Земснаряд — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
  
 
== Историческая справка ==
 
== Историческая справка ==
Работы по дноуглублению [[Вятка (река)|реки Вятки]] начались в начале ХХ века<ref>В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке [Вятке] нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность." (Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.)</ref>. Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.
+
Работы по дноуглублению [[Вятка (река)|реки Вятки]] начались в 1882 году.<ref>Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - C.7.</ref> Однако, дноуглубление не было регулярным и проводилось от случая к случаю, им занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани. В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке Вятке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность."<ref>Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.</ref>  
 +
 
 +
Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия перекатов и отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.
 +
 
 +
В жаркое лето 1912 года на реке произошло небывалое ранее мелководье, создав серьёзные проблемы для судоходства, которое вблизи города Вятки было возможно только на мелкосидящих катерах. Столкнувшись с серьезными финансовыми потерями и не дождавшись помощи государства, местный монополист «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» на свои деньги построило землечерпалку и к ней несколько грунтоотвозных шаланд. Со следующего сезона этот караван начал работу.  
  
 
В 1913 году газета "Вятская речь", в номере 3-м, кратко сообщала:  
 
В 1913 году газета "Вятская речь", в номере 3-м, кратко сообщала:  
Строка 11: Строка 15:
 
"На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".<ref>Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".</ref>
 
"На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".<ref>Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".</ref>
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
 
До революции дноуглубительные работы машинным способом проводились только в 1913 году, ими занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани.
 
 
 
Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.
 
Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.
  

Версия 16:58, 31 января 2022

Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы.
Рядом расположена брандвахта.[1]

Земснаряд (пескосос, землесос) — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.

Историческая справка

Работы по дноуглублению реки Вятки начались в 1882 году.[2] Однако, дноуглубление не было регулярным и проводилось от случая к случаю, им занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани. В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке Вятке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность."[3]

Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия перекатов и отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.

В жаркое лето 1912 года на реке произошло небывалое ранее мелководье, создав серьёзные проблемы для судоходства, которое вблизи города Вятки было возможно только на мелкосидящих катерах. Столкнувшись с серьезными финансовыми потерями и не дождавшись помощи государства, местный монополист «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» на свои деньги построило землечерпалку и к ней несколько грунтоотвозных шаланд. Со следующего сезона этот караван начал работу.

В 1913 году газета "Вятская речь", в номере 3-м, кратко сообщала:

"На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".[4]

Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.

В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода[5] на баржи или намывался у берега.

В народе это плавучее сооружение называли "грязнулей", так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.

Земснаряд "Портовый - 3" относился к речному порту Вятские Поляны. Землесос земснаряда был построен на Аркульском судоремонтном заводе (Проект 2586, единственный в своём роде). Брандвахта построена на Костромском ССРЗ (бывш. Судоверфь имени "Комсомольской правды") (Россия, г. Кострома, проект 70).

В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от железнодорожного моста, в заливчике, который местное население называло "Морем Лаптевых".[6]

В 2012-2013 годах земснаряд "Портовый - 3" был продан в Ульяновск.

Примечания

  1. Перейти Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.
    Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.).
  2. Перейти Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - C.7.
  3. Перейти Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.
  4. Перейти Цит. из группы соцсети ВК "Вятка:наследие".
  5. Перейти Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.
  6. Перейти Так назвали по фамилии машиниста, долгое время работавшего машинистом на земснаряде.

Источники

  • Сайт "Водный транспорт" - https://fleetphoto.ru/
  • Материалы обсуждения в группе ВК "Я люблю Вятские Поляны".