Земснаряд — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 10 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Земснаряд.jpg|thumb|400px|<center>Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы. <br>Теплоход, стоящий рядом - брандвахта.<ref>Брандвахта - сторожевое судно на рейде, в порту или в устье реки для наблюдения за выполнением судоходных правил.</ref></center>]]
 
 
'''Земснаряд (пескосос, землесос)''' — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
 
'''Земснаряд (пескосос, землесос)''' — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
----
 
На [[Вятка (река)|реке Вятке]] их было было несколько. Использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода<ref>Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.</ref> на баржи или намывался у берега.
 
  
В народе это плавучее сооружение называли "грязнулей", так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.  
+
== Историческая справка ==
 +
Работы по дноуглублению [[Вятка (река)|реки Вятки]] начались в 1882 году.<ref>Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - C.7.</ref>
  
Земснаряд "Портовый - 3" относился к [[Речной порт Вятские Поляны|речному порту Вятские Поляны]]. Место постройки: Аркульский судоремонтный завод.  Проект 2586, единственный в своём роде.
+
Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия перекатов и отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.
  
В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от [[Железнодорожный мост|железнодорожного моста]], в заливчике, который местное население называло "морем лаптевых".
+
В течение трёх десятков лет дноуглубление на Вятке не было регулярным и проводилось от случая к случаю, так как им занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани.  
  
Примерно в 2012-2013 годах продан в Ульяновск.
+
{{начало цитаты}}
 +
Судоходною (или, вернее, "малосудоходною", подобно тому, как бывают малограмотные люди) р. Вятка считается от г. Вятки. Но с середины июня крайний пункт этой малосудоходности её отодвигается значительно ниже Вятки - к селу Медведку... и тогда пассажирские пароходные билеты выдаются лишь до этого пункта, и пассажиры официально едут лишь до Медведка, а неофициально - как случится.
 +
<br><...><br>
 +
Мелководье Вятки совсем не то, что мелководье Волги... О Вятке почти совсем не заботятся, с испокон века считая её рекою нелепой, шальной и беспорядочной, по которой так уж и положено ползать с мели на мель.
 +
{{конец цитаты|источник=Б.П. Никонов. "По реке Вятке". Ежемесячные приложения журнала "Нива", 1900, октябрь. - стлб.336, 345.}}
 +
 
 +
В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке Вятке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность."<ref>Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.</ref>
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Судоходная хроника. <br>
 +
Новый землесосъ. По словамъ «К.-В.Р.», для расчистки перекатовъ р. Вятки на заводѣ акцiонернаго о-ва «Клейтонъ и комп.» в Петербургѣ строится землесосъ стоимостью в 100 000 руб., съ часовою производительностью до 15 куб. саженъ грунта. Землесосъ этотъ уже заканчивается постройкой и ожидается на р. Вяткѣ въ iюлѣ текущаго года, гдѣ и состоится прiемка его казанскимъ округомъ п. с.
 +
{{конец цитаты|источник=Вятская речь - 1910 г., № 93.<ref name="nasledie" />}}
 +
 
 +
В жаркое лето 1912 года на реке произошло небывалое ранее мелководье, создав серьёзные проблемы для судоходства, которое вблизи города Вятки было возможно только на мелкосидящих катерах. Столкнувшись с серьезными финансовыми потерями и не дождавшись помощи государства, местный монополист «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» на свои деньги построило землечерпалку и к ней несколько грунтоотвозных шаланд. Со следующего сезона этот караван начал работу.
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
На реке Вяткѣ въ навигацiю 1913 года будутъ работать два дноуглубительныхъ насоса.
 +
{{конец цитаты|источник=Вятская речь - 1913 г., № 3.<ref name="nasledie" />}}
 +
 
 +
Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.
 +
 
 +
[[Файл:Земснаряд.jpg|thumb|400px|<center>Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы. <br>Рядом расположена брандвахта.<ref>Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.<br>
 +
Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.).
 +
</ref></center>]]
 +
В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода<ref>Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.</ref> на баржи или намывался у берега.
 +
 
 +
В народе это плавучее сооружение называли ''"грязнулей"'', так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.
 +
 
 +
'''Земснаряд "Портовый - 3"''' относился к [[Речной порт Вятские Поляны|речному порту Вятские Поляны]]. Землесос земснаряда был построен на Аркульском судоремонтном заводе  ([http://fleetphoto.ru/projects/3348/ Проект 2586], единственный в своём роде). Брандвахта построена на Костромском ССРЗ (бывш. Судоверфь имени "Комсомольской правды") (Россия, г. Кострома, [http://fleetphoto.ru/ship/21445/ проект 70]).
 +
 
 +
В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от [[Железнодорожный мост|железнодорожного моста]], в заливчике, который местное население называло ''"Морем Лаптевых"''.<ref>Так назвали по фамилии машиниста, долгое время работавшего машинистом на земснаряде.</ref>
 +
 
 +
В 2012-2013 годах земснаряд "Портовый - 3" был продан в Ульяновск.
 
<br clear="all">
 
<br clear="all">
 +
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
{{примечания}}
+
{{Примечания|refs=
 +
<ref name="nasledie">Цитируется по материалам группы соцсети ВК "Вятка:наследие".</ref>
 +
}}
  
----
+
== Источники ==
{{Комментарии}}
+
* Сайт "Водный транспорт" - https://fleetphoto.ru/
 +
* Материалы обсуждения в группе ВК "Я люблю Вятские Поляны".
  
