться возврата верующим церковного здания и впоследствии организовал работы по восстановлению храма.

Здание церкви передали православной общине 25 декабря 1987 года. Буквально через 2-3 дня прямо на улице около церкви состоялась первая служба. А 12 января была совершена первая служба в самом здании. Торжественная служба, при большом стечении народа, состоялась ровно через неделю, в Крещение Господне.

Началась долгая и кропотливая работа по восстановлению святыни. На восстановительных работах бескорыстно участвовали многие горожане. В отдельные дни участвовало по 300-400 человек. Никольская церковь первой в Кировской области закупила в г. Воронеже колокола. На эти цели прихожанами было пожертвовано 20 тысяч рублей.

Самый первый и самый большой колокол в 30 пудов заговорил впервые с восстановленной колокольни Никольской церкви 2 августа 1989 года.

20 января 1988 года Никольскому храму, воссозданному в первозданном виде, указом архиепископа (ныне митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа присвоен статус собора.

24 июня 2012 года архиепископом Вятским и Слободским Марком (ныне митрополитом) совершён чин Великого освящения главного престола собора – в честь Святителя Николая Чудотворца.

2 августа 2013 года – Преосвященнейшим Даниилом, епископом Уржумским и Омутнинским совершено Великое освящение престола в честь Пророка Божия Илии.

19 октября 2013 года – Преосвященнейшим Даниилом, епископом Уржумским и Омутнинским совершено Великое освящение престола в честь Преподобного Трифона Вятского.

Nikolskiy Cathedral

Naberezhnaya

The story of this cathedral was difficult and complicated one.

It was closed in 1948. After this event the house of prayer was built in Usad village. It worked until 11th of January 1961. Then the Christians had to go to Malmizh as there was no possibility to go to the church in Vyatskie Polyany. But heological traditions were kept in the town and people organized two secret houses of prayer.

During Perestroyka time, the Christians of the town sent a declaration with the request about the registration in the town the Community of Russian Orthodox Church. The head of the Community was Father Alexiy Sukhikh. He organized the works on restoring the cathedral.

The building was given to the community on the 25th of December 1987. After 2-3 days the first service was carried just in front of the building and later on th12th of January in the building. There were a lot of people there.

A long work on restoring began. A lot of citizens of our town took part in this work. Sometimes from 300 to 400 people worked there. Nikolskaya Church was the first to buy the bells in Voronezh. And our people collected 20 000 roubles for this purpose. The first bell could be heard on the 2nd of August 1989.

On the 20th of January 1988 the church was given a title of a Cathedral.


Дом Токарева

ул. Ленина (ул. Большая) д. 17.

Дом предпринимателя - лесопромышленника, владельца двух мельниц Алексея Никитича Токарева (1877 г. рожд., из д. Киняусь). Здание построено в 1904 году. Является главным домом усадебного комплекса, территория которого выходила северной стороной на набережную реки Вятки и включала служебные и хозяйственные постройки. Со стороны улицы в одну линию с фасадом проходила линия кирпичной ограды с воротами, от которых сохранился только фрагмент (он встроен в объём здания в составе позднего тамбура). Другой фрагмент ворот, сохранявшийся до недавнего времени, представлял собой два пилона с калиткой между ними, увенчанных парапетными тумбами.

В годы Гражданской войны в 1918-1919 г.г. здесь располагались политотдел и комендатура 2-й армии Восточного фронта. В доме находилась типография, в которой печаталась армейская газета. Политкомиссаром и членом РВС 2-й армии с сентября 1918 по февраль 1919 года был Андрей Павлович Кучкин, после него в марте - июле 1919 года политотделом армии руководила Мария Михайловна Костеловская.

Впоследствии в здании был районный узел связи. Тут также первоначально находились радиоузел и телефонная станция (позже она была пристроена к радиоузлу на углу ул. Урицкого и Ленина - сейчас на этом месте Стела героям фронта и тыла). За домом узла связи располагалась конюшня, где содержались почтовые лошади.

В настоящее время здесь находится 1-е почтовое отделение связи.

Tokarev’s House

Lenina, 17

It was the house of a rich lumber-owner, the owner of two mills Alexey Nikitich Tokarev. He was born in 1877 in village Kinyaus. The house was built in 1914 or 1917.

