Гардкоут
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге (в частности, по Вятке) в первой половине XIX века. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.
Гардкоуты имели одну или две мачты. Одномачтовые гардкоуты по типу парусного вооружения относились к шлюпам, двухмачтовые имели люгерное или бермудское парусное вооружение.
История службы
Первые девять гардкоутов были построены согласно указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года, который гласил: «Для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий повелеваем построить в Казани девять лёгких гребных военных судов». Вооружались гардкоуты легкими пушками и фальконетами и обслуживались флотскими командами, приписанными к Казанской адмиралтейской конторе. Предполагалось, что три судна будут крейсировать между Царицыном и Астраханью, три — между Царицыном и Казанью, три — выше Казани[1][2][3]. Команды гардкоутов состояли из 18 человек, включая командира в чине лейтенанта и старшину в звании квартирмейстера.
Гардкоуты несли службу на Волге и её притоках — Каме, Вятке и других реках. В 1824 году на гардкоуте № 7 под командованием лейтенента Д. И. Трубникова из Ставрополя в Самару был доставлен император Александр I, за что командир гардкоута был награждён бриллиантовым перстнем[1][4].
До 1828 года гардкоуты числились в морском ведомстве. После упразднения Казанской адмиралтейской конторы гардкоутные команды, крейсировавшие выше Казани, были откомандированы в Кронштадт, а которые действовали ниже Казани — в Астрахань[5]. В 1829 году все гардкоуты вместе с их экипажами были переданы Главному управлению путей сообщения и на их основе был сформирован второй полубатальон Военно-рабочего № 9 батальона со штабом в Казани[1][6].
На укомплектование полубатальона были выделены две роты 8-го ластового экипажа из состава Балтийского флота, а остальной состав добирался из чинов ведомства Путей сообщения, владеющих морским делом[7]. Фактически в состав подразделения вошли чуть более трёхсот человек и порядка 28 вооруженных шлюпок, разделенных на три отряда. Один из отрядов совершал крейсерские плавания между Костромой и Казанью и по рекам Оке и Суре, второй — между Казанью и Хвалынском и по рекам Каме и Вятке, а третий — между Хвалынском и Астраханью[1][6].
В каждом из трёх отрядов находилось по шесть гардкоутов с экипажами, состоящими из 15 рядовых и одного унтер-офицера. В качестве вооружения личного состава экипажей использовались ружья со штыками в ножнах. В зимнее время команды судов расквартировывались по крупным волжским городам. С апреля 1830 года в качестве командиров гардкоутов начинают назначать офицеров[8][9].
Гардкоуты строились тремя сериями:
- 1) № 1-9
- Построены в 1797-1798 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вооружение 1 пушка и фальконеты.
- 2) № 10-12
- Построены в 1804-1805 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 20 декабря 1804 (1 января 1805) года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вооружение 1 пушка и фальконеты.
- 3) № 13-18
- Построены в 1823 году; длина судов 9,8 м; ширина 3,0 м; сведений о высоте борта и вооружении не сохранилось.[10]
В 1829 году флотилия выросла до 28 гардкоутов и к ней был приписан военно-рабочий полубатальон. В 1838 году «стража» была переформирована в «гардкоутный экипаж» из 300 человек. Он подчинялся Министерству путей сообщения и был вооружён лёгкой артиллерией[11].
Последние упоминания о гардкоутной страже у Самары относятся к 1850-м годам[12]. В декабре 1856 года служба гардкоутов была упразднена, и Гардкоутный экипаж расформирован[13].
Примечания
- ↑ Перейти к: 1,0 1,1 1,2 1,3 Чернышёв, 2002, с. 319—322.
- Перейти ↑ Черников, 2003, с. 66—67.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1649—1825, 18.008.
- Перейти ↑ Веселаго VIII, 2013, с. 294—295.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 1768.
- ↑ Перейти к: 6,0 6,1 Черников, 2003, с. 67—68.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 3210.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 21933.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 3600.
- Перейти ↑ Чернышёв, 2002, с. 319.
- Перейти ↑ Иванов, 2024, с. 46.
- Перейти ↑ Черников, 2003, с. 68.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 31275.
Литература
- Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 8 / Царствование императора Александра I. П — Я. — 520 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-12-9.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
- Черников И. И. Флот на реках. — СПб.: «Полигон», 2003. — 704 с. — ISBN 5-89173-247-5.
- О изменении формы офицерских эполет // Собрание Законов и Постановлений : [рус.]. — кн. IV. — 1937. — 17 декабря. — 327 с.
- Собрание 1 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1649—1825.
- Собрание 2 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1825—1881.
- Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 10 / Царствование императора Николая I. Д — М. — 672 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-03-7.
- Иванов А. В. Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — С. 550. — ISBN 978-5-00223-259-8.