 
[[Категория: Пароходство]]
 
[[Категория: Пароходство]]

Текущая версия на 23:09, 13 апреля 2024

Земснаряд (пескосос, землесос) — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.

Историческая справка

Работы по дноуглублению реки Вятки начались в 1882 году.[1]

Необходимость в этих работах была вызвана тем, что из-за наличия перекатов и отмелей на реке для их преодоления пассажирским судам приходилось высаживать пассажиров, и они были вынуждены преодолевать эти участки по берегу пешком.

В течение трёх десятков лет дноуглубление на Вятке не было регулярным и проводилось от случая к случаю, так как им занималась паровая землечерпалка, приходившая из Казани.

Судоходною (или, вернее, "малосудоходною", подобно тому, как бывают малограмотные люди) р. Вятка считается от г. Вятки. Но с середины июня крайний пункт этой малосудоходности её отодвигается значительно ниже Вятки - к селу Медведку... и тогда пассажирские пароходные билеты выдаются лишь до этого пункта, и пассажиры официально едут лишь до Медведка, а неофициально - как случится.
<...>
Мелководье Вятки совсем не то, что мелководье Волги... О Вятке почти совсем не заботятся, с испокон века считая её рекою нелепой, шальной и беспорядочной, по которой так уж и положено ползать с мели на мель.

— Б.П. Никонов. "По реке Вятке". Ежемесячные приложения журнала "Нива", 1900, октябрь. - стлб.336, 345.


В 1904 году отмечалось: "Землечерпальных машин на реке Вятке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность."[2]

Судоходная хроника.
Новый землесосъ. По словамъ «К.-В.Р.», для расчистки перекатовъ р. Вятки на заводѣ акцiонернаго о-ва «Клейтонъ и комп.» в Петербургѣ строится землесосъ стоимостью в 100 000 руб., съ часовою производительностью до 15 куб. саженъ грунта. Землесосъ этотъ уже заканчивается постройкой и ожидается на р. Вяткѣ въ iюлѣ текущаго года, гдѣ и состоится прiемка его казанскимъ округомъ п. с.

— Вятская речь - 1910 г., № 93.[3]


В жаркое лето 1912 года на реке произошло небывалое ранее мелководье, создав серьёзные проблемы для судоходства, которое вблизи города Вятки было возможно только на мелкосидящих катерах. Столкнувшись с серьезными финансовыми потерями и не дождавшись помощи государства, местный монополист «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» на свои деньги построило землечерпалку и к ней несколько грунтоотвозных шаланд. Со следующего сезона этот караван начал работу.

На реке Вяткѣ въ навигацiю 1913 года будутъ работать два дноуглубительныхъ насоса.

— Вятская речь - 1913 г., № 3.[3]


Помимо углубления русла землечерпальной машиной применялись и специальные гидротехнические сооружения - щиты, которые задерживали продвижение массы песка по течению и не давали образовываться песчаным отмелям в речном фарватере. Река Вятка в районе губернского города была судоходна только в период «большой» воды. В июле крупные пароходы уже не могли подойти к пристани.

Работа земснаряда у переправы возле Гоньбы.
Рядом расположена брандвахта.[4]

В советское время на реке Вятке земснарядов было несколько. Они использовались Вятским речным пароходством для углубления русла реки с целью корректировки фарватера. Песок, добываемый при этом, обычно грузился с помощью пульпопровода[5] на баржи или намывался у берега.

В народе это плавучее сооружение называли "грязнулей", так как с его помощью попутно очищалось дно реки от всякого мелкого мусора, осадочных отложений и тины.

Земснаряд "Портовый - 3" относился к речному порту Вятские Поляны. Землесос земснаряда был построен на Аркульском судоремонтном заводе (Проект 2586, единственный в своём роде). Брандвахта построена на Костромском ССРЗ (бывш. Судоверфь имени "Комсомольской правды") (Россия, г. Кострома, проект 70).

В зимнее время земснаряд находился на стоянке недалеко от железнодорожного моста, в заливчике, который местное население называло "Морем Лаптевых".[6]

В 2012-2013 годах земснаряд "Портовый - 3" был продан в Ульяновск.

Примечания

  1. Перейти Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - C.7.
  2. Перейти Зеленин Д.К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.
  3. Перейти к: 3,0 3,1 Цитируется по материалам группы соцсети ВК "Вятка:наследие".
  4. Перейти Несамоходное однопалубное судно на железобетонном корпусе прямоугольной формы, с вертикальными бортами и транцами.
    Назначение судна: размещение экипажа земснаряда (проект 70 — 31 чел.) или работников изыскательской партии (пр. 70Б — 16 чел.).
  5. Перейти Пульпопровод - гидравлическая транспортирующая установка на понтонах, предназначенная для транспортировки песка и грунта в струе жидкости.
  6. Перейти Так назвали по фамилии машиниста, долгое время работавшего машинистом на земснаряде.

Источники

  • Сайт "Водный транспорт" - https://fleetphoto.ru/
  • Материалы обсуждения в группе ВК "Я люблю Вятские Поляны".