Каксинвай, село (Малмыжский район Кировской области) — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай)
Строка 19: Строка 19:
 
----
 
----
  
=== Топонимическая справка ===
+
== Топонимическая справка ==
  
 
Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».  
 
Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».  
Строка 34: Строка 34:
 
В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.
 
В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.
  
=== Родина вятского хмеля ===
+
== Родина вятского хмеля ==
  
 
Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.
 
Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.
Строка 66: Строка 66:
 
* [[Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай|Богородицкая церковь]]
 
* [[Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай|Богородицкая церковь]]
  
=== Источник вдохновения ===
+
== Источник вдохновения ==
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
Владимир Семибратов. <br>
 
Владимир Семибратов. <br>
Строка 102: Строка 102:
 
{{конец цитаты}}
 
{{конец цитаты}}
  
----
+
== Источники ==
Источники:
+
 
# Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
 
# Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
 
# http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html
 
# http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html

Версия 19:25, 1 апреля 2015

Село Каксинвай - центр Каксинвайского сельского поселения Малмыжского района Кировской области (образовано 1 января 2006 года согласно Закону Кировской области от 07.12.2004 № 284-ЗО), в состав которого входят 12 населённых пунктов (население, 2010):

  • село Каксинвай — 196 чел.;
  • деревня Аг-Юл — 2 чел.;
  • деревня Большая Шабанка — 126 чел.;
  • деревня Каксинша — 51 чел.;
  • деревня Канамаш — 43 чел.;
  • деревня Курлово — 25 чел.;
  • деревня Малая Шабанка — 116 чел.;
  • деревня Новое Кошкино — 31 чел.;
  • деревня Новый Буртек — 53 чел.;
  • деревня Новый Кокуй — 66 чел.;
  • деревня Новый Малмыж — 53 чел.;
  • Носокский Лесоучасток — 18 чел.

Топонимическая справка

Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».

КАКСЯ (удм. диал. какся – 'цапля', какся выжы – 'род цапли'). По мнению М.Г. Атаманова, древнейшие селения этой родовой группы расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье род Какся переселился именно с этих районов.

Какся — широко расселившаяся родовая группа удмуртов, ее следы выявлены в Алнашском (3), Граховском (1), Можгинском (12), Кизнерском (2), Вавожском (5), Завьяловском (1), Сюмсинском (4), Балезинском (4), Красногорском (4), Глазовском (1), Юкаменском (1) районах Удмуртии, в Малмыжском (1), Зуевском (1) районах Кировской области, в Калтасинском (1), Татышлинском (6) районах Башкирии, в Бавлинском районе Татарии (1), в Куединском районе Пермской области (4). Древнейшие селения рода Какся расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье Какся переселилась именно с этих районов. Наиболее старинными селениями считаются Муки-Какси Сюмсинского, Старые Какси Можгинского районов Удмуртии и Каксинвай Малмыжского района Кировской области.

Каксинвай — одно из старейших поселений на левобережье нынешнего Малмыжского района Кировской области. Возник он в 1867 году, и официально назывался Русский Каксинвай, потому что существовал ещё и Вотский Каксинвай (ныне называется Каксинша), населённый удмуртами и расположенный в непосредственной близости от русского. Основателями села является семейство Кашиных, выходцев из деревни Нижняя Тойма Вятскополянского района Кировской области. По соседству расположена также марийская деревня Канамаш. Удмуртская и марийская деревни, русское село, расположенные рядышком, как три сестры.

В дореволюционное время Каксинвай был волостным селом Малмыжского уезда, находившимся на старом почтовом тракте МалмыжБезменшур – Кибья - Старый Мултан (ныне Короленко). В селе была каменная церковь, работала земская школа.

В недавнем прошлом здесь был центр хмелеводческого совхоза "Каксинвайский". Во время распутицы связь с другим миром осуществлялась только по воздуху: сюда ежедневно летал самолёт АН-2 из города Вятские Поляны. Сейчас до райцентра проложена улучшенная автомобильная дорога. В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.

Родина вятского хмеля

Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.

Работа на хмельниках начиналась 15-20 апреля, когда сходил снег. Бригада (в основном женщин) из расчёта 4 человека на 1 га хмельника выполняла все весенние, летние и осенние работы.

Закладка нового хмельника начиналась с установки шпалер. На 1 га устанавливалось свыше 200 шестиметровых столбов через 4 метра в шпалере и 120 столбов - пасынков по краям поля. Поверху натягивалась прочная стальная проволока. Под проволокой весной высаживали черенки, вырезанные из корней трёх-восьмилетних растений, напоминающих корни хрена. На гектаре размещалось до четырёх тысяч ямок размером 30х30 сантиметров. Шестом на проволоку заводили крючки со шпагатом, другой конец которого крепили к колышку рядом с черенком.