During the Civil War there was a political department and commandant’s headquaters of the 2nd Army of the East Front. There was a printing house where the army newspaper was edited. The commandants were A.P.Kuchkin and later M.M. Kostelovskaya.

Later there was a district telegraph and telephone station. Behind the building there were the stables for post horses.

Now there is the first post detachment of communication.



Дом Шишкина

ул. Ленина (ул. Большая), д. 26.

В доме напротив спуска на переправу жила семья крупного торговца Шишкина.

В 1877 году в Вятских Полянах был организован Торговый дом "А.В. Шишкина и с-вья", занимавшийся торговлей бакалейными и швейными изделиями. Дело Шишкина Анатолия В. продолжил его сын Аркадий, который имел обувной магазин с конторой на втором этаже, который располагался в Большом переулке (ул. Советская, д. 19 - после 1919 года там был паспортный стол; здание не сохранилось).

За Поваренным (Банным) логом на склоне у Шишкиных был огромный фруктовый сад. В селе его называли шишкинской дачей. А в Глубоком логу (напротив посёлка Красная Поляна) Шишкины держали пасеку и ещё один сад с красивым прудом. В праздничные дни сюда съезжалась на пикники вся местная знать.

Дом не сохранился. На его месте было построено здание детского сада № 1 (в настоящее время отдано под жилой дом).


Shishkin’s House

Lenina, 26

In the house in front of the lowering to the river crossing there lived a family of a rich merchant Arkadiy Anatolyavich Shishkin (His wife Nadezhda Vasilyevna and two daughters Galina and Kseniya)

Shishkin had his own shoes shop with the office on the first floor. It was situated on Sovetskaya street (the building didn’t survive)

Behind Povarennyi (Bannyi) ravine the Shishkins had a huge fruit garden. It was called Shishkins country house. And in Glubokiy ravine in front of Krasnaya Polyana they kept an apiary and one more garden with a beautiful pond. During the holidays all local celebrities came there.

The house doesn’t exist any more. On its place there is a building of a kindergarden 1.



Улица Красноармейская

ул. Красноармейская, д. 5.

В этом доме на улице Красноармейской, протянувшейся вдоль Поваренного лога, жила семья Кукиных.

Хозяин семьи, Пётр Фёдорович, был известным в округе шорником, делавшим конскую сбрую. Семья была многодетной – 10 детей. Шестым ребёнком был будущий Герой Советского Союза Аркадий Петрович Кукин (1914 года рождения). В 1944 году домохозяйка Кукина Анна Петровна была представлена к званию "Мать-героиня".

Krasnoarmeyskaya Street

Krasnoarmeyskaya, 5

In this house there lived the Kukins.

The head of the family Petr Fedorovich was a famous saddler. He made horse harness. There were 10 children in the family. And the 6th child was a future Hero of Soviet Union Arkadiy Petrovich Kukin (1914). In 1944 a housewife Anna Petrovna Kukina was given a title “Mother – Heroine”


Дом-музей Г.С. Шпагина

ул. Ленина (ул. Большая), д. 1

Дом построен в 1915 году волостным писарем Ф.И. Ивановым.

В этом скромном домике, расположенном на мысу, образованном берегом реки Вятки и западным склоном Поваренного лога, жил со своей семьей с 1941 по 1951 год знаменитый конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда Георгий Семёнович Шпагин.

Сейчас дом обновлен, приложено немало сил, чтобы привести его в порядок, не изменив прежнего вида. Собрано немало вещей, принадлежавших Шпагиным, многое из экспонатов музея подарено родственниками знаменитого конструктора. Это буфет, стол, стулья, трюмо, шкаф. Личные вещи Георгия Семеновича — кожаное пальто, письменный стол, книги, которыми он пользовался, которые любил читать и перечитывать, над которыми размышлял.

Три небольшие скромные комнаты – зал, девичья, кабинет отца и тут же его спальня. Всё очень просто и скромно.

Дом-музей был торжественно открыт 7 августа 1982 года. В настоящее время - филиал Вятскополянского исторического музея. Экспозиция, посвящённая Шпагину, прежде находилась в музее истории Вятскополянского машиностроительного завода "Молот".

