Малмыжский аэропорт — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 23: Строка 23:
 
Кроме пассажироперевозок аэропорт осуществлял санитарные, грузовые, почтовые перевозки, вёл авиахимработы для колхозов и совхозов. В каникулы катали детей.
 
Кроме пассажироперевозок аэропорт осуществлял санитарные, грузовые, почтовые перевозки, вёл авиахимработы для колхозов и совхозов. В каникулы катали детей.
  
В конце 1989 года был составлен проект бетонной взлётно-посадочной полосы аэродрома.  
+
В конце 1979 года был составлен проект бетонной взлётно-посадочной полосы аэродрома.  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
«Была создана специальная организация, которая должна была вести работы. Но управляющий райсельхозтехникой по каким-то причинам отказался принять 900 тонн поступившего цемента. Начало строительства планировалось профинансировать за счет областного и районного бюджетов, а в дальнейшем из госкапвложений.  
 
«Была создана специальная организация, которая должна была вести работы. Но управляющий райсельхозтехникой по каким-то причинам отказался принять 900 тонн поступившего цемента. Начало строительства планировалось профинансировать за счет областного и районного бюджетов, а в дальнейшем из госкапвложений.  
  
В то время, пока районное руководство решало вопрос с финансированием, депутат Фёдор Иванович Трещёв запросил средства на строительство взлётно-посадочной полосы в Вятско-Полянском районе. Конечно, Министерство обороны деньги немедленно нашло. Таким образом, взлетно-посадочная полоса машстройзаводом была быстрехонько построена в Вятских Полянах. После этого стало нецелесобразно делать большие затраты на Малмыжский аэропорт, так как полоса приёмов любых самолетов есть неподалеку, и Трещёв заверил, будто там пассажирские рейсы будут выполняться во все концы Союза. Вот, такова, правда. По сути дела, Ф.И. Трещёв «увел» у малмыжан аэродром.  
+
В то время, пока районное руководство решало вопрос с финансированием, депутат [[Трещёв, фёдор Иванович|Фёдор Иванович Трещёв]] запросил средства на строительство взлётно-посадочной полосы в Вятско-Полянском районе. Конечно, Министерство обороны деньги немедленно нашло. Таким образом, взлётно-посадочная полоса машстройзаводом была быстрёхонько построена в Вятских Полянах. После этого стало нецелесобразно делать большие затраты на Малмыжский аэропорт, так как полоса приёмов любых самолетов есть неподалеку, и Трещёв заверил, будто там пассажирские рейсы будут выполняться во все концы Союза. Вот, такова, правда. По сути дела, Ф.И. Трещёв «увел» у малмыжан аэродром.  
  
История повторяется спустя более полувека, помните, как купцы из села Вятские Поляны умыкнули у Малмыжа железную дорогу?»
+
История повторяется спустя более полувека, помните, как купцы из [[Село Вятские Поляны|села Вятские Поляны]] умыкнули у [[Малмыж]]а железную дорогу?»
 
{{конец цитаты|источник=Коновалов, Ф. Страсти по аэропорту. // Сельская правда. – 1990. - № 30 (10 марта). – С.4.}}
 
{{конец цитаты|источник=Коновалов, Ф. Страсти по аэропорту. // Сельская правда. – 1990. - № 30 (10 марта). – С.4.}}
  
Строка 37: Строка 37:
 
С вводом в работу автомобильного моста через реку Вятку на трассе Уржум – Нолинск в районе Буйского перевоза резко упали пассажироперевозки воздушных линий.  
 
С вводом в работу автомобильного моста через реку Вятку на трассе Уржум – Нолинск в районе Буйского перевоза резко упали пассажироперевозки воздушных линий.  
  
В 1993 году перевозки пассажиров полностью прекратились. На отдельных участках поля было разрешено пасти скот. Почти все ранее действующие аэропорты по округе были ликвидированы из-за финансовых трудностей: Вятско-Полянский, Уржумский, Кильмезский. Несмотря на прекращение пассажироперевозок, в аэропорту работала диспетчерская служба, обеспечивавшая безопасность полётов. В кассе аэропорта в это время можно было забронировать билеты на союзные линии. Штат аэропорта «Малмыж» в 1994 году был сокращен до минимума, и составлял восемь человек. В распоряжении организации к тому времени имелись вертолёт, бензовоз, трактор, бульдозер.  
+
В 1993 году перевозки пассажиров полностью прекратились. На отдельных участках поля было разрешено пасти скот. Почти все ранее действующие аэропорты по округе были ликвидированы из-за финансовых трудностей: Вятско-Полянский<ref>См.: [[Вятскополянский аэропорт: призрак прошлого]]</ref>, Уржумский, Кильмезский. Несмотря на прекращение пассажироперевозок, в аэропорту работала диспетчерская служба, обеспечивавшая безопасность полётов. В кассе аэропорта в это время можно было забронировать билеты на союзные линии. Штат аэропорта «Малмыж» в 1994 году был сокращен до минимума, и составлял восемь человек. В распоряжении организации к тому времени имелись вертолёт, бензовоз, трактор, бульдозер.  
  
