Каксинвай, село (Малмыжский район Кировской области) — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Топонимическая справка)
(Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай)
Строка 63: Строка 63:
 
В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.  
 
В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.  
  
=== Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай ===
+
== Достопримечательности ==
 
+
* [[Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай|Богородицкая церковь]]
В сельском клубе (бывший дом священника) ещё недавно висела картина, писанная маслом, на которой виднелась красивая деревянная церковь. Рядом располагался текст:
+
{{начало цитаты}}
+
''«В 1894 году жители деревни Каксинвай Малмыжского уезда подали прошение об открытии у них своего прихода, поскольку из-за дальнего расстояния ездить в другие места было непросто. Приход с центром в селе Каксинвай открыли по указу Синода от 4 сентября 1895 года и определению Вятской епархии от 4 сентября 1900 года. Всего в приходе в 1916 году насчитывалось 766 дворов, в которых жили 2501 мужчин и 2564 женщины. Русские из общего числа жителей составляли 2968 человек, удмурты – 1695, марийцы – 402.''
+
 
+
''Деньги на постройку в Каксинвае церкви собрали всем миром. Деревянная Рождество-Богородицкая церковь была построена на каменном фундаменте в 1899 году. В одном комплексе с ней находилась и деревянная колокольня. Крышу церкви покрыли железом, стены обшили тесом, покрасив снаружи и изнутри масляной краской.''
+
 
+
''Внутреннее убранство церкви было небогатое. Не хватало подсвечников. Обычных в такого рода зданиях напрестольного Евангелия и меднозлаченного (или посеребренного) ковчега не было совсем.''
+
 
+
''Зато библиотека насчитывала 127 томов светских книг, не говоря уже о служебных, которые безвозмездно были присланы в Каксинвай Синодом по прошению служителей. Освящение однопрестольной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы состоялось 10 октября 1900 года.''
+
 
+
''В 1916 году в селе насчитывался 41 двор. Земская школа в Каксинвае была открыта еще в 1896 году. /…/''
+
 
+
''В 1938 году церковь в Каксинвае сгорела…» ''
+
{{конец цитаты}}
+
 
+
Из воспоминаний
+
{{начало цитаты}}
+
''«У нас, в Каксинвае, в новый 1938 год загорелась церковь. Пятиглавая. Установили небрежность: неисправность дымоходов. Поп так и умер в заключении. Люди, особенно бабы, стали кидаться, спасать иконы, вытаскивать, а Игумнов, председатель сельсовета, велел участковому не пускать. Сутки горели. Потом бабы ходили, пепел разгребали. Кресты находили, металл скрюченный». ''
+
{{конец цитаты}}
+
 
+
По материалам Центрального государственного архива Удмуртской Республики (ЦГА УР)  можно уточнить следующее:
+
{{начало цитаты}}
+
''Приход с. Каксинвай открыт по указу Св. Синода от 4 сентября 1895 г. № 4307. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Черемисский Малмыж, Константиновское, Старобурецкое; в 1916 г. в состав прихода входили: с. Каксинвай, д. [[Медовый Ключ]], поч. Петропавловский (Русский Шугарак), поч. Преображенский, поч. Дмитриевский (Логовский), поч. Малый Сатнур (Пайгат), поч. Дмитриевский (Новый Бабин), поч. Новый Кукуй (Слободской), д. Нижняя Шабанка (Шохры), д. Новый Малмыж (Пинжан), поч. Уржум-Казанпи (Машпин), поч. [[Ямайкино|Верхне-Детшур-Омга (Ямайкин)]], д. [[Чуштаськем|Средне-Детшур-Омга (Сустаскем)]], д. Большая Шабань, д. Какси-Ныши, поч. Курлов, д. [[Старая Омга]], д. Малая Шабанка, поч. Нижний Шугарак, поч. Верхний Шугарак, поч. Николаевский, поч. Новый Буртек.''<br>
+
''Деревянная церковь построена в 1899 г. с одним престолом на средства прихожан при пособии от Елабужского благотворительного комитета Стахеевых в 1500 руб. – и Чернова – в 500 руб., освящена 10 октября 1900 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 11 марта 1907 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.''
+
{{конец цитаты}}
+
 
