Пароход «Дед» — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 10 промежуточные версии 1 участника)
Строка 2: Строка 2:
 
[[Файл:Пароход Ф Энгельс.jpg|thumb|350px|Пароход "Ф. Энгельс" (бывший "Дед").]]
 
[[Файл:Пароход Ф Энгельс.jpg|thumb|350px|Пароход "Ф. Энгельс" (бывший "Дед").]]
 
'''«Дед» («Ф. Энгельс»)''' - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге.  
 
'''«Дед» («Ф. Энгельс»)''' - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге.  
 +
 +
== Эксплуатационные характеристики судна ==
 +
Грузо-пассажирский '''«Дед»''' был заложен в августе 1899 г. вместе с другим подобным пароходом «Отец». Оба этих судна, первоначально принадлежавших ТВВП, объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик:
 +
* Корпус
 +
**основной материал, из которого сделан корпус - железо.
 +
**длина наибольшая – 53,33 м;
 +
**ширина с кожухами – 9,95 м;
 +
**осадка без груза – 0,57 м, при полной нагрузке - 0,88 м
 +
* Машина
 +
**тип - паровой двигатель Компаунд с холодильником;
 +
**мощность – 200 лошадиных сил (50 номинальных сил);
 +
**род потребляемого судном топлива - нефть, (после национализации 1919 года - нефть и дрова);
 +
**количество топлива, потребляемого машиной - 10 пудов в час.
 +
* Пассажировместимость (чел.)
 +
**1-ый класс - 14, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 300 (1902 г.),
 +
**1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 275 (1908 г.),
 +
**1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 251 (1914 г.),
 +
**число пассажиров: палубных - 251, каютных - 43 (1921 г.).
 +
**число служащих на судне (чел.) - 22 (1902, 1908, 1914).
 +
**число судовой команды: палубной - 27, машинной - 13 (1921)
 +
* Грузоподъёмность
 +
**наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1902), 81.89 (1908), 131.04 (1914), 65.52 (1919, 1921)
 +
**наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1965.6 (1902)
  
 
== Биография судна ==
 
== Биография судна ==
Грузо-пассажирский «Дед» был заложен в августе 1899 г. вместе с другим подобным пароходом «Отец». Оба этих судна объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик: длина – 53,2 м; ширина – 6,99 м; осадка – 0,76 м; мощность – 200 лошадиных сил.
+
Владелец с 1900 года - торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова».
  
Владельцы:
+
* Пароход "Дед" в рассказе А.П. Бибика [[Рассказ "На пристани"|"На пристани"]].
* С 1900 года - торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова».
+
* С 1902 года - акционерное Товарищество Вятско-Волжского пароходства.
+
* В 1918 году национализирован и передан Главоду.  
+
  
В мае 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку, зачислен в состав [[5 дивизион Волжско-Камской военной флотилии|5 дивизиона Волжско-Камской военной флотилии]]. В мае 1919 года на реке Вятке при попытке перехода на сторону белых обстрелян артиллерией красных и потоплен.
+
С 1902 года - в акционерном Товариществе Вятско-Волжского пароходства (ТВВП).  
  
Летом 1919 года восстановлен.  
+
В 12.00 26.09.1903 года пришёл с приспущенным в знак траура флагом на мачте, доставив в Вятку гроб с телом купца Я.Ф. Тырышкина из Казани.
  
