Гардкоут

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 20:28, 11 февраля 2025; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге (в частности, по Вятке) в первой половине XIX века. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.

Гардкоуты имели одну или две мачты. Одномачтовые гардкоуты по типу парусного вооружения относились к шлюпам, двухмачтовые имели люгерное или бермудское парусное вооружение.

История службы

Первые девять гардкоутов были построены согласно указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года, который гласил: «Для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий повелеваем построить в Казани девять лёгких гребных военных судов». Вооружались гардкоуты легкими пушками и фальконетами и обслуживались флотскими командами, приписанными к Казанской адмиралтейской конторе. Предполагалось, что три судна будут крейсировать между Царицыном и Астраханью, три — между Царицыном и Казанью, три — выше Казани[1][2][3]. Команды гардкоутов состояли из 18 человек, включая командира в чине лейтенанта и старшину в звании квартирмейстера.

Гардкоуты несли службу на Волге и её притоках — Каме, Вятке и других реках. В 1824 году на гардкоуте № 7 под командованием лейтенента Д. И. Трубникова из Ставрополя в Самару был доставлен император Александр I, за что командир гардкоута был награждён бриллиантовым перстнем[1][4].

До 1828 года гардкоуты числились в морском ведомстве. После упразднения Казанской адмиралтейской конторы гардкоутные команды, крейсировавшие выше Казани, были откомандированы в Кронштадт, а которые действовали ниже Казани — в Астрахань[5]. В 1829 году все гардкоуты вместе с их экипажами были переданы Главному управлению путей сообщения и на их основе был сформирован второй полубатальон Военно-рабочего № 9 батальона со штабом в Казани[1][6].

На укомплектование полубатальона были выделены две роты 8-го ластового экипажа из состава Балтийского флота, а остальной состав добирался из чинов ведомства Путей сообщения, владеющих морским делом[7]. Фактически в состав подразделения вошли чуть более трёхсот человек и порядка 28 вооруженных шлюпок, разделенных на три отряда. Один из отрядов совершал крейсерские плавания между Костромой и Казанью и по рекам Оке и Суре, второй — между Казанью и Хвалынском и по рекам Каме и Вятке, а третий — между Хвалынском и Астраханью[1][6].

В каждом из трёх отрядов находилось по шесть гардкоутов с экипажами, состоящими из 15 рядовых и одного унтер-офицера. В качестве вооружения личного состава экипажей использовались ружья со штыками в ножнах. В зимнее время команды судов расквартировывались по крупным волжским городам. С апреля 1830 года в качестве командиров гардкоутов начинают назначать офицеров[8][9].

Гардкоуты строились тремя сериями:

1) № 1-9
Построены в 1797-1798 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вооружение 1 пушка и фальконеты.
2) № 10-12
Построены в 1804-1805 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 20 декабря 1804 (1 января 1805) года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вооружение 1 пушка и фальконеты.
3) № 13-18
Построены в 1823 году; длина судов 9,8 м; ширина 3,0 м; сведений о высоте борта и вооружении не сохранилось.[10]

В 1829 году флотилия выросла до 28 гардкоутов и к ней был приписан военно-рабочий полубатальон. В 1838 году «стража» была переформирована в «гардкоутный экипаж» из 300 человек. Он подчинялся Министерству путей сообщения и был вооружён лёгкой артиллерией[11].

Последние упоминания о гардкоутной страже у Самары относятся к 1850-м годам[12]. В декабре 1856 года служба гардкоутов была упразднена, и Гардкоутный экипаж расформирован[13].

Примечания

  1. Перейти к: 1,0 1,1 1,2 1,3 Чернышёв, 2002, с. 319—322.
  2. Перейти Черников, 2003, с. 66—67.
  3. Перейти ПСЗРИ, 1649—1825, 18.008.
  4. Перейти Веселаго VIII, 2013, с. 294—295.
  5. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 1768.
  6. Перейти к: 6,0 6,1 Черников, 2003, с. 67—68.
  7. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 3210.
  8. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 21933.
  9. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 3600.
  10. Перейти Чернышёв, 2002, с. 319.
  11. Перейти Иванов, 2024, с. 46.
  12. Перейти Черников, 2003, с. 68.
  13. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 31275.

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 8 / Царствование императора Александра I. П — Я. — 520 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-12-9.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Черников И. И. Флот на реках. — СПб.: «Полигон», 2003. — 704 с. — ISBN 5-89173-247-5.
  • О изменении формы офицерских эполет // Собрание Законов и Постановлений : [рус.]. — кн. IV. — 1937. — 17 декабря. — 327 с.
  • Собрание 1 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1649—1825.
  • Собрание 2 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1825—1881.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 10 / Царствование императора Николая I. Д — М. — 672 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-03-7.
  • Иванов А. В. Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — С. 550. — ISBN 978-5-00223-259-8.