Аргыжское городище — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''Аргыжское городище''' – это поселение древних людей, которое относится к эпохе ананьевской культуры, время развития родоплеменных отношений – VIII – III в. до н. э. Конец периода бронзового и начало железа. Название этого периода получило от изучения городища у села Ананьино недалеко от г. Елабуги в Татарии.  
+
'''Аргыжское городище''' – поселение древних людей, которое относится к эпохе ананьевской культуры, время развития родоплеменных отношений – VIII – III в. до н. э. Конец периода бронзового и начало железа. Название этого периода получило от изучения городища у села Ананьино недалеко от г. Елабуги в Татарии.  
 +
 
 +
Городище расположено при дер. [[Аргыж]], на левой стороне р. Вятки, несколько ниже Дмитриевской Пристани, между двумя оврагами Передним и Задним, Стрелка выходит на старицу р. Вятки, называемую Аргыж-озеро.
 +
 
 +
С напольной стороны городище ограждено кокошникообразным валом и рвом. Площадка городища (длиной 49 м и шириной около 30 м) распахивается.
 +
 
 +
Первое указание на него под именем кургана было сделано А.А. Спицыным.<ref>Спицын А.А. Приуральский край. Археологические розыскання о древнейших обитателях Вятской губернии. // МАВГ, вып. 1. - М: 1893. - С.49.</ref>
 +
 
 +
В 1887 году П.А. Пономарев произвёл раскопки на городище. Находки из его раскопок хранятся в Казани
 +
и довольно подробно описаны Л.И. Вараксиной.<ref>Вараксина Л.И. Костеносные городища Камско-Вятского края. // «Известия Общества АИЭ при Казанском университете», т. XXXIV. вып. 3—4. - Казань, 1929. - С.87.</ref>
 +
 
 +
В Малмыжском музее хранится небольшая коллекция из разведок М.Г. и И.Г. Худяковых. В работе [[Худяков, Михаил Георгиевич|М.Г. Худякова]] есть подробное описание его находок.<ref>Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда. // Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вып. 1. - Вятка, 1917. - С.14.</ref>
  
 
Аргыжское городище известно в истории еще, как “костеносное поселение”, т.к. при раскопках здесь было найдено большое количество останков костей, как домашних и диких животных, так и человеческих останков. Характерной чертой поселений – городищ ананьинской культуры является выбор места – это высокий берег, почти обрыв, а с двух сторон проходят глубокие овраги. С четвертой стороны вырывался глубокий ров, а земля поднималась, и создавался вал до трех метров высотой. Жители этих поселений занимались земледельем, охотой, разводили домашних животных, ловили рыбу. Все поселения этой культуры расселялись на территории Среднего Поволжья, на Каме и Вятке. Установлено, что народы этих поселений были тесно связаны с народами Северного Кавказа и Скифами. Наша поисковая группа естественно что-либо обнаружить или найти не смогла. Само городище уже заросло молодыми деревьями и кустарниками. Однако очень хорошо сохранился глубокий ров и насыпанный вал.  
 
Аргыжское городище известно в истории еще, как “костеносное поселение”, т.к. при раскопках здесь было найдено большое количество останков костей, как домашних и диких животных, так и человеческих останков. Характерной чертой поселений – городищ ананьинской культуры является выбор места – это высокий берег, почти обрыв, а с двух сторон проходят глубокие овраги. С четвертой стороны вырывался глубокий ров, а земля поднималась, и создавался вал до трех метров высотой. Жители этих поселений занимались земледельем, охотой, разводили домашних животных, ловили рыбу. Все поселения этой культуры расселялись на территории Среднего Поволжья, на Каме и Вятке. Установлено, что народы этих поселений были тесно связаны с народами Северного Кавказа и Скифами. Наша поисковая группа естественно что-либо обнаружить или найти не смогла. Само городище уже заросло молодыми деревьями и кустарниками. Однако очень хорошо сохранился глубокий ров и насыпанный вал.  
Строка 10: Строка 21:
  
 
В годы Гражданской войны на этой местности стояли силы белогвардейцев: части 15 Омского и 16 Ишимского полков, которые и пытались осуществить прорыв фронта в направлении с. Рожки.
 
В годы Гражданской войны на этой местности стояли силы белогвардейцев: части 15 Омского и 16 Ишимского полков, которые и пытались осуществить прорыв фронта в направлении с. Рожки.
 +
 +
== Примечания ==
 +
{{Примечания}}
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 14:40, 28 ноября 2022

Аргыжское городище – поселение древних людей, которое относится к эпохе ананьевской культуры, время развития родоплеменных отношений – VIII – III в. до н. э. Конец периода бронзового и начало железа. Название этого периода получило от изучения городища у села Ананьино недалеко от г. Елабуги в Татарии.