В 1995 году аэропорт был взят в аренду частным предпринимателем И. Гумаровым на три года. По условиям договора аренды арендатор был обязан сохранить статус аэропорта, содержать в работоспособном состоянии взлётно-посадочную полосу установленных размеров, обеспечить приём, выпуск, заправку воздушных судов (например, санитарных самолётов), жилье летному составу, содержание диспетчерского пункта управления воздушным движением. С момента подписания договора аренды штат работников аэропорта был сокращён полностью.
+
В 1995 году аэропорт был взят в аренду частным предпринимателем И. Гумаровым на три года. По условиям договора аренды арендатор был обязан сохранить статус аэропорта, содержать в работоспособном состоянии взлётно-посадочную полосу установленных размеров, обеспечить приём, выпуск, заправку воздушных судов (например, санитарных самолётов), жильё лётному составу, содержание диспетчерского пункта управления воздушным движением. С момента подписания договора аренды штат работников аэропорта был сокращён полностью.
  
С 2000 года аэропорт прекратил обслуживание населения области. Взлётная полоса, заросшая травой, иногда используется для посадки санитарных вертолетов.  
+
С 2000 года аэропорт прекратил обслуживание населения области. Взлётная полоса, заросшая травой, иногда используется для посадки санитарных вертолётов.  
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
{{Примечания}}
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
Строка 47: Строка 50:
 
* Исследовательская работа «Прерванный полёт» ученицы лицея г. Малмыжа Коминой Ксении, рук. Шорохова Ирина Ивановна.
 
* Исследовательская работа «Прерванный полёт» ученицы лицея г. Малмыжа Коминой Ксении, рук. Шорохова Ирина Ивановна.
 
* Коновалов, Ф. Страсти по аэропорту. // Сельская правда. – 1990. - № 30 (10 марта). – С.4.
 
* Коновалов, Ф. Страсти по аэропорту. // Сельская правда. – 1990. - № 30 (10 марта). – С.4.
* Шишкин, А. Аэропорт «Малмыж» отлетался, но не умер. // Сельская правда. – 1995. - № 113 (19 сентября). – С.2.
 
 
* Клюкина, Н. Последние из могикан. // Сельская правда. – 1994. - № 118 (1 октября). – С.2.
 
* Клюкина, Н. Последние из могикан. // Сельская правда. – 1994. - № 118 (1 октября). – С.2.
 +
* Шишкин, А. Аэропорт «Малмыж» отлетался, но не умер. // Сельская правда. – 1995. - № 113 (19 сентября). – С.2.
 +
 +
== Ссылки ==
 +
* [[Из истории развития авиации в Вятском крае]]
  
 
[[Категория:Малмыжский район]][[Категория:Предприятия]][[Категория:Утраченное]]
 
[[Категория:Малмыжский район]][[Категория:Предприятия]][[Категория:Утраченное]]

Версия 15:00, 26 сентября 2021

Первый самолёт, приземлившийся в Малмыже в 1934 году.
Начальник Малмыжского аэропорта Ф.Г. Коновалов.
Аэропорт в Малмыже.

Малмыжский аэропорт - транспортное предприятие в городе Малмыже Кировской области.

Историческая справка

Аэропорт в Малмыже открыт в 1946 году. Начальником был назначен Федор Герасимович Коновалов, который несмотря на четырехклассное школьное образование проработал в этой должности до 70-летнего возраста. Здание аэропорта построили на месте, где росли яблони, а вместо летного поля до этого была картофельная плантация. Всего площадь в 65 га.

Аэропорт включал в себя грунтовую взлётно-посадочную полосу, здание, в котором располагались зал ожидания, касса, метеостанция, здание с буфетом и комнатой для пилотов, и стартовый командный пункт, в котором находились диспетчер, радисты и руководитель полётов. Для заправки топливом самолетов и вертолетов имелся склад ГСМ и резервная электростанция на случай отключения электричества, для обеспечения бесперебойной связи.

С 1970 по 1976 годы в аэропорту «Малмыж» работало лётное звено: три экипажа на АН-2, которые постоянно проживали в городе Малмыже. Специально для них были построены квартиры на улице Мичурина. На постоянное место жительства в Малмыж приехали со своими семьями пилоты: Смехов Юрий Николаевич, Труфанов Александр Сергеевич, Константинов Вячеслав, Бобров Борис, Кудахов Александр Иванович, Чайников Валерий Васильевич, Яговкин Анатолий, Желиховский Вячеслав Иванович. Пилот Глушков Николай Романович был из местных. Для пилотов, совершающих рейсы из города Кирова, была построена служебная гостиница. В 1980-е годы лётное звено аэропорта «Малмыж» было подразделением Кировского объединённого авиаотряда (в 1990-е годы Кировское государственное авиапредприятие).

На аэропорту «Малмыж» в основном летали самолеты ЛИ-2, АН-2, МИ-2, так как взлётная и посадочная полосы были грунтовые. На грунтовой полосе летом скашивали траву. Зимой специальным катком укатывали снег, а на шасси самолёта АН-2 прикрепляли лыжи.

