Гардкоут
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге (в частности, по Вятке) в первой половине XIX века. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.
Гардкоуты имели одну или две мачты. Одномачтовые гардкоуты по типу парусного вооружения относились к шлюпам, двухмачтовые имели люгерное или бермудское парусное вооружение.
История службы
20 июня 1797 года император Павел I издал особый именной указ для адмиралтейской коллегии:
Для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий повелеваем в Казани построить девять легких гребных военных судов, на которых была бы одна пушка и несколько фалконетов, снабдя их артиллерией, равно морскими командами, сколько на них будет потребно, которые там и будут навсегда оставаться; три из оных будут занимать дистанцию от Царицына до Астрахани, три от Казани до Царицына и три от Казани вверх по Волге, кои и будут называться гард-коуты реки Волги и стараться истреблять немедленно, буде бы где открылись каковые разбойнические лодки. Почему и приступить немедленно по сему к исполнению.[1]
Гардкоуты строились в Казани тремя сериями:
- 1) № 1-9
- Построены в 1797-1798 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вёсел 14; вооружение состояло из одной (погонной, т.е. носовой) пушки калибра 1 фунт (51 мм) и четырёх однофунтовых фальконетов[2], закрепленных на бортах.
- 2) № 10-12
- Построены в 1804-1805 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 20 декабря 1804 (1 января 1805) года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вёсел 14; вооружение 1 пушка и фальконеты.
- 3) № 13-18
- Построены в 1823 году; длина судов 9,8 м; ширина 3,0 м; вёсел 14; сведений о высоте борта и вооружении не сохранилось.[3]
Гардкоуты обслуживались флотскими командами, приписанными к Казанской адмиралтейской конторе.[4][5][6]. Команды гардкоутов состояли из 18 человек, включая командира в чине лейтенанта и старшину в звании квартирмейстера.
Гардкоуты (иногда их именовали гардкотами) несли патрульную службу на Волге и её притоках с целью пресечения действий разбойничьих шаек, охраняли караваны купеческие судов. Кроме того, их команды занимались выявлением в составе команд волжских судов беглых преступников[7], беглых крепостных и вообще контролировали соблюдение "паспортного режима", чем вызывали большое недовольство со стороны судовладельцев, особенно, когда "вознаграждение" за незамечание нарушения превышало запланированную судовладельцем сумму. В архивах сохранились жалобы волжских купцов на несоразмерные, по их мнению, поборы командиров гардкоутов. Поскольку гардкоуты имели вооружение и вооруженную команду, то их также привлекали для перевозки речным путем особо важных и ценных казённых грузов.
"Гардкоутные роты" комплектовались в большинстве из людей негодных для строевой службы, нравственно опустившихся, от которых военное начальство было радо отделаться. Будучи пущены, по местному выражению, "на подножный корм", без контроля и присмотра, роты безпросыпно пьянствовали и безобразничали не хуже самих разбойников, которых должны были искоренять. В большинстве случаев они уживались с ними прекрасно, и в конце концов разбои и воровство на Волге не только не уменьшались, но всё развивались и росли.[8]
Спустя 25 лет после введения патрулей, в утвержденном Александром І мнении комитета министров от 17 февраля 1823 г. читаем:
"По нижней части Волги, начиная от г. Костромы до Астрахани, особливо в губерниях Нижегородской и Казанской, с давнего времени происходят разбои над проплывающими там судами, производимые обыкновенно от немногого числа сильно вооруженных людей и не более как от 5 или 6 человек. Разбойники подъезжают ночью или в утреннее или вечернее время на лодках к останавливающимся на ночлег судам и, нападая врасплох на безоружных часто спящих людей, грабят имущество, бьют их, а нередко производят и смертоубийства. Судовые рабочие люди, которых бывает иногда до 50 и более человек на одном судне, устрашенные угрозами или побоями, нередко же одним словом разбойников, остаются безмолвными свидетелями грабительства их и тех побоев, которые производят они над сохраняющими хозяйское имущество. После того разбойники тотчас уплывают к берегам и островам или в устья речек и скрываются в лесах".
Комитет министров, по заслушании представлений по данному случаю от главного директора путей сообщения и управляющего министерством внутренних дел, решил:
- а) распубликовать по всем прибрежным селениям особо отпечатанные выдержки соответственных статей об охране судов и грузов из Устава водоходства,
- б) предоставить всем судам оружие, „какое кто пожелает",
- в) взять на учет все лодки прибрежного населения, выкрасив их в разные цвета по губерниям и отметив особыми знаками по уездам, волостям и селениям, и поверять эти поселенные списки лодок каждую весну,
- г) усилить число гардкоутов до 18 штук и установить регулярное наблюдение за их деятельностью,
- д) назначить команде гардкоутов денежные награды "за каждую (пойманную) разбойническую лодку" со счета тех селений, откуда происходят разбойники, или же, в случае невозможности это установить, из общеземских сборов.[9]
В 1824 году на гардкоуте № 7 под командованием лейтенанта Д.И. Трубникова из Ставрополя в Самару был доставлен император Александр I, за что командир гардкоута награждён бриллиантовым перстнем[4][10].