Городище расположено при дер. Аргыж, на левой стороне р. Вятки, несколько ниже Дмитриевской Пристани, между двумя оврагами Передним и Задним, Стрелка выходит на старицу р. Вятки, называемую Аргыж-озеро.

С напольной стороны городище ограждено кокошникообразным валом и рвом. Площадка городища (длиной 49 м и шириной около 30 м) распахивается.

Первое указание на него под именем кургана было сделано А.А. Спицыным.[1]

В 1887 году П.А. Пономарев произвёл раскопки на городище. Находки из его раскопок хранятся в Казани и довольно подробно описаны Л.И. Вараксиной.[2]

В Малмыжском музее хранится небольшая коллекция из разведок М.Г. и И.Г. Худяковых. В работе М.Г. Худякова есть подробное описание его находок.[3]

Аргыжское городище известно в истории еще, как “костеносное поселение”, т.к. при раскопках здесь было найдено большое количество останков костей, как домашних и диких животных, так и человеческих останков. Характерной чертой поселений – городищ ананьинской культуры является выбор места – это высокий берег, почти обрыв, а с двух сторон проходят глубокие овраги. С четвертой стороны вырывался глубокий ров, а земля поднималась, и создавался вал до трех метров высотой. Жители этих поселений занимались земледельем, охотой, разводили домашних животных, ловили рыбу. Все поселения этой культуры расселялись на территории Среднего Поволжья, на Каме и Вятке. Установлено, что народы этих поселений были тесно связаны с народами Северного Кавказа и Скифами. Наша поисковая группа естественно что-либо обнаружить или найти не смогла. Само городище уже заросло молодыми деревьями и кустарниками. Однако очень хорошо сохранился глубокий ров и насыпанный вал.

Как свидетельствуют археологические изыскания Е.М. Черных, Аргыжское городище ананьинского времени использовалось в культовых целях в конце I – начале II тысячелетия н. э. предположительно для почитания легендарных предков – родоначальников. Здесь выявлены жертвенные приношения, состоящие преимущественно из железных наконечников стрел и фрагментов лепной посуды указанного времени. Вполне возможно, что на этом городище проводили ритуальные обрядовые действа и в XVIII–XIX вв. На это указывает наименование памятника и ближайшего селения – Аргыж. Во время празднования Айкай (праздник встречи весны, начало земледельческих работ), одновременного с Пасхой, завятские удмурты выбирали особое сакральное лицо (почётных председателей) аргыж пукисьёс ‘сидящие аргыжами, т. е. ведущие праздник/руководящие праздником’. Вполне возможно, что возвышенная и ровная площадка городища служила местом проведения этого весеннего праздника Айкай (Пасха). [1]

На этом месте не один раз были научные раскопки, сделанные Ижевским центром-музеем и только там можно найти и познакомиться с экспонатами этой культуры. Даже в Малмыжском краеведческом музее нет этих материалов, а они в какой-то мере сотрудничают по этой теме. От людей этих поселений и стали формироваться народы угро-финских племен: удмурты, марийцы, коми.

Существуют более поздние легенды о жителях Аргыжского городища, в народе это место называется “Богатырь”. Что жили тут люди богатырского сложения. Занимались разбоем, грабежами на р. Вятке, где проплывали лодки - суда богатых торговых людей. Имеется ещё одно название – “Ватажное жилище”. По всей вероятности, значительно позднее, ватага разбойников избрала местом своего постоянного пребывания уже готовое укрепленное место в дремучих лесах, но на берегу р. Вятки, на которой шла бойкая торговля с южными народами. Место было удобное; кругом лес, впереди многоводная река, лесная дичь, изобилье рыбы, а по оврагам многочисленные чистые родники

В годы Гражданской войны на этой местности стояли силы белогвардейцев: части 15 Омского и 16 Ишимского полков, которые и пытались осуществить прорыв фронта в направлении с. Рожки.

Примечания

  1. Перейти Спицын А.А. Приуральский край. Археологические розыскання о древнейших обитателях Вятской губернии. // МАВГ, вып. 1. - М: 1893. - С.49.
  2. Перейти Вараксина Л.И. Костеносные городища Камско-Вятского края. // «Известия Общества АИЭ при Казанском университете», т. XXXIV. вып. 3—4. - Казань, 1929. - С.87.
  3. Перейти Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда. // Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вып. 1. - Вятка, 1917. - С.14.

Ссылки