Аргыжское городище — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
'''Аргыжское городище''' – поселение древних людей, которое относится к эпохе ананьевской культуры, время развития родоплеменных отношений – VIII – III в. до н. э. Конец периода бронзового и начало железа. Название этого периода получило от изучения городища у села Ананьино недалеко от г. Елабуги в Татарии.  
 
'''Аргыжское городище''' – поселение древних людей, которое относится к эпохе ананьевской культуры, время развития родоплеменных отношений – VIII – III в. до н. э. Конец периода бронзового и начало железа. Название этого периода получило от изучения городища у села Ананьино недалеко от г. Елабуги в Татарии.  
  
 +
== Местоположение ==
 
Городище расположено при дер. [[Аргыж]], на левой стороне р. Вятки, несколько ниже Дмитриевской Пристани, между двумя оврагами Передним и Задним, Стрелка выходит на старицу р. Вятки, называемую Аргыж-озеро.  
 
Городище расположено при дер. [[Аргыж]], на левой стороне р. Вятки, несколько ниже Дмитриевской Пристани, между двумя оврагами Передним и Задним, Стрелка выходит на старицу р. Вятки, называемую Аргыж-озеро.  
  
 
С напольной стороны городище ограждено кокошникообразным валом и рвом. Площадка городища (длиной 49 м и шириной около 30 м) распахивается.  
 
С напольной стороны городище ограждено кокошникообразным валом и рвом. Площадка городища (длиной 49 м и шириной около 30 м) распахивается.  
  
 +
== История обследования городища ==
 
Первое указание на него под именем кургана было сделано А.А. Спицыным.<ref>Спицын А.А. Приуральский край. Археологические розыскання о древнейших обитателях Вятской губернии. // МАВГ, вып. 1. - М: 1893. - С.49.</ref>
 
Первое указание на него под именем кургана было сделано А.А. Спицыным.<ref>Спицын А.А. Приуральский край. Археологические розыскання о древнейших обитателях Вятской губернии. // МАВГ, вып. 1. - М: 1893. - С.49.</ref>
  
Строка 10: Строка 12:
 
и довольно подробно описаны Л.И. Вараксиной.<ref>Вараксина Л.И. Костеносные городища Камско-Вятского края. // «Известия Общества АИЭ при Казанском университете», т. XXXIV. вып. 3—4. - Казань, 1929. - С.87.</ref>
 
и довольно подробно описаны Л.И. Вараксиной.<ref>Вараксина Л.И. Костеносные городища Камско-Вятского края. // «Известия Общества АИЭ при Казанском университете», т. XXXIV. вып. 3—4. - Казань, 1929. - С.87.</ref>
  
В Малмыжском музее хранится небольшая коллекция из разведок М.Г. и И.Г. Худяковых. В работе [[Худяков, Михаил Георгиевич|М.Г. Худякова]] есть подробное описание его находок.<ref>Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда. // Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вып. 1. - Вятка, 1917. - С.14.</ref>
+
В Малмыжском музее хранится небольшая коллекция из разведок 1917 года М.Г. и И.Г. Худяковых. В работе [[Худяков, Михаил Георгиевич|М.Г. Худякова]] есть подробное описание его находок.<ref>Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда. // Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вып. 1. - Вятка, 1917. - С.14.</ref>
  
 +
В 1928 году разведка на городище предпринята А.В. Збруевой.
 +
 +
В 1959 году проведены раскопки под руководством В.Е. Стоянова.
 +
 +
В 1977 году территория городища осмотрена разведочно Н.В. Шутовой.
 +
 +
В 1988-1989 года на городище организованы масштабные раскопки под руководством  Е.М. Черных.
 +
 +
== Описание и интерпретация находок на городище ==
 
Аргыжское городище известно в истории еще, как “костеносное поселение”, т.к. при раскопках здесь было найдено большое количество останков костей, как домашних и диких животных, так и человеческих останков. Характерной чертой поселений – городищ ананьинской культуры является выбор места – это высокий берег, почти обрыв, а с двух сторон проходят глубокие овраги. С четвертой стороны вырывался глубокий ров, а земля поднималась, и создавался вал до трех метров высотой. Жители этих поселений занимались земледельем, охотой, разводили домашних животных, ловили рыбу. Все поселения этой культуры расселялись на территории Среднего Поволжья, на Каме и Вятке. Установлено, что народы этих поселений были тесно связаны с народами Северного Кавказа и Скифами. Наша поисковая группа естественно что-либо обнаружить или найти не смогла. Само городище уже заросло молодыми деревьями и кустарниками. Однако очень хорошо сохранился глубокий ров и насыпанный вал.  
 
