Пароход «Дед» — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 10 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Пароход Ф Энгельс.jpg|thumb|350px|Пароход "Ф. Энгельс" (бывший "Дед").]] | [[Файл:Пароход Ф Энгельс.jpg|thumb|350px|Пароход "Ф. Энгельс" (бывший "Дед").]] | ||
'''«Дед» («Ф. Энгельс»)''' - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге. | '''«Дед» («Ф. Энгельс»)''' - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге. | ||
+ | |||
+ | == Эксплуатационные характеристики судна == | ||
+ | Грузо-пассажирский '''«Дед»''' был заложен в августе 1899 г. вместе с другим подобным пароходом «Отец». Оба этих судна, первоначально принадлежавших ТВВП, объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик: | ||
+ | * Корпус | ||
+ | **основной материал, из которого сделан корпус - железо. | ||
+ | **длина наибольшая – 53,33 м; | ||
+ | **ширина с кожухами – 9,95 м; | ||
+ | **осадка без груза – 0,57 м, при полной нагрузке - 0,88 м | ||
+ | * Машина | ||
+ | **тип - паровой двигатель Компаунд с холодильником; | ||
+ | **мощность – 200 лошадиных сил (50 номинальных сил); | ||
+ | **род потребляемого судном топлива - нефть, (после национализации 1919 года - нефть и дрова); | ||
+ | **количество топлива, потребляемого машиной - 10 пудов в час. | ||
+ | * Пассажировместимость (чел.) | ||
+ | **1-ый класс - 14, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 300 (1902 г.), | ||
+ | **1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 275 (1908 г.), | ||
+ | **1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 251 (1914 г.), | ||
+ | **число пассажиров: палубных - 251, каютных - 43 (1921 г.). | ||
+ | **число служащих на судне (чел.) - 22 (1902, 1908, 1914). | ||
+ | **число судовой команды: палубной - 27, машинной - 13 (1921) | ||
+ | * Грузоподъёмность | ||
+ | **наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1902), 81.89 (1908), 131.04 (1914), 65.52 (1919, 1921) | ||
+ | **наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1965.6 (1902) | ||
== Биография судна == | == Биография судна == | ||
− | + | Владелец с 1900 года - торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова». | |
− | + | * Пароход "Дед" в рассказе А.П. Бибика [[Рассказ "На пристани"|"На пристани"]]. | |
− | * | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | С 1902 года - в акционерном Товариществе Вятско-Волжского пароходства (ТВВП). | |
− | + | В 12.00 26.09.1903 года пришёл с приспущенным в знак траура флагом на мачте, доставив в Вятку гроб с телом купца Я.Ф. Тырышкина из Казани. | |
− | В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - «Ф. Энгельс». | + | В 1918 году национализирован и передан Главоду. |
+ | |||
+ | Назначение судна: буксирно-товаро-пассажирское (1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1919), пассажирское (1921) | ||
+ | |||
+ | В мае 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку, зачислен в состав [[5 дивизион Волжской военной флотилии|5 дивизиона Волжской военной флотилии]]. В мае 1919 года на реке Вятке при попытке перехода на сторону белых обстрелян артиллерией красных и потоплен. | ||
+ | |||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | В 2 часа 6 мая нашей батареей был потоплен наш пароход «Дед» – выкинувший белый флаг и перешедший на сторону белых. | ||
+ | {{конец цитаты|источник=Из журнала боевых действий [[28 стрелковая дивизия 2 армии Восточного фронта|28 стрелковой дивизии]].}} | ||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | Дело было так. Пассажирский пароход «Дед» под командованием капитана Конюхова следовал вверх до [[Село Вятские Поляны|Вятских Полян]], где он должен был присоединиться к десантным судам.<ref>До предательства пароход успел переправить на правый берег реки Вятки 249-й полк 28-й азинской дивизии. См. [[Воспоминания Чернецова Ивана Андреевича]].</ref> Серым утром, когда пароход проходил мимо села [[Крымская Слудка|Крымской Слудки]], занятого белогвардейцами, по пароходу было дано несколько винтовочных выстрелов. Капитан Конюхов немедленно дал команду поднять на мачту белый флаг и быстро приблизился к берегу. Всё это произошло так неожиданно и быстро, что члены судовой команды ничего не успели сделать. Так пароход «Дед» оказался во власти белых. | ||
+ | |||
+ | Белогвардейцам пароход нужен был для переправы. Но их надежды не оправдались: послышался артиллерийский залп с правого берега, и меткий снаряд попал в корпус парохода. Он медленно затонул. | ||
+ | {{конец цитаты|источник=В. Цыбин. Боевые дни на реке Вятке. // «Кировская искра» (Уржумская районная газета), 1968 г., № 23-24 (24.02) - http://urzhumlib.ru/vospominaniya-uchastnikov-revolyucii-v-urzhumskom-uezde/}} | ||
+ | В июле 1919 года поднят и сдан Вятскому Рупводу. Восстановлен. | ||
+ | |||
+ | В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - '''«Ф. Энгельс»'''. | ||
+ | |||
+ | В годы Великой Отечественной войны на военных и хозяйственных перевозках по рекам Вятка, Кама и притокам. Утром 28.04.1944 года ледоходом вынесен из Аркульского затона. По возвращению после ремонта введен в строй к середине мая 1944 года. В начале мая 1945 года у дер. Горки близ Малмыжа из-за повреждения руля столкнулся с пароходом «Некрасов» – без особых повреждений для обоих. | ||
+ | |||
+ | 23.03.1946 года подчинен с пароходством МРФ СССР. | ||
+ | |||
+ | 15.06.1949 года столкнулся у Разбойного Брода с берегом (ранены 2 пассажирки). | ||
После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом. | После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом. | ||
− | == | + | == Примечания == |
+ | {{Примечания}} | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | * Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - С.60-62. | ||
+ | * http://www.oldriver.ru/ships/s-384.html | ||
* http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3 | * http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3 | ||
[[Категория:Пароходство]][[Категория:Гражданская война]] | [[Категория:Пароходство]][[Категория:Гражданская война]] |
Текущая версия на 21:49, 7 октября 2024
«Дед» («Ф. Энгельс») - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге.