+
Сведений о закрытии Рождество-Богородицкой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено.
+
 
+
Каксинвай был центром 1-го благочиния Малмыжского уезда Вятской епархии, в который входили сёла: Аджим, Бектешово, Большой Китяк, Верхняя Слудка, [[Село Вятские Поляны|Вятские Поляны]], Кулыги, Новый Бурец, Ральники, Рожки, Русский Каксинвай, Сосновка, Старый Бурец, Суши, Усад, Цыпья.
+
 
+
По воспоминаниям старожилов, сохранились до сих пор дома, где жили священнослужители. Это здание сельского клуба, дом Августы Ивановны Донских.
+
 
+
В 2004 году местными жителями Каксинвая было начато восстановление церкви. Основная часть денег на строительство нового здания храма была выделена бывшей жительницей этого села Татьяной М. Решетниковой, ныне проживающей в г. Казани. Сделала она это в память о своей матери, которая трудилась в селе фельдшером, тут и упокоилась.
+
 
+
Храм стали воздвигать на фундаменте церкви, сгоревшей в тридцатые годы ХХ века.
+
 
+
Первое, что нужно было сделать — расчистить место под фундамент. Спилили огромные берёзы, начали корчёвку. Под старым фундаментом была обнаружена хорошо обтёсанная и отшлифованная закладная плита размером 50 сантиметров на 70 с указанием следующих дат: начало и окончание постройки старой церкви - 1898—1903. А потом строители вырыли настоящий клад: в том месте, где был алтарь, было найдено большое количество серебряных и медных монет, позеленевших от времени.
+
 
+
16 октября 2004 в селе Каксинвай Малмыжского района был освящен храм в честь Рождества Богородицы. В освящении приняли участие 11 священников из трех епархий: Вятской, Казанской, Удмуртской. На богослужении присутствовало более 600 человек. Глава администрации Малмыжского района вручил благодарственные грамоты. Также от имени митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа была зачитана телеграмма, вручены архиерейские грамоты строителям и благоустроителям храма.
+
<center>[[Изображение:Церковь в Каксинвае.jpg]]</center>
+
+
26 сентября 2005 года митрополит Вятский и Слободской Хрисанф подписал указ о назначении в село Каксинвай священника Георгия Иванова. Он до этого более двадцати пяти лет жил в Синегорье, в 2002 году поступил в Вятское Духовное Училище, которое с успехом закончил. В 2003 правящим архиереем возведён в сан священника и назначен настоятелем Петропавловской церкви села Синегорье.
+
  
 
=== Источник вдохновения ===
 
=== Источник вдохновения ===

Версия 19:21, 1 апреля 2015

Село Каксинвай - центр Каксинвайского сельского поселения Малмыжского района Кировской области (образовано 1 января 2006 года согласно Закону Кировской области от 07.12.2004 № 284-ЗО), в состав которого входят 12 населённых пунктов (население, 2010):

  • село Каксинвай — 196 чел.;
  • деревня Аг-Юл — 2 чел.;
  • деревня Большая Шабанка — 126 чел.;
  • деревня Каксинша — 51 чел.;
  • деревня Канамаш — 43 чел.;
  • деревня Курлово — 25 чел.;
  • деревня Малая Шабанка — 116 чел.;
  • деревня Новое Кошкино — 31 чел.;
  • деревня Новый Буртек — 53 чел.;
  • деревня Новый Кокуй — 66 чел.;
  • деревня Новый Малмыж — 53 чел.;
  • Носокский Лесоучасток — 18 чел.

Топонимическая справка

Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».

КАКСЯ (удм. диал. какся – 'цапля', какся выжы – 'род цапли'). По мнению М.Г. Атаманова, древнейшие селения этой родовой группы расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье род Какся переселился именно с этих районов.