Аргыжское городище известно в истории еще, как “костеносное поселение”, т.к. при раскопках здесь было найдено большое количество останков костей, как домашних и диких животных, так и человеческих останков. Характерной чертой поселений – городищ ананьинской культуры является выбор места – это высокий берег, почти обрыв, а с двух сторон проходят глубокие овраги. С четвертой стороны вырывался глубокий ров, а земля поднималась, и создавался вал до трех метров высотой. Жители этих поселений занимались земледельем, охотой, разводили домашних животных, ловили рыбу. Все поселения этой культуры расселялись на территории Среднего Поволжья, на Каме и Вятке. Установлено, что народы этих поселений были тесно связаны с народами Северного Кавказа и Скифами. Наша поисковая группа естественно что-либо обнаружить или найти не смогла. Само городище уже заросло молодыми деревьями и кустарниками. Однако очень хорошо сохранился глубокий ров и насыпанный вал.  
  
 
Как свидетельствуют археологические изыскания Е.М. Черных, Аргыжское городище ананьинского времени использовалось в культовых целях в конце I – начале II тысячелетия н. э. предположительно для почитания легендарных предков – родоначальников. Здесь выявлены жертвенные приношения, состоящие преимущественно из железных наконечников стрел и фрагментов лепной посуды указанного времени. Вполне возможно, что на этом городище проводили ритуальные обрядовые действа и в XVIII–XIX вв. На это указывает наименование памятника и ближайшего селения – Аргыж. Во время празднования Айкай (праздник встречи весны, начало земледельческих работ), одновременного с Пасхой, завятские удмурты выбирали особое сакральное лицо (почётных председателей) ''аргыж пукисьёс'' ‘сидящие аргыжами, т. е. ведущие праздник/руководящие праздником’. Вполне возможно, что возвышенная и ровная площадка городища служила местом проведения этого весеннего праздника Айкай (Пасха). [http://udnii.ru/files/stat%60i/Shutova_others_2009_%D0%98%D1%81%D1%82-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82_.pdf ]
 
Как свидетельствуют археологические изыскания Е.М. Черных, Аргыжское городище ананьинского времени использовалось в культовых целях в конце I – начале II тысячелетия н. э. предположительно для почитания легендарных предков – родоначальников. Здесь выявлены жертвенные приношения, состоящие преимущественно из железных наконечников стрел и фрагментов лепной посуды указанного времени. Вполне возможно, что на этом городище проводили ритуальные обрядовые действа и в XVIII–XIX вв. На это указывает наименование памятника и ближайшего селения – Аргыж. Во время празднования Айкай (праздник встречи весны, начало земледельческих работ), одновременного с Пасхой, завятские удмурты выбирали особое сакральное лицо (почётных председателей) ''аргыж пукисьёс'' ‘сидящие аргыжами, т. е. ведущие праздник/руководящие праздником’. Вполне возможно, что возвышенная и ровная площадка городища служила местом проведения этого весеннего праздника Айкай (Пасха). [http://udnii.ru/files/stat%60i/Shutova_others_2009_%D0%98%D1%81%D1%82-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82_.pdf ]
  
На этом месте не один раз были научные раскопки, сделанные Ижевским центром-музеем и только там можно найти и познакомиться с экспонатами этой культуры. Даже в Малмыжском краеведческом музее нет этих материалов, а они в какой-то мере сотрудничают по этой теме. От людей этих поселений и стали формироваться народы угро-финских племен: удмурты, марийцы, коми.
+
== Легенды ==
 
+
 
Существуют более поздние легенды о жителях Аргыжского городища, в народе это место называется “Богатырь”. Что жили тут люди богатырского сложения. Занимались разбоем, грабежами на р. Вятке, где проплывали лодки - суда богатых торговых людей. Имеется ещё одно название – “Ватажное жилище”. По всей вероятности, значительно позднее, ватага разбойников избрала местом своего постоянного пребывания уже готовое укрепленное место в дремучих лесах, но на берегу р. Вятки, на которой шла бойкая торговля с южными народами. Место было удобное; кругом лес, впереди многоводная река, лесная дичь, изобилье рыбы, а по оврагам многочисленные чистые родники
 
Существуют более поздние легенды о жителях Аргыжского городища, в народе это место называется “Богатырь”. Что жили тут люди богатырского сложения. Занимались разбоем, грабежами на р. Вятке, где проплывали лодки - суда богатых торговых людей. Имеется ещё одно название – “Ватажное жилище”. По всей вероятности, значительно позднее, ватага разбойников избрала местом своего постоянного пребывания уже готовое укрепленное место в дремучих лесах, но на берегу р. Вятки, на которой шла бойкая торговля с южными народами. Место было удобное; кругом лес, впереди многоводная река, лесная дичь, изобилье рыбы, а по оврагам многочисленные чистые родники
  

Версия 20:27, 28 ноября 2022

Аргыжское городище – поселение древних людей, которое относится к эпохе ананьевской культуры, время развития родоплеменных отношений – VIII – III в. до н. э. Конец периода бронзового и начало железа. Название этого периода получило от изучения городища у села Ананьино недалеко от г. Елабуги в Татарии.