Содержание
[убрать]Эксплуатационные характеристики судна
Грузо-пассажирский «Дед» был заложен в августе 1899 г. вместе с другим подобным пароходом «Отец». Оба этих судна, первоначально принадлежавших ТВВП, объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик:
- Корпус
- основной материал, из которого сделан корпус - железо.
- длина наибольшая – 53,33 м;
- ширина с кожухами – 9,95 м;
- осадка без груза – 0,57 м, при полной нагрузке - 0,88 м
- Машина
- тип - паровой двигатель Компаунд с холодильником;
- мощность – 200 лошадиных сил (50 номинальных сил);
- род потребляемого судном топлива - нефть, (после национализации 1919 года - нефть и дрова);
- количество топлива, потребляемого машиной - 10 пудов в час.
- Пассажировместимость (чел.)
- 1-ый класс - 14, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 300 (1902 г.),
- 1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 275 (1908 г.),
- 1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 251 (1914 г.),
- число пассажиров: палубных - 251, каютных - 43 (1921 г.).
- число служащих на судне (чел.) - 22 (1902, 1908, 1914).
- число судовой команды: палубной - 27, машинной - 13 (1921)
- Грузоподъёмность
- наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1902), 81.89 (1908), 131.04 (1914), 65.52 (1919, 1921)
- наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1965.6 (1902)
Биография судна
Владелец с 1900 года - торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова».
- Пароход "Дед" в рассказе А.П. Бибика "На пристани".
С 1902 года - в акционерном Товариществе Вятско-Волжского пароходства (ТВВП).
В 12.00 26.09.1903 года пришёл с приспущенным в знак траура флагом на мачте, доставив в Вятку гроб с телом купца Я.Ф. Тырышкина из Казани.
В 1918 году национализирован и передан Главоду.
Назначение судна: буксирно-товаро-пассажирское (1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1919), пассажирское (1921)
В мае 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку, зачислен в состав 5 дивизиона Волжской военной флотилии. В мае 1919 года на реке Вятке при попытке перехода на сторону белых обстрелян артиллерией красных и потоплен.
В 2 часа 6 мая нашей батареей был потоплен наш пароход «Дед» – выкинувший белый флаг и перешедший на сторону белых.
— Из журнала боевых действий 28 стрелковой дивизии.
Дело было так. Пассажирский пароход «Дед» под командованием капитана Конюхова следовал вверх до Вятских Полян, где он должен был присоединиться к десантным судам.[1] Серым утром, когда пароход проходил мимо села Крымской Слудки, занятого белогвардейцами, по пароходу было дано несколько винтовочных выстрелов. Капитан Конюхов немедленно дал команду поднять на мачту белый флаг и быстро приблизился к берегу. Всё это произошло так неожиданно и быстро, что члены судовой команды ничего не успели сделать. Так пароход «Дед» оказался во власти белых.
Белогвардейцам пароход нужен был для переправы. Но их надежды не оправдались: послышался артиллерийский залп с правого берега, и меткий снаряд попал в корпус парохода. Он медленно затонул.
— В. Цыбин. Боевые дни на реке Вятке. // «Кировская искра» (Уржумская районная газета), 1968 г., № 23-24 (24.02) - http://urzhumlib.ru/vospominaniya-uchastnikov-revolyucii-v-urzhumskom-uezde/
В июле 1919 года поднят и сдан Вятскому Рупводу. Восстановлен.
В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - «Ф. Энгельс».
В годы Великой Отечественной войны на военных и хозяйственных перевозках по рекам Вятка, Кама и притокам. Утром 28.04.1944 года ледоходом вынесен из Аркульского затона. По возвращению после ремонта введен в строй к середине мая 1944 года. В начале мая 1945 года у дер. Горки близ Малмыжа из-за повреждения руля столкнулся с пароходом «Некрасов» – без особых повреждений для обоих.
23.03.1946 года подчинен с пароходством МРФ СССР.
15.06.1949 года столкнулся у Разбойного Брода с берегом (ранены 2 пассажирки).
После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом.
Примечания
- Перейти ↑ До предательства пароход успел переправить на правый берег реки Вятки 249-й полк 28-й азинской дивизии. См. Воспоминания Чернецова Ивана Андреевича.
Источники
- Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - С.60-62.
- http://www.oldriver.ru/ships/s-384.html
- http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3