Церковь иконы Казанской БМ в селе Савали — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Божiею милостию великий Господинъ Преосвященнѣйшиi Тихонъ, митрополитъ Казанский и Свияжскiй. | Божiею милостию великий Господинъ Преосвященнѣйшиi Тихонъ, митрополитъ Казанский и Свияжскiй. | ||
− | В нынѣшнемъ 1703 году Iюля 14 дня билъ челом нам, Преосвященнѣйшему Митрополиту, Никита Семичевъ: вотчина де ево в Казанском уѣзде селцо Савалиi да деревня Тавлѣцы в приходѣ города Малмыжа к церквиi Пресвятыя Богородицы Казанския, а ростояниемъ от Малмыжа в трёхъ верстах и за умножениемъ де прихода и за далностию крестьянъ ево во всяких домовыхъ нуждах трѣбах от священниковъ чинитца закоснѣние, а по обещанiю своему желаетъ онъ Никита в вотчинномъ своёмъ селе Савалях построить вновь церковь Божию деревянную во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с предѣлы во имя святых пророка Илиi да Николая чудотворца, а священнику с причетники даётъ на пропитание в годъ по три рублиi денѣгъ, да по дватцети осминъ ржи и овса тожъ число Казанских кромѣ доходу, [...]<ref>Грамота Митрополита Казанскаго Тихона на построенiе въ сельцѣ Саваляхъ (село Савали, Малм. у.) вновь деревянной церкви во имя Казанской Божiей Матери съ придѣлами въ честь св. пророка Илiи и Николая Чудотворца 1703 г. 14 Iюля. // Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914.</ref> | + | В нынѣшнемъ 1703 году Iюля 14 дня билъ челом нам, Преосвященнѣйшему Митрополиту, Никита Семичевъ: вотчина де ево в Казанском уѣзде селцо Савалиi да деревня Тавлѣцы в приходѣ города Малмыжа к церквиi Пресвятыя Богородицы Казанския, а ростояниемъ от Малмыжа в трёхъ верстах и за умножениемъ де прихода и за далностию крестьянъ ево во всяких домовыхъ нуждах трѣбах от священниковъ чинитца закоснѣние, а по обещанiю своему желаетъ онъ Никита в вотчинномъ своёмъ селе Савалях построить вновь церковь Божию деревянную во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с предѣлы во имя святых пророка Илиi да Николая чудотворца, а священнику с причетники даётъ на пропитание в годъ по три рублиi денѣгъ, да по дватцети осминъ ржи и овса тожъ число Казанских кромѣ доходу, [...]<ref>Грамота Митрополита Казанскаго Тихона на построенiе въ сельцѣ Саваляхъ (село Савали, Малм. у.) вновь деревянной церкви во имя Казанской Божiей Матери съ придѣлами въ честь св. пророка Илiи и Николая Чудотворца 1703 г. 14 Iюля. // Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914. - C.74.</ref> |
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
− | + | 30 сентября 1819 года по ходатайству помещицы Софьи Ивановны Овцыной была получена храмозданная грамота Преосвященного Амвросия, епископа Вятского и Слободского, на строительство каменного здания церкви вместо деревянной, пришедшей в ветхость.<ref>Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914. - C.455.</ref> | |
− | В 1827 году | + | В 1827 году возведение каменной церкви было завершено, с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста. |
При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского. | При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского. |
Версия 01:10, 22 октября 2016
Церковь иконы Казанской Божьей Матери в селе Савали Малмыжского района.
Историческая справка
Церковь в Савалях построена в 1703 году, по ходатайству помещика Никиты Даниловича Семичева. До этого сельцо Савали и окрестные деревни входили в православный приход Богородицкой церкви города Малмыжа.
Божiею милостию великий Господинъ Преосвященнѣйшиi Тихонъ, митрополитъ Казанский и Свияжскiй.
В нынѣшнемъ 1703 году Iюля 14 дня билъ челом нам, Преосвященнѣйшему Митрополиту, Никита Семичевъ: вотчина де ево в Казанском уѣзде селцо Савалиi да деревня Тавлѣцы в приходѣ города Малмыжа к церквиi Пресвятыя Богородицы Казанския, а ростояниемъ от Малмыжа в трёхъ верстах и за умножениемъ де прихода и за далностию крестьянъ ево во всяких домовыхъ нуждах трѣбах от священниковъ чинитца закоснѣние, а по обещанiю своему желаетъ онъ Никита в вотчинномъ своёмъ селе Савалях построить вновь церковь Божию деревянную во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с предѣлы во имя святых пророка Илиi да Николая чудотворца, а священнику с причетники даётъ на пропитание в годъ по три рублиi денѣгъ, да по дватцети осминъ ржи и овса тожъ число Казанских кромѣ доходу, [...][1]
30 сентября 1819 года по ходатайству помещицы Софьи Ивановны Овцыной была получена храмозданная грамота Преосвященного Амвросия, епископа Вятского и Слободского, на строительство каменного здания церкви вместо деревянной, пришедшей в ветхость.[2]
В 1827 году возведение каменной церкви было завершено, с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.
