Канонерка «Товарищ» — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 29: Строка 29:
  
 
11 августа 1918 года во время [[Степановский мятеж|Степановского мятежа]] благодаря капитану смог уйти от захвата мятежниками вблизи Нолинска.
 
11 августа 1918 года во время [[Степановский мятеж|Степановского мятежа]] благодаря капитану смог уйти от захвата мятежниками вблизи Нолинска.
 +
 +
Приказом командарма-2 В.Н. Блохина № 25 от 15 августа 1918 года, подписанным в г. Сарапуле, "боевое судно «Товарищ»" поступило в распоряжение командующего левой группой войск 2-й армии.<ref>РГВА. Ф.169, оп.1, д.396, л.17.; 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья : 1918-1919 : документы - Устинов : Удмуртия, 1987. - С.37.</ref>
  
 
С 1 сентября 1918 года мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку и зачислен в состав Волжской военной флотилии (ВВФ). Канонерка "Товарищ" была в составе отряда под командованием [[Бабкин, Андрей Васильевич|А.В. Бабкина]] (флотилия 2-й армии).  
 
С 1 сентября 1918 года мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку и зачислен в состав Волжской военной флотилии (ВВФ). Канонерка "Товарищ" была в составе отряда под командованием [[Бабкин, Андрей Васильевич|А.В. Бабкина]] (флотилия 2-й армии).  

Версия 20:36, 14 февраля 2022

«Товарищ» (с 19 марта 1928 - «Барнаул») - речной колёсный буксирный пароход, в 1918-1919 годах участвовавший в Гражданской войне в качестве речной канонерской лодки.

Технические характеристики

  • Длина - 46,94 м
  • Ширина - 14,4/7,31 м
  • Осадка - 1,25 м
  • Водоизмещение - 188 брт
  • Силовая установка - 240-280 л.с.
  • Скорость хода - максимальная - 12 узлов ; экономическая - 6 узлов
  • Вооружение - 1-76-мм полевое и 1-76-мм горное ор. (с ноября 1918: 3-75-мм ор. и 6-7,62-мм пул.; с августа 1919: 3-64-мм ор.)
  • Экипаж - 64 человека

Биография судна

Пароход Товарищ.jpg

Колесный грузопассажирский пароход «Товарищ» построен в 1894 году для Т.Ф. Булычева (Вятка, № МПС 2065). Корпус и паровой котёл изготовлены на заводе Яковлева (затон Молитовка Нижегородской губ.), паровая машина на заводе Мейера (Нижний Новгород).

Первоначально ходил в составе «Вятского пароходства и транспортирования кладей Т.Ф. Булычева» на линии Слободской – Нижний Новгород.

С 21.03.1900 года в «Обществе по реке Вятке» ходил по рекам Волга, Кама, Вятка и Ока.

С 31.03.1902 года в «Товариществе Вятско-Волжского пароходства».

1906 году на нём плыл от Мамадыша до Казани В.Г. Короленко. См. Дневниковые записи ВГ Короленко

8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду.

С 11 июня 1918 буксир входил в состав Вятского Рупвода.

11 августа 1918 года во время Степановского мятежа благодаря капитану смог уйти от захвата мятежниками вблизи Нолинска.

Приказом командарма-2 В.Н. Блохина № 25 от 15 августа 1918 года, подписанным в г. Сарапуле, "боевое судно «Товарищ»" поступило в распоряжение командующего левой группой войск 2-й армии.[1]

С 1 сентября 1918 года мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку и зачислен в состав Волжской военной флотилии (ВВФ). Канонерка "Товарищ" была в составе отряда под командованием А.В. Бабкина (флотилия 2-й армии).

С 5 мая 1919 года в составе 5-го дивизиона Волжско-Камской военной флотилии

24–29.05.1919 г. переправляла у Нижнешунской переправы части 7-й стрелковой дивизии.

31 июля 1919 канонерка вошла в состав Волжско-Камской военной флотилии (ВКВФ) и 5 июля 1920 - в состав Морских сил Каспийского моря (МСКМ).

31 июля 1920 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Вятскому Рупводу для использования в качестве буксира.

3 мая 1921 года сгорел на реке Белая у деревни Азякуль. В мае 1924 года сгоревший корпус уведён на Вятку и к концу 1924 года разделан на лом в Халтуринском затоне у города Котельнич.

По другим данным[2], буксир впоследствии под названием "Барнаул" находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой Отечественной войны буксир осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по рекам Белая и Уфа. 16 июля 1968 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

Примечания

  1. Перейти РГВА. Ф.169, оп.1, д.396, л.17.; 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья : 1918-1919 : документы - Устинов : Удмуртия, 1987. - С.37.
  2. Перейти http://www.navy.su/1850-1917/kanboat/tovarish/index.htm

Источники