Долгие годы Дом-музей принадлежал машиностроительному заводу «Молот» и был филиалом музея Трудовой славы завода. В 2008 году его передали городу, и в настоящее время он является филиалом Вятскополянского исторического музея.

27 апреля 2012 года состоялось торжественное открытие новой обновленной экспозиции.

В 2013 году в рамках областной программы поддержки местных инициатив проведено благоустройство территории музея.

В ноябре 2015 года при музее стал работать интерактивный лазерный тир "ППШ".

См. также: История Дома-музея на сайте Вятскополянского исторического музея.

Шпагинский дом

Стихотворение было написано к 100-летию со дня рождения Г.С. Шпагина

Хочу сказать о человеке том,
Кого теперь не каждый уже знает,
В Полянах Вятских у него есть дом,
В котором, правда, он не проживает.
Домишко старенький с сиренью под окном,
В изгиб реки глядит с прибережных скатов,
Здесь жил когда-то со своей семьей
Конструктор знаменитых автоматов.
Вот комната его, не хитрый быт,
И кажется порой непостижимо –
Ведь он тогда был страшно знаменит,
А жил как все – скромно и одержимо.

Хочу сказать о человеке том,
О ком, казалось, сказано немало,
С завода он являлся в этот дом
И у окна курил табак устало.
И вглядываясь в зеркало реки,
О чем-то думал той короткой ночью,
Быть может, волновали пустяки,
Быть может, волновали его дочки.
Быть может, о заводе думал он,
Быть может, о военном лихолетье,
В почтовый ящик бросит почтальон
Мои стихи в канун его столетья.

Хочу сказать о человеке том,
Который грустно смотрит с постамента,
Сюда через года явился он
В тугих тисках гранита и цемента.
А Комсомольский сквер сорит листвой
Как письмами с фронтов, забытых ныне:
«Товарищ Шпагин, тем что я живой
Обязан Вашей огненной машине»,
«Товарищ Шпагин, Вы спасли наш взвод».
«Товарищ Шпагин, Вы кузнец Победы»...
А он на Новодевичьем живет
И там ведет с солдатами беседы.

Хочу сказать о человеке том,
Кого не знал и он меня не знает,
Стоит в Полянах его старый дом,
В котором дух эпохи проживает.

1997 Александр Тепин


The house-museum of G.S.Shpagin

Lenina, 1

In this simple house on the bank of the river Vyatka a famous constructor of the guns, a hero of Social Labour G.S.Shpagin lived and worked from 1941 till 1951.

Now this house was renewed and a lot of have been done to restore it without changing its former order. There are a lot of things which belonged to a famous constructor in this house. They are the table, the chairs, the wardrobe, the mirror and the side board. Also some personal things of Shpagin – a leather coat, a writing table and books which he read and thought about. Three little rooms contained the room for the girls, the dining room and the study which used to be Shpagin’s bedroom at the same time. Everything is very modest and humble here.

This house –museum was opened solemnly on the 7th of August 1982.

Тихий домик

Я на берег вышел
К старым тополям.
Тихий домик вижу
На краю Полян.
Он других не выше,
Он простой такой.
Голуби на крыше,
Окна над рекой.
Шли на фронт солдаты
С черной сворой в бой
С русским автоматом
С Вятки голубой.
Шли в огне багряных
Фронтовых дорог.
Домику в Полянах
Поклонюсь в порог.

Геннадий Тептин.



Конец экскурсии

Здесь на окраине мы прекратим свою экскурсию по селу Полянки - Рожественное - Рождественское - Полянское - Николаевское - Вятские Поляны.

Можно в дальнейшем посетить дом-музей Г.С. Шпагина, с именем которого связана славная военная страница истории Вятских Полян, узнать, как село в течение года стало городом.

Но это уже другая история...

The End of the Excursion

Here, at the fringe of the town we will finish our trip around the village Polyanki – Rozhdestvennoye – Rozhdestvenskoye – Polyanskoye – Nikolayevskoye – Vyatskie Polyany.

Later we can visit the house – museum of Shpagin which s connected with the war time and get to know how the village became a city during a year.

But it will be another story…