До 1828 года гардкоуты числились в морском ведомстве. После упразднения Казанской адмиралтейской конторы гардкоутные команды, крейсировавшие выше Казани, были откомандированы в Кронштадт, а которые действовали ниже Казани — в Астрахань[11].
В 1829 году все гардкоуты вместе с их экипажами были переданы Главному управлению путей сообщения и на их основе был сформирован второй полубатальон Военно-рабочего № 9 батальона со штабом в Казани[4][12]. На укомплектование полубатальона были выделены две роты 8-го ластового экипажа из состава Балтийского флота, а остальной состав добирался из чинов ведомства Путей сообщения, владеющих морским делом[13]. Фактически в состав подразделения вошли чуть более трёхсот человек и порядка 28 вооруженных лёгкой артиллерией шлюпок, разделенных на три отряда. Один из отрядов совершал крейсерские плавания между Костромой и Казанью и по рекам Оке и Суре, второй — между Казанью и Хвалынском и по рекам Каме и Вятке, а третий — между Хвалынском и Астраханью.[4][12][14]
В каждом из трёх отрядов находилось по шесть гардкоутов с экипажами, состоящими из 15 рядовых и одного унтер-офицера. В качестве вооружения личного состава экипажей использовались ружья со штыками в ножнах. В зимнее время команды судов расквартировывались по крупным волжским городам. С апреля 1830 года в качестве командиров гардкоутов начинают назначать офицеров[15][16].
Усиление административного контроля, увеличение населения на берегах Волги и, наконец, появление пароходов, лишили «понизовую вольницу» свободы действий. Вместе с прекращением грабежей отпала и надобность в гардкоутных командах. Последние упоминания о гардкоутной страже у Самары относятся к 1850-м годам[17]. Именным указом императора от 20 декабря 1856 года служба гардкоутов была упразднена, и Гардкоутный экипаж расформирован[18].
Усиление административного контроля, увеличение населения на берегах Волги и, наконец, появление пароходов, лишили «понизовую вольницу» свободы действий. Вместе с прекращением грабежей отпала и надобность в гардкоутных командах. Именной указ императора от 20 декабря 1856 г. повелевал «учреждённые … для крейсерства на Волге Гардкоутный экипаж и Гардкоуты в течение 1857 года упразднить». Нижние чины должны были пополнить другие подразделения ведомства путей сообщения, а исключаемым из штата офицерам надлежало вы-платить денежное содержание на год вперёд. Часть сбережённых средств прави-тельство намеревалось «обратить на постепенное введение пароходов» .
Примечания
- Перейти ↑ ПСЗРИ, т. XXIV, № 18008.
- Перейти ↑ Фальконет (от итальянского falconetto — «маленький сокол») — чугунное или медное артиллерийское орудие небольшого калибра, которое использовали в армии и флоте в XVI–XVIII веках.
- Перейти ↑ Чернышёв, 2002, с. 319.
- ↑ Перейти к: 4,0 4,1 4,2 4,3 Чернышёв, 2002, с. 319—322.
- Перейти ↑ Черников, 2003, с. 66—67.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1649—1825, 18.008.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, собр.2 № 18820
- Перейти ↑ Шубин И.А., С.353-357.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, собр. I, т. XXXVIII, № 29317.
- Перейти ↑ Веселаго VIII, 2013, с. 294—295.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 1768.
- ↑ Перейти к: 12,0 12,1 Черников, 2003, с. 67—68.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 3210.
- Перейти ↑ Иванов, 2024, с. 46.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 21933.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 3600.
- Перейти ↑ Черников, 2003, с. 68.
- Перейти ↑ ПСЗРИ, 1825—1881, 31275.
Литература
- Собрание 1 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1649—1825.
- Собрание 2 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1825—1881.
- Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. (История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения). - М., 1927.
- Чернышёв А.А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
- Черников И.И. Флот на реках. — СПб.: «Полигон», 2003. — 704 с. — ISBN 5-89173-247-5.
- Веселаго Ф.Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 8 / Царствование императора Александра I. П — Я. — 520 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-12-9.
- Веселаго Ф.Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 10 / Царствование императора Николая I. Д — М. — 672 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-03-7.
- Иванов А.В. Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — С. 550. — ISBN 978-5-00223-259-8.
- Васильев К.С. Волжские крейсера. Форма одежды команд гардкоутов Главного управления Путей сообщения (1829-1856 гг.). // Интернет-журнал "Мундир", выпуск 19.