Церковь иконы Казанской БМ в селе Савали — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Первая деревянная церковь в селе Савали была построена в 1646 году и освящена в честь Казанской Божией Матери,
+
'''Церковь иконы Казанской Божьей Матери в селе [[Савали]] Малмыжского района.'''
  
В 1703 году, когда помещиком в селе [[Савали]] был Семичев Никита Данилович, и в 1764 году, когда имение принадлежало помещику Петру Алексеевичу Татищеву, были построены новые деревянные церкви.  
+
== Историческая справка ==
 +
Первая деревянная церковь в селе Савали была построена в 1646 году и освящена в честь Казанской Божией Матери.
 +
 
 +
В 1703 году, когда помещиком в селе Савали был Семичев Никита Данилович, и в 1764 году, когда имение принадлежало помещику Петру Алексеевичу Татищеву, были построены новые деревянные церкви.  
  
 
В 1827 году при помещиках де Бособрах была возведена каменная церковь с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.
 
В 1827 году при помещиках де Бособрах была возведена каменная церковь с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.
Строка 9: Строка 12:
 
Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.  
 
Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.  
  
По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять верст. Так как родители М. А.Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в нее укладывалось по 5-6 бревен одновременно, затем они закрывалась. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был теплым.
+
По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять верст. Так как родители М.А. Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в нее укладывалось по 5-6 бревен одновременно, затем они закрывалась. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был теплым.
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Строка 38: Строка 41:
 
Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны  в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.  
 
Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны  в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.  
  
В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что поп не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.  
+
В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что священник не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.  
  
 
Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.
 
Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.
Строка 47: Строка 50:
  
 
В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм.  
 
В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм.  
 +
 +
== Примечания ==
 +
{{Примечания}}
  
 
[[Категория: Храмы]][[Категория: Малмыжский район]]
 
[[Категория: Храмы]][[Категория: Малмыжский район]]

Версия 23:31, 21 октября 2016

Церковь иконы Казанской Божьей Матери в селе Савали Малмыжского района.

Историческая справка

Первая деревянная церковь в селе Савали была построена в 1646 году и освящена в честь Казанской Божией Матери.

В 1703 году, когда помещиком в селе Савали был Семичев Никита Данилович, и в 1764 году, когда имение принадлежало помещику Петру Алексеевичу Татищеву, были построены новые деревянные церкви.

В 1827 году при помещиках де Бособрах была возведена каменная церковь с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.

При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского.

Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.

По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять верст. Так как родители М.А. Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в нее укладывалось по 5-6 бревен одновременно, затем они закрывалась. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был теплым.

3) Село Савали – Богородицкая церковь, каменная, построена въ 1827 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 280 вер., отъ уѣзднаго города и отъ благоч. въ 5 вер.; причта по штату положено: 1 свящ., 1 діак. 1 псал.; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 1740 с., пах. 30 д., сѣн. 3 д.; братскій денежный доходъ: св. 751 р. 53 к., діак. 501 р. 2 к., пс. 250 р. 51 к.; руги собир. на весь причтъ до 40 п. ржи и овса: прихожанъ: правосл. рус. 1558 м. п., 1616 ж. п., крещ. черем. 158 м. п., 160 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 4 селеній, разст. 4 – 17 вер.

Село расположено на горѣ при рѣкѣ Шошмѣ. Въ селѣ двѣ школы – сельско-хозяйственная министерская и земская начальная. Въ приходѣ три школы, изъ нихъ двѣ церк.-прих., въ деревняхъ Азелинѣ въ 3 вер. и въ Ходѣ въ 16 вер., а третья земская въ дер. Кугуборѣ въ 8 вер. Прихожане занимаются исключительно земледѣліемъ. Участ. мед. пунк. въ Малмыжѣ; волост. правл. Савальское въ 9 вер.; парох. прист. Горки на рѣкѣ Вяткѣ при устьѣ р. Шошмы въ 9 вер. Въ 5 верстахъ отъ села въ дер. Ирюкъ двѣ татарскія мечети. Село стоитъ на трактовой дорогѣ.

Въ церкви хранится древній 1704 г. Св. Крестъ съ мощами святыхъ.

— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 4-й благочиннический округ[1]


После революции 1917 года церковь была разграблена: уносили всё, начиная от иконостасов и заканчивая золотыми подсвечниками. Многое увёз с собой священник, когда бежал от новой власти.

Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.

В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что священник не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.

Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.

Место, где была церковь и церковный погост, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.

В ???? году на месте уничтоженной Богородицкой церкви села Савали был поставлен поклонный крест.

В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм.

Примечания

  1. Перейти Сведения из второго раздела книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (Вятка, 1912)». Автор: архивариус Духовной Консистории В.И. Шабалин.