Земснаряд — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
"На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".<ref>Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".</ref> | "На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".<ref>Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".</ref> | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | До революции дноуглубительные работы машинным способом проводились только в 1913 году, ими занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани. | ||
+ | |||
+ | Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани. | ||
В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода<ref>Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.</ref> на баржи или намывался у берега. | В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода<ref>Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.</ref> на баржи или намывался у берега. |
Версия 19:05, 25 февраля 2021

Рядом расположена брандвахта.[1]
Земснаряд (пескосос, землесос) — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
Историческая справка
Работы по дноуглублению реки Вятки начались в начале ХХ века[2]. Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.
В 1913 году газета "Вятская речь", в номере 3-м, кратко сообщала:
"На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".[3]
До революции дноуглубительные работы машинным способом проводились только в 1913 году, ими занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани.
Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.
В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода[4] на баржи или намывался у берега.
В народе это плавучее сооружение называли "грязнулей", так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.
Земснаряд "Портовый - 3" относился к речному порту Вятские Поляны. Землесос земснаряда был построен на Аркульском судоремонтном заводе (Проект 2586, единственный в своём роде). Брандвахта построена на Костромском ССРЗ (бывш. Судоверфь имени "Комсомольской правды") (Россия, г. Кострома, проект 70).
В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от железнодорожного моста, в заливчике, который местное население называло "Морем Лаптевых".[5]
В 2012-2013 годах земснаряд "Портовый - 3" был продан в Ульяновск.
Примечания
- Перейти ↑ Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.
Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.). - Перейти ↑ В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке [Вятке] нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность." (Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.)
- Перейти ↑ Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".
- Перейти ↑ Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.
- Перейти ↑ Так назвали по фамилии машиниста, долгое время работавшего машинистом на земснаряде.
Источники
- Сайт "Водный транспорт" - https://fleetphoto.ru/
- Материалы обсуждения в группе ВК "Я люблю Вятские Поляны".