Вновь заложенный хмельник первый урожай давал через три года. На готовом хмельнике весной надо было срезать ненужные части стеблей, поврежденные корни, летом разокучивать и окучивать, подкармливать конским навозом, прищипывать верхушки побегов, удалять пасынки, уничтожать вредителей, содержать почву в рыхлом и влажном состоянии. С блохой, паутинным клещом, тлёй и проволочником до 60-х годов расправлялись дустом: набивали им женский чулок и лупили по стеблям и почве.

Первые документы Малмыжской химконторы “Росглавпиво” относятся к 1933 году. Но к этому времени каждая окрестная деревушка уже имела свой хмельник в 1-4 га.

До войны и после, до 1953 года, на отдельных участках удавалось получить и 7 и 12 и 15 ц с 1 га. Все определялось усердием работающих людей, количеством удобрений, своевременностью выполненных работ.

Уборка хмеля должна начинаться в конце августа - начале сентября, и все годы была авральной частью работ на хмельниках. Выполняли эту работу ребятишки-школьники. В войну плети развозили по дворам, где жили немощные старики, дети. После войны развозили уже по всем дворам, как дополнение к работе на полях и фермах. За вечер и часть ночи семья нащипывала 6-12 кг шишек, сушила их на печи и несла на сдачу. Полученные деньги были подспорьем к символической колхозной зарплате.

В 1936 году Малмыжская хмелеконтора попыталась расширить площади до 49 га и заложить хмельники по 5 га в Уржумском, Шурминском, Кильмезском районах Кировской области.

Задержки с уборкой стали возникать из-за того, что взамен маленьких деревенских хмельников появились громадные - до 40 га. Но дело хмелеводства на Вятской земле поползло назад. Хмельники в 1-4 га были рассчитаны на особенности здешних деревень и их жителей. Набрать 40 тонн конского навоза на каждый гектар стало невозможным. Лошади, как и деревни, исчезали. Коровяком хмель удобрять нельзя, а минеральные удобрения требуют ювелирной точности выполнения технологии.

Людей на хмель стало не хватать. Ребятишки не справлялись, уборка затягивалась до заморозков. Хмель пошёл 2-3 сортом, а то и вовсе не годным. В 1959 году приехали ревизоры КРУ по Кировской области. Отметив невыполнение плана сдачи хмеля, недостаточность работы по расширению хмельников, низкую урожайность (тогда ещё 4 ц с га) распорядились: расширить, увеличить... Сколько надо для этого денег, хватит ли людских сил, не подумали. В конце концов, такой подход и выморил хмелеводство с Вятки раньше всяких антиалкогольных кампаний.

Колосс на глиняных ногах, хмелеводческий совхоз “Каксинвайский” - попытка поставить хмелеводство на Вятской земле на промышленный лад, по образцу заграницы, даже площадь хмельников в нём подогнали под американский стандарт (там 70 га на хозяйство, у нас – 66 га). Завезли импортные тракторы для обработки хмельников, механизированные сушилки и не очень совершенные хмелеуборочные комбайны, поливочные агрегаты, опрыскиватели. Технику налаживали приезжавшие каждый год чехи.

Средний урожай упал сначала до 4 (в 1964 году), а затем и до 1,13 центнеров с га. Но ещё случались рекорды. Последний - хмельник в Медовом Ключе в 1977 году благодаря опыту и старанию агронома дал 15 ц с 1 га.

В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.

Достопримечательности

Источник вдохновения

Владимир Семибратов.
Огоньки Каксинвая

Кружит белая вьюга,
Всё вокруг заметая,
Только светят во мраке
Огоньки Каксинвая.

Утомлюсь я в дороге
И глаза лишь закрою:
Каксинвай мне засветит
Путеводной звездою.

Здесь бродил я когда-то,
О дорогах мечтая,
А теперь вспоминаю
Огоньки Каксинвая.

Занесённый снегами,
Каксинвай мой далёкий
Снова снится и снится
Мне в стране синеокой.

Мест родимых, ребята,
Забывать вы не смейте,
Пронести своё детство
Вы по жизни сумейте.

И в пути непроглядном,
Вечный мрак разрывая,
Поведут вас на подвиг
Огоньки Каксинвая.


Источники

  1. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
  2. http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html
  3. Слесарев В.А. Отчёт об эколого-этнографической экспедиции с учащимися Омгинской средней школы по территории Вятскополянского, Малмыжского районов Кировской области, Кизнерского района Республики Удмуртия. Август 2000. [Рукопись] // Архив краеведа В.А. Слесарева.
  4. Свинина Ангелина. Каксинвай мой далёкий… Ученическая иссл. работа. / А. Свинина, ученица 8 кл. МОУ лицея г. Вятские Поляны Кировской области, И.А. Саблина, рук. работы, учитель высшей категории. – Вятские Поляны, 2009.
  5. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.103—109.
  6. Клировые ведомости за 1916 г. о церкви, причте и прихожанах, церковно-приходском попечительстве, приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов, церковном старосте за 1916 г. – ЦГА УР, ф.245, оп.3, д.659.
  7. http://rusvera.mrezha.ru/478/1.htm
  8. http://www.zaveru.orthodoxy.ru/arhiv/neus5.htm


Комментарии

Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.