Осуществление полетов зависело от состояния погоды. Полёты осуществлялись при видимости вдаль – 3 км, и высоте облаков - 150 м. Если эти условия не соответствовали, то рейс откладывался, до установления хорошей погоды для осуществления полёта. В основном нарушения графика полетов из-за плохой погоды были осенью и зимой. Летом и весной нарушение графика полётов было крайне редко.

Круглосуточное ежечасное наблюдение за погодой в аэропорту «Малмыж» осуществлялось Метеостанцией.

Ежегодно малмыжские авиаторы перевозили около 25 тыс. пассажиров. Самолеты летали по кольцу: Вятские Поляны - Каксинвай - ПлотбищеКильмезь - Советск - Лебяжье, и ежедневно 3 рейса в город Киров. Наиболее популярными были рейсы на Каксинвай, Плотбище и Киров.

Цена билета на самолёт до Каксинвая стоила 1 рубль, до Вятских Полян – 3, до Советска – 5, до Кирова – 10 рублей. Время полётов от Малмыжа до Каксинвая составляло 10 минут, до Вятских Полян – 15, до Уржума – 27 минут, до Кирова - 1 час 18 минут.

Кроме пассажироперевозок аэропорт осуществлял санитарные, грузовые, почтовые перевозки, вёл авиахимработы для колхозов и совхозов. В каникулы катали детей.

В конце 1979 года был составлен проект бетонной взлётно-посадочной полосы аэродрома.

«Была создана специальная организация, которая должна была вести работы. Но управляющий райсельхозтехникой по каким-то причинам отказался принять 900 тонн поступившего цемента. Начало строительства планировалось профинансировать за счет областного и районного бюджетов, а в дальнейшем из госкапвложений.

В то время, пока районное руководство решало вопрос с финансированием, депутат Фёдор Иванович Трещёв запросил средства на строительство взлётно-посадочной полосы в Вятско-Полянском районе. Конечно, Министерство обороны деньги немедленно нашло. Таким образом, взлётно-посадочная полоса машстройзаводом была быстрёхонько построена в Вятских Полянах. После этого стало нецелесобразно делать большие затраты на Малмыжский аэропорт, так как полоса приёмов любых самолетов есть неподалеку, и Трещёв заверил, будто там пассажирские рейсы будут выполняться во все концы Союза. Вот, такова, правда. По сути дела, Ф.И. Трещёв «увел» у малмыжан аэродром.

История повторяется спустя более полувека, помните, как купцы из села Вятские Поляны умыкнули у Малмыжа железную дорогу?»

— Коновалов, Ф. Страсти по аэропорту. // Сельская правда. – 1990. - № 30 (10 марта). – С.4.


Штатный состав аэропорта «Малмыж» в 1990 году: начальник, два кассира, два авиадиспетчера, два авиамеханика, два авиатехника, инженер связи, радиооператор, две уборщицы, два ночных сторожа, аэродромный рабочий, шофёр, тракторист. Полёты в это время осуществлялись на самолётах АН-24, ЯК-40, АН-2, вертолётах МИ-2.

С вводом в работу автомобильного моста через реку Вятку на трассе Уржум – Нолинск в районе Буйского перевоза резко упали пассажироперевозки воздушных линий.

В 1993 году перевозки пассажиров полностью прекратились. На отдельных участках поля было разрешено пасти скот. Почти все ранее действующие аэропорты по округе были ликвидированы из-за финансовых трудностей: Вятско-Полянский[1], Уржумский, Кильмезский. Несмотря на прекращение пассажироперевозок, в аэропорту работала диспетчерская служба, обеспечивавшая безопасность полётов. В кассе аэропорта в это время можно было забронировать билеты на союзные линии. Штат аэропорта «Малмыж» в 1994 году был сокращен до минимума, и составлял восемь человек. В распоряжении организации к тому времени имелись вертолёт, бензовоз, трактор, бульдозер.

В 1995 году аэропорт был взят в аренду частным предпринимателем И. Гумаровым на три года. По условиям договора аренды арендатор был обязан сохранить статус аэропорта, содержать в работоспособном состоянии взлётно-посадочную полосу установленных размеров, обеспечить приём, выпуск, заправку воздушных судов (например, санитарных самолётов), жильё лётному составу, содержание диспетчерского пункта управления воздушным движением. С момента подписания договора аренды штат работников аэропорта был сокращён полностью.

С 2000 года аэропорт прекратил обслуживание населения области. Взлётная полоса, заросшая травой, иногда используется для посадки санитарных вертолётов.

Примечания

Источники

  • Материалы Малмыжского краеведческого музея.
  • Исследовательская работа «Прерванный полёт» ученицы лицея г. Малмыжа Коминой Ксении, рук. Шорохова Ирина Ивановна.
  • Коновалов, Ф. Страсти по аэропорту. // Сельская правда. – 1990. - № 30 (10 марта). – С.4.
  • Клюкина, Н. Последние из могикан. // Сельская правда. – 1994. - № 118 (1 октября). – С.2.
  • Шишкин, А. Аэропорт «Малмыж» отлетался, но не умер. // Сельская правда. – 1995. - № 113 (19 сентября). – С.2.

Ссылки