Местоположение

Городище расположено при дер. Аргыж, на левой стороне р. Вятки, несколько ниже Дмитриевской Пристани, между двумя оврагами Передним и Задним, Стрелка выходит на старицу р. Вятки, называемую Аргыж-озеро.

С напольной стороны городище ограждено кокошникообразным валом и рвом. Площадка городища (длиной 49 м и шириной около 30 м) распахивается.

История обследования городища

Первое указание на него под именем кургана было сделано А.А. Спицыным.[1]

В 1887 году П.А. Пономарев произвёл раскопки на городище. Находки из его раскопок хранятся в Казани и довольно подробно описаны Л.И. Вараксиной.[2]

В Малмыжском музее хранится небольшая коллекция из разведок 1917 года М.Г. и И.Г. Худяковых. В работе М.Г. Худякова есть подробное описание его находок.[3]

В 1928 году разведка на городище предпринята А.В. Збруевой.

В 1959 году проведены раскопки под руководством В.Е. Стоянова.

В 1977 году территория городища осмотрена разведочно Н.В. Шутовой.

В 1988-1989 года на городище организованы масштабные раскопки под руководством Е.М. Черных.

Описание и интерпретация находок на городище

Аргыжское городище известно в истории еще, как “костеносное поселение”, т.к. при раскопках здесь было найдено большое количество останков костей, как домашних и диких животных, так и человеческих останков. Характерной чертой поселений – городищ ананьинской культуры является выбор места – это высокий берег, почти обрыв, а с двух сторон проходят глубокие овраги. С четвертой стороны вырывался глубокий ров, а земля поднималась, и создавался вал до трех метров высотой. Жители этих поселений занимались земледельем, охотой, разводили домашних животных, ловили рыбу. Все поселения этой культуры расселялись на территории Среднего Поволжья, на Каме и Вятке. Установлено, что народы этих поселений были тесно связаны с народами Северного Кавказа и Скифами. Наша поисковая группа естественно что-либо обнаружить или найти не смогла. Само городище уже заросло молодыми деревьями и кустарниками. Однако очень хорошо сохранился глубокий ров и насыпанный вал.

Как свидетельствуют археологические изыскания Е.М. Черных, Аргыжское городище ананьинского времени использовалось в культовых целях в конце I – начале II тысячелетия н. э. предположительно для почитания легендарных предков – родоначальников. Здесь выявлены жертвенные приношения, состоящие преимущественно из железных наконечников стрел и фрагментов лепной посуды указанного времени. Вполне возможно, что на этом городище проводили ритуальные обрядовые действа и в XVIII–XIX вв. На это указывает наименование памятника и ближайшего селения – Аргыж. Во время празднования Айкай (праздник встречи весны, начало земледельческих работ), одновременного с Пасхой, завятские удмурты выбирали особое сакральное лицо (почётных председателей) аргыж пукисьёс ‘сидящие аргыжами, т. е. ведущие праздник/руководящие праздником’. Вполне возможно, что возвышенная и ровная площадка городища служила местом проведения этого весеннего праздника Айкай (Пасха). [1]

Легенды

Существуют более поздние легенды о жителях Аргыжского городища, в народе это место называется “Богатырь”. Что жили тут люди богатырского сложения. Занимались разбоем, грабежами на р. Вятке, где проплывали лодки - суда богатых торговых людей. Имеется ещё одно название – “Ватажное жилище”. По всей вероятности, значительно позднее, ватага разбойников избрала местом своего постоянного пребывания уже готовое укрепленное место в дремучих лесах, но на берегу р. Вятки, на которой шла бойкая торговля с южными народами. Место было удобное; кругом лес, впереди многоводная река, лесная дичь, изобилье рыбы, а по оврагам многочисленные чистые родники

В годы Гражданской войны на этой местности стояли силы белогвардейцев: части 15 Омского и 16 Ишимского полков, которые и пытались осуществить прорыв фронта в направлении с. Рожки.

Примечания

  1. Перейти Спицын А.А. Приуральский край. Археологические розыскання о древнейших обитателях Вятской губернии. // МАВГ, вып. 1. - М: 1893. - С.49.
  2. Перейти Вараксина Л.И. Костеносные городища Камско-Вятского края. // «Известия Общества АИЭ при Казанском университете», т. XXXIV. вып. 3—4. - Казань, 1929. - С.87.
  3. Перейти Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда. // Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вып. 1. - Вятка, 1917. - С.14.

Ссылки