Арская дорога (даруга) — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
(Арская дорога (путь))
Строка 44: Строка 44:
 
На данной карте Арская область выделена розовым цветом:  
 
На данной карте Арская область выделена розовым цветом:  
  
[[Файл:Арская область.jpg|thumb|center|600px|<center>Фрагмент «Генеральной карты Казанской губернии, сочиненной по новейшим известиям в 1779 году Федором Черновым» (Оригинал карты хранится в отраслевом архиве УИИЯЛ УрО РАН. РФ. 2-Н. Д. № 16. Чураков Владимир)</center>]]
+
[[Файл:Арская дорога.png|thumb|center|600px|<center>Фрагмент «Генеральной карты Казанской губернии, сочиненной по новейшим известиям в 1779 году Федором Черновым»</center>]]
  
 
Арская область (сторона, четверть, даруга) была ликвидирована в 1780 году, относившаяся к ней территория была разделена между Арским и Мамадышским уездами Казанской губернии, Елабужским, Малмыжским и Сарапульским уездами Вятской губернии и Осинским уездом Пермской губернии.
 
Арская область (сторона, четверть, даруга) была ликвидирована в 1780 году, относившаяся к ней территория была разделена между Арским и Мамадышским уездами Казанской губернии, Елабужским, Малмыжским и Сарапульским уездами Вятской губернии и Осинским уездом Пермской губернии.

Версия 22:22, 9 марта 2016

tux
Эта статья авторская и защищена от правок, но можно оставить комментарий на странице обсуждения.

© Владимир Слесарев


Арская даруга (сторона, четверть, область)

В исторических справках, касающихся южной Вятки, которые составлены в ХХ веке, присутствует точка зрения, что Арская дорога (тат. Арча даругасы) — административно-территориальная единица в составе Казанского уезда Казанской губернии (в XVI—XVIII веках), центром которой был город Арск. Считается, что Казанское ханство состояло из пяти даруг: Арская, Алатская, Галицкая, Зюрейская (или Чувашская) и Ногайская.

Территориальная структура Казанского уезда при таком подходе рисуется в виде радиальной карты дорог:

«Геометрическая карта…большим дорогам, лежащим по Казанскому уезду» конца XVIII века

В разное время эти дороги из Казани назывались (от западной и по часовой стрелке):

Дороги из Казани во времена Казанского ханства Дороги из Казани в XVIII веке
Московская (старая) дорога (не пересекая Казанку, шла от Кремля по сегодняшней ул. Большой на Бишбалту, к устью Казанки и к переправе на с. Верхний Услон) Большая почтовая дорога из города Свияжска, она ж и Московская (ныне – примерно по ул. 1-го Мая и с юга от Порохового завода, Аракчинское шоссе и пр.)
- Дорога на богомолье, т.е. – в Раифскую пустынь (примерно от ул. 1-го Мая на Горьковское шоссе, потом эта дорога переходила в Заволжский Кокшайский тракт)
Гале(и)(ит)цкая дорога Большая почтовая дорога из города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола) (ул. Герцена, Краснококшайская, Фрунзе и пр., Галицкий тракт);
Алац(тц)(тс)кая дорога Проезжая дорога в город Уржум (ул. Декабристов, Дементьева, Алатский тракт);
Арская дорога Большая почтовая дорога в город Малмыш (Сибирский тракт), а далее в губернские города Пермь и Тобольск с ответвлением перед Арском в город Мамадыши (ул. Н. Ершова, ул. Сибирский тракт, ул. Мира и пр.);
Чювашская дорога Проезжая дорога, называемая Зюрейская в город Мамадыши (ул. Н.Ершова, П.Лумумбы, Мамадышский тракт);
Нагайская дорога (их тоже было несколько, идущих на юг: по верхней и нижней террасе и даже за Волгой. Основная нижняя трасса превратилась в дорогу в Лаишев; верхняя – в более поздний Вознесенский тракт, остатком которого является ул. А.Кутуя) Большая почтовая дорога в город Лаишев, а далее до г. Оренбурга с ответвлением перед Усадами в город Бугульму (ул. Петербургская, Подаметьевская, Фермское шоссе, пр.);
- Проезжая дорога из г. Тетюш (через деревни Кокушкина, ныне – Кукушкино, Б.Атары и на переправу против с. Ключищи).

