Каксинвай, село (Малмыжский район Кировской области) — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (→Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
---- | ---- | ||
− | + | == Топонимическая справка == | |
Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся». | Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся». | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении. | В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении. | ||
− | + | == Родина вятского хмеля == | |
Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села. | Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села. | ||
Строка 66: | Строка 66: | ||
* [[Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай|Богородицкая церковь]] | * [[Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай|Богородицкая церковь]] | ||
− | + | == Источник вдохновения == | |
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
Владимир Семибратов. <br> | Владимир Семибратов. <br> | ||
Строка 102: | Строка 102: | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
− | + | == Источники == | |
− | Источники | + | |
# Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. | # Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. | ||
# http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html | # http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html |
Версия 19:25, 1 апреля 2015
Село Каксинвай - центр Каксинвайского сельского поселения Малмыжского района Кировской области (образовано 1 января 2006 года согласно Закону Кировской области от 07.12.2004 № 284-ЗО), в состав которого входят 12 населённых пунктов (население, 2010):
|
|
Содержание
[убрать]Топонимическая справка
Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».
КАКСЯ (удм. диал. какся – 'цапля', какся выжы – 'род цапли'). По мнению М.Г. Атаманова, древнейшие селения этой родовой группы расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье род Какся переселился именно с этих районов.
Какся — широко расселившаяся родовая группа удмуртов, ее следы выявлены в Алнашском (3), Граховском (1), Можгинском (12), Кизнерском (2), Вавожском (5), Завьяловском (1), Сюмсинском (4), Балезинском (4), Красногорском (4), Глазовском (1), Юкаменском (1) районах Удмуртии, в Малмыжском (1), Зуевском (1) районах Кировской области, в Калтасинском (1), Татышлинском (6) районах Башкирии, в Бавлинском районе Татарии (1), в Куединском районе Пермской области (4). Древнейшие селения рода Какся расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье Какся переселилась именно с этих районов. Наиболее старинными селениями считаются Муки-Какси Сюмсинского, Старые Какси Можгинского районов Удмуртии и Каксинвай Малмыжского района Кировской области.
Каксинвай — одно из старейших поселений на левобережье нынешнего Малмыжского района Кировской области. Возник он в 1867 году, и официально назывался Русский Каксинвай, потому что существовал ещё и Вотский Каксинвай (ныне называется Каксинша), населённый удмуртами и расположенный в непосредственной близости от русского. Основателями села является семейство Кашиных, выходцев из деревни Нижняя Тойма Вятскополянского района Кировской области. По соседству расположена также марийская деревня Канамаш. Удмуртская и марийская деревни, русское село, расположенные рядышком, как три сестры.
В дореволюционное время Каксинвай был волостным селом Малмыжского уезда, находившимся на старом почтовом тракте Малмыж – Безменшур – Кибья - Старый Мултан (ныне Короленко). В селе была каменная церковь, работала земская школа.
В недавнем прошлом здесь был центр хмелеводческого совхоза "Каксинвайский". Во время распутицы связь с другим миром осуществлялась только по воздуху: сюда ежедневно летал самолёт АН-2 из города Вятские Поляны. Сейчас до райцентра проложена улучшенная автомобильная дорога. В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.
Родина вятского хмеля
Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.
Работа на хмельниках начиналась 15-20 апреля, когда сходил снег. Бригада (в основном женщин) из расчёта 4 человека на 1 га хмельника выполняла все весенние, летние и осенние работы.
Закладка нового хмельника начиналась с установки шпалер. На 1 га устанавливалось свыше 200 шестиметровых столбов через 4 метра в шпалере и 120 столбов - пасынков по краям поля. Поверху натягивалась прочная стальная проволока. Под проволокой весной высаживали черенки, вырезанные из корней трёх-восьмилетних растений, напоминающих корни хрена. На гектаре размещалось до четырёх тысяч ямок размером 30х30 сантиметров. Шестом на проволоку заводили крючки со шпагатом, другой конец которого крепили к колышку рядом с черенком.
Вновь заложенный хмельник первый урожай давал через три года. На готовом хмельнике весной надо было срезать ненужные части стеблей, поврежденные корни, летом разокучивать и окучивать, подкармливать конским навозом, прищипывать верхушки побегов, удалять пасынки, уничтожать вредителей, содержать почву в рыхлом и влажном состоянии. С блохой, паутинным клещом, тлёй и проволочником до 60-х годов расправлялись дустом: набивали им женский чулок и лупили по стеблям и почве.
Первые документы Малмыжской химконторы “Росглавпиво” относятся к 1933 году. Но к этому времени каждая окрестная деревушка уже имела свой хмельник в 1-4 га.