При храме имелась церковно-приходская школа. В 1886 году на местные средства были приобретены: 60 экземпляров Золотой азбуки, азбука Родное слово Ушинского - 40 экземпляров, арифметический задачник. Обучение проводилось по звуковому методу. Изучение молитв - со слов и по молитвенникам, арифметика - по методу Эвтушевского, пение - с голоса, письмо - по методу Ушинского.
Церковь представляла собой комплекс построек различного назначения: храм, часовенка, хозяйственные постройки. Рядом со зданием храма, за церковной оградой было кладбище.
По воспоминаниям Михаила Аверьяновича Белоусова, которые записал житель села Николай Михайлович Санников, церковь была очень красивая, с мраморными колоннами, а двор был выложен специальной плиткой. Колокольню венчал колокол-благовест, звон которого разносился по округе на девять верст. Так как родители М.А. Белоусова были истопниками в церкви, сам он в 9-12-летнем возрасте бегал босиком по всему храму. Как рассказывали его родители, церковь топили в подвальном помещении шестиметровыми дровами, которые покупали у крестьян. К печи дрова подвозили по специальной дорожке, дверцы печи раскрывались, и в нее укладывалось по 5-6 бревен одновременно, затем они закрывалась. Дымовые проходы были в стенах и под полом, поэтому в любую погоду в церкви было тепло, даже пол был теплым.
3) Село Савали – Богородицкая церковь, каменная, построена въ 1827 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 280 вер., отъ уѣзднаго города и отъ благоч. въ 5 вер.; причта по штату положено: 1 свящ., 1 діак. 1 псал.; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 1740 с., пах. 30 д., сѣн. 3 д.; братскій денежный доходъ: св. 751 р. 53 к., діак. 501 р. 2 к., пс. 250 р. 51 к.; руги собир. на весь причтъ до 40 п. ржи и овса: прихожанъ: правосл. рус. 1558 м. п., 1616 ж. п., крещ. черем. 158 м. п., 160 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 4 селеній, разст. 4 – 17 вер.
Село расположено на горѣ при рѣкѣ Шошмѣ. Въ селѣ двѣ школы – сельско-хозяйственная министерская и земская начальная. Въ приходѣ три школы, изъ нихъ двѣ церк.-прих., въ деревняхъ Азелинѣ въ 3 вер. и въ Ходѣ въ 16 вер., а третья земская въ дер. Кугуборѣ въ 8 вер. Прихожане занимаются исключительно земледѣліемъ. Участ. мед. пунк. въ Малмыжѣ; волост. правл. Савальское въ 9 вер.; парох. прист. Горки на рѣкѣ Вяткѣ при устьѣ р. Шошмы въ 9 вер. Въ 5 верстахъ отъ села въ дер. Ирюкъ двѣ татарскія мечети. Село стоитъ на трактовой дорогѣ.
Въ церкви хранится древній 1704 г. Св. Крестъ съ мощами святыхъ.
— Описание приходов Вятской епархии за 1912 г. Малмыжский уезд 4-й благочиннический округ[3]
После революции 1917 года церковь была разграблена: уносили всё, начиная от иконостасов и заканчивая золотыми подсвечниками. Многое увёз с собой священник, когда бежал от новой власти.
Потом в здании церкви сделали клуб, поставив колонны в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнёсся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все.
В 1937 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что священник не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как её звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла её на кладбище соседней деревни.
Со слов Н.М. Санникова, в 1937 году церковь разобрали на строительство Гоньбинского элеватора. По архивным справкам, в 1937 году действительно построено здание электростанции, а в 1938 - один из складов. Колокол на четырёх лошадях увезли в Вятские Поляны на переплавку.
Место, где была церковь и церковный погост, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.
В ???? году на месте уничтоженной Богородицкой церкви села Савали был поставлен поклонный крест.
В 2012 году по инициативе местных жителей и иерея Георгия Иванова началось восстановление церкви. Малмыжское РайПО на правах дарения передало верующим здание бывшего магазина, который перестроен под храм.
Примечания
- Перейти ↑ Грамота Митрополита Казанскаго Тихона на построенiе въ сельцѣ Саваляхъ (село Савали, Малм. у.) вновь деревянной церкви во имя Казанской Божiей Матери съ придѣлами въ честь св. пророка Илiи и Николая Чудотворца 1703 г. 14 Iюля. // Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914. - C.74.
- Перейти ↑ Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской епархiи. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Комиссiя, 1914. - C.455.
- Перейти ↑ Сведения из второго раздела книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (Вятка, 1912)». Автор: архивариус Духовной Консистории В.И. Шабалин.