Какся — широко расселившаяся родовая группа удмуртов, ее следы выявлены в Алнашском (3), Граховском (1), Можгинском (12), Кизнерском (2), Вавожском (5), Завьяловском (1), Сюмсинском (4), Балезинском (4), Красногорском (4), Глазовском (1), Юкаменском (1) районах Удмуртии, в Малмыжском (1), Зуевском (1) районах Кировской области, в Калтасинском (1), Татышлинском (6) районах Башкирии, в Бавлинском районе Татарии (1), в Куединском районе Пермской области (4). Древнейшие селения рода Какся расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье Какся переселилась именно с этих районов. Наиболее старинными селениями считаются Муки-Какси Сюмсинского, Старые Какси Можгинского районов Удмуртии и Каксинвай Малмыжского района Кировской области.

Каксинвай — одно из старейших поселений на левобережье нынешнего Малмыжского района Кировской области. Возник он в 1867 году, и официально назывался Русский Каксинвай, потому что существовал ещё и Вотский Каксинвай (ныне называется Каксинша), населённый удмуртами и расположенный в непосредственной близости от русского. Основателями села является семейство Кашиных, выходцев из деревни Нижняя Тойма Вятскополянского района Кировской области. По соседству расположена также марийская деревня Канамаш. Удмуртская и марийская деревни, русское село, расположенные рядышком, как три сестры.

В дореволюционное время Каксинвай был волостным селом Малмыжского уезда, находившимся на старом почтовом тракте МалмыжБезменшур – Кибья - Старый Мултан (ныне Короленко). В селе была каменная церковь, работала земская школа.

В недавнем прошлом здесь был центр хмелеводческого совхоза "Каксинвайский". Во время распутицы связь с другим миром осуществлялась только по воздуху: сюда ежедневно летал самолёт АН-2 из города Вятские Поляны. Сейчас до райцентра проложена улучшенная автомобильная дорога. В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.

Родина вятского хмеля

Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.

Работа на хмельниках начиналась 15-20 апреля, когда сходил снег. Бригада (в основном женщин) из расчёта 4 человека на 1 га хмельника выполняла все весенние, летние и осенние работы.

Закладка нового хмельника начиналась с установки шпалер. На 1 га устанавливалось свыше 200 шестиметровых столбов через 4 метра в шпалере и 120 столбов - пасынков по краям поля. Поверху натягивалась прочная стальная проволока. Под проволокой весной высаживали черенки, вырезанные из корней трёх-восьмилетних растений, напоминающих корни хрена. На гектаре размещалось до четырёх тысяч ямок размером 30х30 сантиметров. Шестом на проволоку заводили крючки со шпагатом, другой конец которого крепили к колышку рядом с черенком.

Вновь заложенный хмельник первый урожай давал через три года. На готовом хмельнике весной надо было срезать ненужные части стеблей, поврежденные корни, летом разокучивать и окучивать, подкармливать конским навозом, прищипывать верхушки побегов, удалять пасынки, уничтожать вредителей, содержать почву в рыхлом и влажном состоянии. С блохой, паутинным клещом, тлёй и проволочником до 60-х годов расправлялись дустом: набивали им женский чулок и лупили по стеблям и почве.

Первые документы Малмыжской химконторы “Росглавпиво” относятся к 1933 году. Но к этому времени каждая окрестная деревушка уже имела свой хмельник в 1-4 га.

До войны и после, до 1953 года, на отдельных участках удавалось получить и 7 и 12 и 15 ц с 1 га. Все определялось усердием работающих людей, количеством удобрений, своевременностью выполненных работ.

Уборка хмеля должна начинаться в конце августа - начале сентября, и все годы была авральной частью работ на хмельниках. Выполняли эту работу ребятишки-школьники. В войну плети развозили по дворам, где жили немощные старики, дети. После войны развозили уже по всем дворам, как дополнение к работе на полях и фермах. За вечер и часть ночи семья нащипывала 6-12 кг шишек, сушила их на печи и несла на сдачу. Полученные деньги были подспорьем к символической колхозной зарплате.