До войны и после, до 1953 года, на отдельных участках удавалось получить и 7 и 12 и 15 ц с 1 га. Все определялось усердием работающих людей, количеством удобрений, своевременностью выполненных работ.
Уборка хмеля должна начинаться в конце августа - начале сентября, и все годы была авральной частью работ на хмельниках. Выполняли эту работу ребятишки-школьники. В войну плети развозили по дворам, где жили немощные старики, дети. После войны развозили уже по всем дворам, как дополнение к работе на полях и фермах. За вечер и часть ночи семья нащипывала 6-12 кг шишек, сушила их на печи и несла на сдачу. Полученные деньги были подспорьем к символической колхозной зарплате.
В 1936 году Малмыжская хмелеконтора попыталась расширить площади до 49 га и заложить хмельники по 5 га в Уржумском, Шурминском, Кильмезском районах Кировской области.
Задержки с уборкой стали возникать из-за того, что взамен маленьких деревенских хмельников появились громадные - до 40 га. Но дело хмелеводства на Вятской земле поползло назад. Хмельники в 1-4 га были рассчитаны на особенности здешних деревень и их жителей. Набрать 40 тонн конского навоза на каждый гектар стало невозможным. Лошади, как и деревни, исчезали. Коровяком хмель удобрять нельзя, а минеральные удобрения требуют ювелирной точности выполнения технологии.
Людей на хмель стало не хватать. Ребятишки не справлялись, уборка затягивалась до заморозков. Хмель пошёл 2-3 сортом, а то и вовсе не годным. В 1959 году приехали ревизоры КРУ по Кировской области. Отметив невыполнение плана сдачи хмеля, недостаточность работы по расширению хмельников, низкую урожайность (тогда ещё 4 ц с га) распорядились: расширить, увеличить... Сколько надо для этого денег, хватит ли людских сил, не подумали. В конце концов, такой подход и выморил хмелеводство с Вятки раньше всяких антиалкогольных кампаний.
Колосс на глиняных ногах, хмелеводческий совхоз “Каксинвайский” - попытка поставить хмелеводство на Вятской земле на промышленный лад, по образцу заграницы, даже площадь хмельников в нём подогнали под американский стандарт (там 70 га на хозяйство, у нас – 66 га). Завезли импортные тракторы для обработки хмельников, механизированные сушилки и не очень совершенные хмелеуборочные комбайны, поливочные агрегаты, опрыскиватели. Технику налаживали приезжавшие каждый год чехи.
Средний урожай упал сначала до 4 (в 1964 году), а затем и до 1,13 центнеров с га. Но ещё случались рекорды. Последний - хмельник в Медовом Ключе в 1977 году благодаря опыту и старанию агронома дал 15 ц с 1 га.
В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.
Достопримечательности
Источник вдохновения
Владимир Семибратов.
Огоньки КаксинваяКружит белая вьюга,
Всё вокруг заметая,
Только светят во мраке
Огоньки Каксинвая.Утомлюсь я в дороге
И глаза лишь закрою:
Каксинвай мне засветит
Путеводной звездою.Здесь бродил я когда-то,
О дорогах мечтая,
А теперь вспоминаю
Огоньки Каксинвая.Занесённый снегами,
Каксинвай мой далёкий
Снова снится и снится
Мне в стране синеокой.Мест родимых, ребята,
Забывать вы не смейте,
Пронести своё детство
Вы по жизни сумейте.И в пути непроглядном,
Вечный мрак разрывая,
Поведут вас на подвиг
Огоньки Каксинвая.
Источники
- Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
- http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html
- Слесарев В.А. Отчёт об эколого-этнографической экспедиции с учащимися Омгинской средней школы по территории Вятскополянского, Малмыжского районов Кировской области, Кизнерского района Республики Удмуртия. Август 2000. [Рукопись] // Архив краеведа В.А. Слесарева.
- Свинина Ангелина. Каксинвай мой далёкий… Ученическая иссл. работа. / А. Свинина, ученица 8 кл. МОУ лицея г. Вятские Поляны Кировской области, И.А. Саблина, рук. работы, учитель высшей категории. – Вятские Поляны, 2009.
- Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.103—109.
- Клировые ведомости за 1916 г. о церкви, причте и прихожанах, церковно-приходском попечительстве, приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов, церковном старосте за 1916 г. – ЦГА УР, ф.245, оп.3, д.659.
- http://rusvera.mrezha.ru/478/1.htm
- http://www.zaveru.orthodoxy.ru/arhiv/neus5.htm
Комментарии
Данный текст можно прокомментировать здесь, сверху.
Если вы не зарегистрированы на сайте или не представились, то прокомментировать будет невозможно. Представьтесь или зарегистрируйтесь здесь.