В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - «Ф. Энгельс».
+
В 1918 году национализирован и передан Главоду.
 +
 
 +
Назначение судна: буксирно-товаро-пассажирское (1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1919), пассажирское (1921)
 +
 
 +
В мае 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку, зачислен в состав [[5 дивизион Волжской военной флотилии|5 дивизиона Волжской военной флотилии]]. В мае 1919 года на реке Вятке при попытке перехода на сторону белых обстрелян артиллерией красных и потоплен.
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
В 2 часа 6 мая нашей батареей был потоплен наш пароход «Дед» – выкинувший белый флаг и перешедший на сторону белых.
 +
{{конец цитаты|источник=Из журнала боевых действий [[28 стрелковая дивизия 2 армии Восточного фронта|28 стрелковой дивизии]].}}
 +
{{начало цитаты}}
 +
Дело было так. Пассажирский пароход «Дед» под командованием капитана Конюхова следовал вверх до [[Село Вятские Поляны|Вятских Полян]], где он должен был присоединиться к десантным судам.<ref>До предательства пароход успел переправить на правый берег реки Вятки 249-й полк 28-й азинской дивизии. См. [[Воспоминания Чернецова Ивана Андреевича]].</ref> Серым утром, когда пароход проходил мимо села [[Крымская Слудка|Крымской Слудки]], занятого белогвардейцами, по пароходу было дано несколько винтовочных выстрелов. Капитан Конюхов немедленно дал команду поднять на мачту белый флаг и быстро приблизился к берегу. Всё это произошло так неожиданно и быстро, что члены судовой команды ничего не успели сделать. Так пароход «Дед» оказался во власти белых.
 +
 
 +
Белогвардейцам пароход нужен был для переправы. Но их надежды не оправдались: послышался артиллерийский залп с правого берега, и меткий снаряд попал в корпус парохода. Он медленно затонул.
 +
{{конец цитаты|источник=В. Цыбин. Боевые дни на реке Вятке. // «Кировская искра» (Уржумская районная газета), 1968 г., № 23-24 (24.02) - http://urzhumlib.ru/vospominaniya-uchastnikov-revolyucii-v-urzhumskom-uezde/}}
 +
В июле 1919 года поднят и сдан Вятскому Рупводу. Восстановлен.
 +
 
 +
В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - '''«Ф. Энгельс»'''.
 +
 
 +
В годы Великой Отечественной войны на военных и хозяйственных перевозках по рекам Вятка, Кама и притокам. Утром 28.04.1944 года ледоходом вынесен из Аркульского затона. По возвращению после ремонта введен в строй к середине мая 1944 года. В начале мая 1945 года у дер. Горки близ Малмыжа из-за повреждения руля столкнулся с пароходом «Некрасов» – без особых повреждений для обоих.
 +
 
 +
23.03.1946 года подчинен с пароходством МРФ СССР.
 +
 
 +
15.06.1949 года столкнулся у Разбойного Брода с берегом (ранены 2 пассажирки).
  
 
После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом.
 
После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом.
  
== Ссылки ==
+
== Примечания ==
 +
{{Примечания}}
 +
 
 +
== Источники ==
 +
* Вятские пароходы (1861–1917 гг.) / Р.В. Лапшин, Н.В. Митюков, Л.П. Порцева, А.В. Коробейников. – Ижевск: Иднакар, 2012. - С.60-62.
 +
* http://www.oldriver.ru/ships/s-384.html
 
* http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3
 
* http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?ELEMENT=gerzenka3_4_7&NUMBER=number3
  
 
[[Категория:Пароходство]][[Категория:Гражданская война]]
 
[[Категория:Пароходство]][[Категория:Гражданская война]]

Текущая версия на 21:49, 7 октября 2024

Пароход "Дед".
Пароход "Ф. Энгельс" (бывший "Дед").

«Дед» («Ф. Энгельс») - колёсный буксирно-пассажирский пароход, ходивший по рекам Вятке, Каме, Волге.

