Церковь иконы Казанской БМ в селе Савали — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Церковь была построена в 1703 году, когда помещиком в селе [[Савали]] был Семичев Никита Данилович.
+
Первая деревянная церковь в селе Савали была построена в 1646 году и освящена в честь Казанской Божией Матери,
  
При помещиках де Бособрах была построено каменное здание церкви.  
+
В 1703 году, когда помещиком в селе [[Савали]] был Семичев Никита Данилович, и в 1764 году, когда имение принадлежало помещику Петру Алексеевичу Татищеву, были построены новые деревянные церкви.  
  
Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки, кладбище.  
+
В 1827 году при помещиках де Бособрах была возведена каменная церковь с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.
 +
 
 +
При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского.
 +
 
 +
Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.
 +
 
 +
По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять верст. Так как родители М. А.Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в нее укладывалось по 5-6 бревен одновременно, затем они закрывалась. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был теплым.
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Строка 32: Строка 38:
 
Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны  в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.  
 
Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны  в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.  
  
В 1936 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что поп не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.  
+
В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что поп не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.
 +
 
 +
Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.
 +
 
 +
Место, где была церковь и церковный погост, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.
 +
 
 +
В ???? году на месте уничтоженной Богородицкой церкви села Савали был поставлен поклонный крест.  
  
А савальское кладбище, точнее место, где оно было, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.
+
В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм.  
  
 
[[Категория: Храмы]][[Категория: Малмыжский район]]
 
[[Категория: Храмы]][[Категория: Малмыжский район]]

Версия 23:20, 21 октября 2016

Первая деревянная церковь в селе Савали была построена в 1646 году и освящена в честь Казанской Божией Матери,

В 1703 году, когда помещиком в селе Савали был Семичев Никита Данилович, и в 1764 году, когда имение принадлежало помещику Петру Алексеевичу Татищеву, были построены новые деревянные церкви.

В 1827 году при помещиках де Бособрах была возведена каменная церковь с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.

При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского.

Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.

По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять верст. Так как родители М. А.Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в нее укладывалось по 5-6 бревен одновременно, затем они закрывалась. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был теплым.

3) Село Савали – Богородицкая церковь, каменная, построена въ 1827 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 280 вер., отъ уѣзднаго города и отъ благоч. въ 5 вер.; причта по штату положено: 1 свящ., 1 діак. 1 псал.; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 1740 с., пах. 30 д., сѣн. 3 д.; братскій денежный доходъ: св. 751 р. 53 к., діак. 501 р. 2 к., пс. 250 р. 51 к.; руги собир. на весь причтъ до 40 п. ржи и овса: прихожанъ: правосл. рус. 1558 м. п., 1616 ж. п., крещ. черем. 158 м. п., 160 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 4 селеній, разст. 4 – 17 вер.

Село расположено на горѣ при рѣкѣ Шошмѣ. Въ селѣ двѣ школы – сельско-хозяйственная министерская и земская начальная. Въ приходѣ три школы, изъ нихъ двѣ церк.-прих., въ деревняхъ Азелинѣ въ 3 вер. и въ Ходѣ въ 16 вер., а третья земская въ дер. Кугуборѣ въ 8 вер. Прихожане занимаются исключительно земледѣліемъ. Участ. мед. пунк. въ Малмыжѣ; волост. правл. Савальское въ 9 вер.; парох. прист. Горки на рѣкѣ Вяткѣ при устьѣ р. Шошмы въ 9 вер. Въ 5 верстахъ отъ села въ дер. Ирюкъ двѣ татарскія мечети. Село стоитъ на трактовой дорогѣ.

Въ церкви хранится древній 1704 г. Св. Крестъ съ мощами святыхъ.

— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 4-й благочиннический округ[1]


После революции 1917 года церковь была разграблена: уносили всё, начиная от иконостасов и заканчивая золотыми подсвечниками. Многое увёз с собой священник, когда бежал от новой власти.

Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.

В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что поп не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.

Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.

Место, где была церковь и церковный погост, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.

В ???? году на месте уничтоженной Богородицкой церкви села Савали был поставлен поклонный крест.

В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>