Названия этих дорог во времена Казанского ханства фиксируются рядом писцовых книг, начиная ещё с 1565-1568 годов. Что интересно: в писцовых книгах дороги играют роль не только путей сообщения. Вся территория Казанского уезда поделена по принадлежности к какой-то из этих дорог с целью систематизации учетной статистики (подсчет и межевание земель) всех наличных поселений, угодий и пустошей. При первых описаниях завоеванных земель, писцы ориентировали селения относительно наиболее крупных путей сообщения выходящих из Казани (отсюда и некоторая сбивчивость в отнесении отдельных селений к той или иной дороге, а также их характерная форма в виде вытянутых треугольников, острые углы которых направлены в сторону Казани). В результате такой практики наиболее важные транспортные магистрали начинают одновременно иметь административный смысл.

Термин даруга, как единица административно-территориального деления, введен в оборот Д.А. Корсаковым, редактором 4-6 выпусков XVIII тома Известий Общества археологии, истории и этнографии (1908), содержащих подборку документальных материалов по истории Казанского края XVIII в. В водной статье он, затрагивая научное значение публикуемых материалов, указывал, в частности, что «Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам» (1771-1773), сообщает в числе прочих «интересные исторические данные» о разделении «Казанской провинции на пять дорог (правильнее даруг=округов)», сохранившегося «ещё от времени Казанского татарского царства». При этом в сноске приводится следующее пояснение:

«Даруга – слово монгольское = правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово „даруга“, при русском владычестве, стало отождествляться с дорогой, т.е. путем, который вел от Казани в тот или другой округ Казанского улуса».

Этот взгляд получил широкое распространение, и в ХХ веке казанско-татарский термин даруга, обозначавший должность, превратился в обозначение административно-территориальной единицы, а потом трансформировался в его русский эквивалент дорога, случайно совпавший по звучанию с собственно русским словом дорога (=путь).

Однако, более ранние источники этого не подтверждают. В ярлыках ханов Ибрагима (между 1467-1479) и Сахиб-Гирая (1523) провинции Казанского ханства обозначались иначе - терминами «вилайет» и «ил». В русских источниках времён Казанского ханства его составные части называются, как правило, сторонами, причём перечисляются лишь четыре стороны: Горная, Луговая, Побережная (она же Ногайская) и Арская. То, что основная территория ханства в административном отношении делилась только на эти четыре провинции, свидетельствует и употребление в отношении некоторых из них термина четверть – Арская четверть, Ногайская четверть. А слова: даруга, «даруга-беки внутренних и внешних городов», «даруга-беки внутренних селений и городов», «волосные и городные и селные дороги» - использовались лишь для обозначения должностных лиц самого различного ранга.

На данной карте Арская область выделена розовым цветом:

Фрагмент «Генеральной карты Казанской губернии, сочиненной по новейшим известиям в 1779 году Федором Черновым»

Арская область (сторона, четверть, даруга) была ликвидирована в 1780 году, относившаяся к ней территория была разделена между Арским и Мамадышским уездами Казанской губернии, Елабужским, Малмыжским и Сарапульским уездами Вятской губернии и Осинским уездом Пермской губернии.

Арская дорога (путь)

Арская дорога (тат. Арча юлы), как транспортно-географический объект, является одним из участков Большого Сибирского тракта, несколько веков соединявшего Европу и Азию, - самого протяжённого в мире культурного ландшафта, отражающего полутысячелетнюю историю Российского государства.

Первоначальное значение этого пути было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири. Его использование усиливалось по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.

В «Письмах и мерах Ивана Болтина», вошедших в писцовую книгу 1602-1603 г.г., Арская дорога упоминается не иначе, как местный ориентир для привязки, как транспортная коммуникация. При этом такое название применено не к основной дороге Казань-Арск-Малмыж, а к дороге, ведущей от Арска в сторону Лубян.

Обустройство Сибирского тракта началось в 1730 году после установления политических и торговых отношений между Россией и Китаем, и закончено оно было только в середине XIX века.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Арск, Малмыж (Гоньба), Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем).

Источники

  • Чураков В.С. Ещё раз о происхождении русского административно-территориального термина дорога // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность». Глазов, 2005. С. 142–143. - http://www.udmurt.info/library/churakov/doroga.htm
  • Команда "Кочующие": Древние дороги и тракты Казани - http://komanda-k.ru/Татарстан/древние-дороги-и-тракты-казани