Небогатиковы (купеческая династия) — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
Несмотря на войну, земская управа в 1914 - 1915 годах рассматривала план строительства железной дороги, которая должна была пройти по югу Уржумского, Яранского и Нолинского уездов. Промышленное купечество Нолинска - Небогатиковы, Парамоновы, Половниковы, Злобины, Маландины очень ратовали за это дело и давали немалые деньги, ожидая от железной дороги облегчения транспортировки грузов. Ездили в Петербург, где было получено согласие на строительство железнодорожной ветки от Казани через Нолинск на Вятку. Уже были внесены средства на составление сметы. Но осуществлению этих планов помешала революция. | Несмотря на войну, земская управа в 1914 - 1915 годах рассматривала план строительства железной дороги, которая должна была пройти по югу Уржумского, Яранского и Нолинского уездов. Промышленное купечество Нолинска - Небогатиковы, Парамоновы, Половниковы, Злобины, Маландины очень ратовали за это дело и давали немалые деньги, ожидая от железной дороги облегчения транспортировки грузов. Ездили в Петербург, где было получено согласие на строительство железнодорожной ветки от Казани через Нолинск на Вятку. Уже были внесены средства на составление сметы. Но осуществлению этих планов помешала революция. | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://www.nolinsk.com/publ/iz_proshlogo/istorii_o_kupechestve/1-1-0-18 Из истории Нолинского купечества]. | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]][[Категория:Предприниматели]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]][[Категория:Предприниматели]] |
Версия 14:49, 24 ноября 2015
И к началу XX века в Нолинске насчитывалось до 300 купцов, среди них видное место занимают отец и сыновья Небогатиковы.
Нолинский купец Я.Е. Небогатиков, продолжая традиции петровских времен, торговал даже с Китаем. Торговый дом "Небогатиков и сыновья" приобретает в Харбине даже магазин, где продает табак и махорку. На упаковке - вятский мужичок в красной косоворотке с самокруткой во рту. Фабрика Небогатикова имела свой фирменный знак - свидетельство высокого качества изделий.
Между прочим, после революции Харбин послужил убежищем сыну Небогатикова - Сергею Яковлевичу, русскому офицеру. Он увез с собой нолинское наследство, своевременно переведенное в золото и драгоценности.
В 1946 он, как многие русские эмигранты хотел вернуться на родину. Через советское посольство отправил запрос о возможности возвращения племяннику - сыну своей сестры Анны (в замужестве Скрябиной). А племянником этим был не кто иной, как известный советский деятель и министр иностранных дел Вячеслав Молотов (Скрябин). Вячеслав Михайлович от родственничка-эмигранта отказался, ответил, что никогда не знал дяди - Сергея Яковлевича Небогатикова, чем и отрезал ему путь в Россию...
- См. также: Тайна сокровищ купцов Небогатиковых.
Город Нолинск во многом строился за счет средств купечества и богатого мещанства. В 1869 году после пожара нолинские купцы, обгоняя друг друга, возводят двухэтажные здания, используя красный кирпич с местных заводов И.И. Коробкова. У купца-миллионера Я.Е. Небогатикова к началу XX века насчитывалось 14 таких добротно обустроенных домов - он отдал их в наследство детям, ведущим свое торговое дело.
Купец Яков Небогатиков рядом со своим родовым гнездом имел полукаменный флигель, очень вместительный и уютный, окружённый березняком и огородами. Этот флигель он подарил приюту. Учились приютские дети в одной школе с городскими, одеты же были в специально сшитую форму серого цвета и стрижены наголо. Приют существовал некоторое время и при советской власти, а позднее здание было отдано под детсад.
Нолинское купечество отечески заботилось и о благоустройстве города. Именно купцы были инициаторами уличного освещения в Нолинске. В 1870 году в городе появляются 220 керосиновых фонарей, керосин же аккуратно поставляли купцы Небогатиков, Рязанов и Поскребышев. Булыжные мостовые и деревянные тротуары, устройство водопровода и городского сада - все происходило при их финансовом участии.
Городская управа в 1889 году утвердила план закладки общественного сада, отделяющего табачную фабрику Небогатикова от города, "чтобы вредные запахи, исходящие из нее, не проникали в легкие жителей". Торговый дом Небогатикова оказал в этом деле большую материальную поддержку: под городской сад было отведено 2,3 гектара земли. В наши дни от этого сада остались пустырь да несколько вековых лип.
Несмотря на войну, земская управа в 1914 - 1915 годах рассматривала план строительства железной дороги, которая должна была пройти по югу Уржумского, Яранского и Нолинского уездов. Промышленное купечество Нолинска - Небогатиковы, Парамоновы, Половниковы, Злобины, Маландины очень ратовали за это дело и давали немалые деньги, ожидая от железной дороги облегчения транспортировки грузов. Ездили в Петербург, где было получено согласие на строительство железнодорожной ветки от Казани через Нолинск на Вятку. Уже были внесены средства на составление сметы. Но осуществлению этих планов помешала революция.