Эксплуатационные характеристики судна

Грузо-пассажирский «Дед» был заложен в августе 1899 г. вместе с другим подобным пароходом «Отец». Оба этих судна, первоначально принадлежавших ТВВП, объединяет не только место и время постройки (завод Любимова в Перми, 1900), но и общность эксплуатационных характеристик:

  • Корпус
    • основной материал, из которого сделан корпус - железо.
    • длина наибольшая – 53,33 м;
    • ширина с кожухами – 9,95 м;
    • осадка без груза – 0,57 м, при полной нагрузке - 0,88 м
  • Машина
    • тип - паровой двигатель Компаунд с холодильником;
    • мощность – 200 лошадиных сил (50 номинальных сил);
    • род потребляемого судном топлива - нефть, (после национализации 1919 года - нефть и дрова);
    • количество топлива, потребляемого машиной - 10 пудов в час.
  • Пассажировместимость (чел.)
    • 1-ый класс - 14, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 300 (1902 г.),
    • 1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 275 (1908 г.),
    • 1-ый класс - 26, 2-ой класс - 21, 3-ий класс - 251 (1914 г.),
    • число пассажиров: палубных - 251, каютных - 43 (1921 г.).
    • число служащих на судне (чел.) - 22 (1902, 1908, 1914).
    • число судовой команды: палубной - 27, машинной - 13 (1921)
  • Грузоподъёмность
    • наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1902), 81.89 (1908), 131.04 (1914), 65.52 (1919, 1921)
    • наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1965.6 (1902)

Биография судна

Владелец с 1900 года - торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова».

С 1902 года - в акционерном Товариществе Вятско-Волжского пароходства (ТВВП).

В 12.00 26.09.1903 года пришёл с приспущенным в знак траура флагом на мачте, доставив в Вятку гроб с телом купца Я.Ф. Тырышкина из Казани.

В 1918 году национализирован и передан Главоду.

Назначение судна: буксирно-товаро-пассажирское (1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1919), пассажирское (1921)

В мае 1919 мобилизован, поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку, зачислен в состав 5 дивизиона Волжской военной флотилии. В мае 1919 года на реке Вятке при попытке перехода на сторону белых обстрелян артиллерией красных и потоплен.

В 2 часа 6 мая нашей батареей был потоплен наш пароход «Дед» – выкинувший белый флаг и перешедший на сторону белых.

— Из журнала боевых действий 28 стрелковой дивизии.

Дело было так. Пассажирский пароход «Дед» под командованием капитана Конюхова следовал вверх до Вятских Полян, где он должен был присоединиться к десантным судам.[1] Серым утром, когда пароход проходил мимо села Крымской Слудки, занятого белогвардейцами, по пароходу было дано несколько винтовочных выстрелов. Капитан Конюхов немедленно дал команду поднять на мачту белый флаг и быстро приблизился к берегу. Всё это произошло так неожиданно и быстро, что члены судовой команды ничего не успели сделать. Так пароход «Дед» оказался во власти белых.

Белогвардейцам пароход нужен был для переправы. Но их надежды не оправдались: послышался артиллерийский залп с правого берега, и меткий снаряд попал в корпус парохода. Он медленно затонул.

— В. Цыбин. Боевые дни на реке Вятке. // «Кировская искра» (Уржумская районная газета), 1968 г., № 23-24 (24.02) - http://urzhumlib.ru/vospominaniya-uchastnikov-revolyucii-v-urzhumskom-uezde/

В июле 1919 года поднят и сдан Вятскому Рупводу. Восстановлен.

В 1932 году при капремонте удлинён корпус, произведена переборка паровой машины. Судно сменило имя - «Ф. Энгельс».

В годы Великой Отечественной войны на военных и хозяйственных перевозках по рекам Вятка, Кама и притокам. Утром 28.04.1944 года ледоходом вынесен из Аркульского затона. По возвращению после ремонта введен в строй к середине мая 1944 года. В начале мая 1945 года у дер. Горки близ Малмыжа из-за повреждения руля столкнулся с пароходом «Некрасов» – без особых повреждений для обоих.

23.03.1946 года подчинен с пароходством МРФ СССР.

15.06.1949 года столкнулся у Разбойного Брода с берегом (ранены 2 пассажирки).

После навигации 1963 года списан из-за плохого состояния и в 1964 году разобран на лом.

Примечания

  1. Перейти До предательства пароход успел переправить на правый берег реки Вятки 249-й полк 28-й азинской дивизии. См. Воспоминания Чернецова Ивана Андреевича.

Источники