В 1936 году Малмыжская хмелеконтора попыталась расширить площади до 49 га и заложить хмельники по 5 га в Уржумском, Шурминском, Кильмезском районах Кировской области.

Задержки с уборкой стали возникать из-за того, что взамен маленьких деревенских хмельников появились громадные - до 40 га. Но дело хмелеводства на Вятской земле поползло назад. Хмельники в 1-4 га были рассчитаны на особенности здешних деревень и их жителей. Набрать 40 тонн конского навоза на каждый гектар стало невозможным. Лошади, как и деревни, исчезали. Коровяком хмель удобрять нельзя, а минеральные удобрения требуют ювелирной точности выполнения технологии.

Людей на хмель стало не хватать. Ребятишки не справлялись, уборка затягивалась до заморозков. Хмель пошёл 2-3 сортом, а то и вовсе не годным. В 1959 году приехали ревизоры КРУ по Кировской области. Отметив невыполнение плана сдачи хмеля, недостаточность работы по расширению хмельников, низкую урожайность (тогда ещё 4 ц с га) распорядились: расширить, увеличить... Сколько надо для этого денег, хватит ли людских сил, не подумали. В конце концов, такой подход и выморил хмелеводство с Вятки раньше всяких антиалкогольных кампаний.

Колосс на глиняных ногах, хмелеводческий совхоз “Каксинвайский” - попытка поставить хмелеводство на Вятской земле на промышленный лад, по образцу заграницы, даже площадь хмельников в нём подогнали под американский стандарт (там 70 га на хозяйство, у нас – 66 га). Завезли импортные тракторы для обработки хмельников, механизированные сушилки и не очень совершенные хмелеуборочные комбайны, поливочные агрегаты, опрыскиватели. Технику налаживали приезжавшие каждый год чехи.

Средний урожай упал сначала до 4 (в 1964 году), а затем и до 1,13 центнеров с га. Но ещё случались рекорды. Последний - хмельник в Медовом Ключе в 1977 году благодаря опыту и старанию агронома дал 15 ц с 1 га.

В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.

Достопримечательности

Источник вдохновения

Владимир Семибратов.
Огоньки Каксинвая

Кружит белая вьюга,
Всё вокруг заметая,
Только светят во мраке
Огоньки Каксинвая.

Утомлюсь я в дороге
И глаза лишь закрою:
Каксинвай мне засветит
Путеводной звездою.

Здесь бродил я когда-то,
О дорогах мечтая,
А теперь вспоминаю
Огоньки Каксинвая.

Занесённый снегами,
Каксинвай мой далёкий
Снова снится и снится
Мне в стране синеокой.

Мест родимых, ребята,
Забывать вы не смейте,
Пронести своё детство
Вы по жизни сумейте.

И в пути непроглядном,
Вечный мрак разрывая,
Поведут вас на подвиг
Огоньки Каксинвая.



Источники:

  1. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
  2. http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html
  3. Слесарев В.А. Отчёт об эколого-этнографической экспедиции с учащимися Омгинской средней школы по территории Вятскополянского, Малмыжского районов Кировской области, Кизнерского района Республики Удмуртия. Август 2000. [Рукопись] // Архив краеведа В.А. Слесарева.
  4. Свинина Ангелина. Каксинвай мой далёкий… Ученическая иссл. работа. / А. Свинина, ученица 8 кл. МОУ лицея г. Вятские Поляны Кировской области, И.А. Саблина, рук. работы, учитель высшей категории. – Вятские Поляны, 2009.
  5. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.103—109.
  6. Клировые ведомости за 1916 г. о церкви, причте и прихожанах, церковно-приходском попечительстве, приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов, церковном старосте за 1916 г. – ЦГА УР, ф.245, оп.3, д.659.
  7. http://rusvera.mrezha.ru/478/1.htm
  8. http://www.zaveru.orthodoxy.ru/arhiv/neus5.htm


Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.