Арская дорога (даруга) — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{copyright}} © Владимир Слесарев ---- == Арская даруга (сторона, четверть) == В ис…») |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
© [[Участник:Admin|Владимир Слесарев]] | © [[Участник:Admin|Владимир Слесарев]] | ||
---- | ---- | ||
− | == Арская даруга (сторона, четверть) == | + | == Арская даруга (сторона, четверть, область) == |
В исторических справках, касающихся южной Вятки, которые составлены в ХХ веке, присутствует точка зрения, что Арская дорога (тат. Арча даругасы) — административно-территориальная единица в составе Казанского уезда Казанской губернии (в XVI—XVIII веках), центром которой был город Арск. Считается, что Казанское ханство состояло из пяти ''даруг'': Арская, Алатская, Галицкая, Зюрейская (или Чувашская) и Ногайская. | В исторических справках, касающихся южной Вятки, которые составлены в ХХ веке, присутствует точка зрения, что Арская дорога (тат. Арча даругасы) — административно-территориальная единица в составе Казанского уезда Казанской губернии (в XVI—XVIII веках), центром которой был город Арск. Считается, что Казанское ханство состояло из пяти ''даруг'': Арская, Алатская, Галицкая, Зюрейская (или Чувашская) и Ногайская. | ||
Версия 15:19, 3 марта 2016
![]() |
|
Арская даруга (сторона, четверть, область)
В исторических справках, касающихся южной Вятки, которые составлены в ХХ веке, присутствует точка зрения, что Арская дорога (тат. Арча даругасы) — административно-территориальная единица в составе Казанского уезда Казанской губернии (в XVI—XVIII веках), центром которой был город Арск. Считается, что Казанское ханство состояло из пяти даруг: Арская, Алатская, Галицкая, Зюрейская (или Чувашская) и Ногайская.
Территориальная структура Казанского уезда при таком подходе рисуется в виде радиальной карты дорог:
«Геометрическая карта…большим дорогам, лежащим по Казанскому уезду» конца XVIII века
В разное время эти дороги из Казани назывались (от западной и по часовой стрелке):
Дороги из Казани во времена Казанского ханства | Дороги из Казани в XVIII веке |
---|---|
Московская (старая) дорога (не пересекая Казанку, шла от Кремля по сегодняшней ул. Большой на Бишбалту, к устью Казанки и к переправе на с. Верхний Услон) | Большая почтовая дорога из города Свияжска, она ж и Московская (ныне – примерно по ул. 1-го Мая и с юга от Порохового завода, Аракчинское шоссе и пр.) |
- | Дорога на богомолье, т.е. – в Раифскую пустынь (примерно от ул. 1-го Мая на Горьковское шоссе, потом эта дорога переходила в Заволжский Кокшайский тракт) |
Гале(и)(ит)цкая дорога | Большая почтовая дорога из города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола) (ул. Герцена, Краснококшайская, Фрунзе и пр., Галицкий тракт); |
Алац(тц)(тс)кая дорога | Проезжая дорога в город Уржум (ул. Декабристов, Дементьева, Алатский тракт); |
Арская дорога | Большая почтовая дорога в город Малмыш (Сибирский тракт), а далее в губернские города Пермь и Тобольск с ответвлением перед Арском в город Мамадыши (ул. Н. Ершова, ул. Сибирский тракт, ул. Мира и пр.); |
Чювашская дорога | Проезжая дорога, называемая Зюрейская в город Мамадыши (ул. Н.Ершова, П.Лумумбы, Мамадышский тракт); |
Нагайская дорога (их тоже было несколько, идущих на юг: по верхней и нижней террасе и даже за Волгой. Основная нижняя трасса превратилась в дорогу в Лаишев; верхняя – в более поздний Вознесенский тракт, остатком которого является ул. А.Кутуя) | Большая почтовая дорога в город Лаишев, а далее до г. Оренбурга с ответвлением перед Усадами в город Бугульму (ул. Петербургская, Подаметьевская, Фермское шоссе, пр.); |
- | Проезжая дорога из г. Тетюш (через деревни Кокушкина, ныне – Кукушкино, Б.Атары и на переправу против с. Ключищи). |
Названия этих дорог во времена Казанского ханства фиксируются рядом писцовых книг, начиная ещё с 1565-1568 годов. Что интересно: в писцовых книгах дороги играют роль не только путей сообщения. Вся территория Казанского уезда поделена по принадлежности к какой-то из этих дорог с целью систематизации учетной статистики (подсчет и межевание земель) всех наличных поселений, угодий и пустошей. Просто так было удобнее: те, кто занимался переписями, межеванием, надзором, обычно выезжали в "командировки" по какой-то дороге, и вносили в свои записи сведения о поселениях и угодьях, которые лежали на пути. Например, в «Письмах и мерах Ивана Болтина» (1602-1603 г.г.) Арская дорога упоминается не иначе, как местный ориентир для привязки.
Термин даруга, как единица административно-территориального деления, введен в оборот Д.А. Корсаковым, редактором 4-6 выпусков XVIII тома Известий Общества археологии, истории и этнографии (1908), содержащих подборку документальных материалов по истории Казанского края XVIII в. Во вводной статье он, затрагивая научное значение публикуемых материалов, указывал, в частности, что «Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам» (1771-1773), сообщает в числе прочих «интересные исторические данные» о разделении «Казанской провинции на пять дорог (правильнее даруг=округов)», сохранившегося «ещё от времени Казанского татарского царства». При этом в сноске приводится следующее пояснение:
«Даруга – слово монгольское = правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово „даруга“, при русском владычестве, стало отождествляться с дорогой, т.е. путем, который вел от Казани в тот или другой округ Казанского улуса».
Этот взгляд получил широкое распространение, и в ХХ веке казанско-татарский термин даруга, обозначавший должность, превратился в обозначение административно-территориальной единицы, а потом трансформировался в его русский эквивалент дорога, случайно совпавший по звучанию с собственно русским словом дорога (=путь).
Однако, более ранние источники этого не подтверждают. В ярлыках ханов Ибрагима (между 1467-1479) и Сахиб-Гирая (1523) провинции Казанского ханства обозначались иначе - терминами «вилайет» и «ил». В русских источниках времён Казанского ханства его составные части называются, как правило, сторонами, причём перечисляются лишь четыре стороны: Горная, Луговая, Побережная (она же Ногайская) и Арская. То, что основная территория ханства в административном отношении делилась только на эти четыре провинции, свидетельствует и употребление в отношении некоторых из них термина четверть – Арская четверть, Ногайская четверть. А слова даруга, «даруга-беки внутренних и внешних городов», «даруга-беки внутренних селений и городов», «волосные и городные и селные дороги», - использовались лишь для обозначения должностных лиц самого различного ранга.
Арская дорога (путь)
Источники
- Чураков В.С. Ещё раз о происхождении русского административно-территориального термина дорога // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность». Глазов, 2005. С. 142–143. - http://www.udmurt.info/library/churakov/doroga.htm
- Команда "Кочующие": Древние дороги и тракты Казани - http://komanda-k.ru/Татарстан/древние-дороги-и-тракты-казани