Гардкоут

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск

Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге (в частности, по Вятке) в первой половине XIX века. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.

Гардкоуты имели одну или две мачты. Одномачтовые гардкоуты по типу парусного вооружения относились к шлюпам, двухмачтовые имели люгерное или бермудское парусное вооружение.

История службы

20 июня 1797 года император Павел I издал особый именной указ для адмиралтейской коллегии:

Для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий повелеваем в Казани построить девять легких гребных военных судов, на которых была бы одна пушка и несколько фалконетов, снабдя их артиллерией, равно морскими командами, сколько на них будет потребно, которые там и будут навсегда оставаться; три из оных будут занимать дистанцию от Царицына до Астрахани, три от Казани до Царицына и три от Казани вверх по Волге, кои и будут называться гард-коуты реки Волги и стараться истреблять немедленно, буде бы где открылись каковые разбойнические лодки. Почему и приступить немедленно по сему к исполнению.[1]

Гардкоут.jpg

Гардкоуты строились в Казани тремя сериями:

1) № 1-9
Построены в 1797-1798 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вёсел 14; вооружение состояло из одной (погонной, т.е. носовой) пушки калибра 1 фунт (51 мм) и четырёх однофунтовых фальконетов[2], закрепленных на бортах.
2) № 10-12
Построены в 1804-1805 годах по указу Адмиралтейств-коллегии от 20 декабря 1804 (1 января 1805) года; длина судов 10,3 м; ширина 2,8 м; борта 1,2 м; вёсел 14; вооружение 1 пушка и фальконеты.
3) № 13-18
Построены в 1823 году; длина судов 9,8 м; ширина 3,0 м; вёсел 14; сведений о высоте борта и вооружении не сохранилось.[3]

Гардкоуты обслуживались флотскими командами, приписанными к Казанской адмиралтейской конторе.[4][5][6]. Команды гардкоутов состояли из 18 человек, включая командира в чине лейтенанта и старшину в звании квартирмейстера.

Гардкоуты (иногда их именовали гардкотами) несли патрульную службу на Волге и её притоках с целью пресечения действий разбойничьих шаек, охраняли караваны купеческие судов. Кроме того, их команды занимались выявлением в составе команд волжских судов беглых преступников[7], беглых крепостных и вообще контролировали соблюдение "паспортного режима", чем вызывали большое недовольство со стороны судовладельцев, особенно, когда "вознаграждение" за незамечание нарушения превышало запланированную судовладельцем сумму. В архивах сохранились жалобы волжских купцов на несоразмерные, по их мнению, поборы командиров гардкоутов. Поскольку гардкоуты имели вооружение и вооруженную команду, то их также привлекали для перевозки речным путем особо важных и ценных казённых грузов.

"Гардкоутные роты" комплектовались в большинстве из людей негодных для строевой службы, нравственно опустившихся, от которых военное начальство было радо отделаться. Будучи пущены, по местному выражению, "на подножный корм", без контроля и присмотра, роты безпросыпно пьянствовали и безобразничали не хуже самих разбойников, которых должны были искоренять. В большинстве случаев они уживались с ними прекрасно, и в конце концов разбои и воровство на Волге не только не уменьшались, но всё развивались и росли.[8]

Спустя 25 лет после введения патрулей, в утвержденном Александром І мнении комитета министров от 17 февраля 1823 г. читаем:

"По нижней части Волги, начиная от г. Костромы до Астрахани, особливо в губерниях Нижегородской и Казанской, с давнего времени происходят разбои над проплывающими там судами, производимые обыкновенно от немногого числа сильно вооруженных людей и не более как от 5 или 6 человек. Разбойники подъезжают ночью или в утреннее или вечернее время на лодках к останавливающимся на ночлег судам и, нападая врасплох на безоружных часто спящих людей, грабят имущество, бьют их, а нередко производят и смертоубийства. Судовые рабочие люди, которых бывает иногда до 50 и более человек на одном судне, устрашенные угрозами или побоями, нередко же одним словом разбойников, остаются безмолвными свидетелями грабительства их и тех побоев, которые производят они над сохраняющими хозяйское имущество. После того разбойники тотчас уплывают к берегам и островам или в устья речек и скрываются в лесах".

Комитет министров, по заслушании представлений по данному случаю от главного директора путей сообщения и управляющего министерством внутренних дел, решил:

а) распубликовать по всем прибрежным селениям особо отпечатанные выдержки соответственных статей об охране судов и грузов из Устава водоходства,
б) предоставить всем судам оружие, „какое кто пожелает",
в) взять на учет все лодки прибрежного населения, выкрасив их в разные цвета по губерниям и отметив особыми знаками по уездам, волостям и селениям, и поверять эти поселенные списки лодок каждую весну,
г) усилить число гардкоутов до 18 штук и установить регулярное наблюдение за их деятельностью,
д) назначить команде гардкоутов денежные награды "за каждую (пойманную) разбойническую лодку" со счета тех селений, откуда происходят разбойники, или же, в случае невозможности это установить, из общеземских сборов.[9]

В 1824 году на гардкоуте № 7 под командованием лейтенанта Д.И. Трубникова из Ставрополя в Самару был доставлен император Александр I, за что командир гардкоута награждён бриллиантовым перстнем[4][10].

До 1828 года гардкоуты числились в морском ведомстве. После упразднения Казанской адмиралтейской конторы гардкоутные команды, крейсировавшие выше Казани, были откомандированы в Кронштадт, а которые действовали ниже Казани — в Астрахань[11].

В 1829 году все гардкоуты вместе с их экипажами были переданы Главному управлению путей сообщения и на их основе был сформирован второй полубатальон Военно-рабочего № 9 батальона со штабом в Казани[4][12]. На укомплектование полубатальона были выделены две роты 8-го ластового экипажа из состава Балтийского флота, а остальной состав добирался из чинов ведомства Путей сообщения, владеющих морским делом[13]. Фактически в состав подразделения вошли чуть более трёхсот человек и порядка 28 вооруженных лёгкой артиллерией шлюпок, разделенных на три отряда. Один из отрядов совершал крейсерские плавания между Костромой и Казанью и по рекам Оке и Суре, второй — между Казанью и Хвалынском и по рекам Каме и Вятке, а третий — между Хвалынском и Астраханью.[4][12][14]

В каждом из трёх отрядов находилось по шесть гардкоутов с экипажами, состоящими из 15 рядовых и одного унтер-офицера. В качестве вооружения личного состава экипажей использовались ружья со штыками в ножнах. В зимнее время команды судов расквартировывались по крупным волжским городам. С апреля 1830 года в качестве командиров гардкоутов начинают назначать офицеров[15][16].

Усиление административного контроля, увеличение населения на берегах Волги и, наконец, появление пароходов, лишили «понизовую вольницу» свободы действий. Вместе с прекращением грабежей отпала и надобность в гардкоутных командах. Последние упоминания о гардкоутной страже у Самары относятся к 1850-м годам[17]. Именным указом императора от 20 декабря 1856 года служба гардкоутов была упразднена, и Гардкоутный экипаж расформирован[18].

Усиление административного контроля, увеличение населения на берегах Волги и, наконец, появление пароходов, лишили «понизовую вольницу» свободы действий. Вместе с прекращением грабежей отпала и надобность в гардкоутных командах. Именной указ императора от 20 декабря 1856 г. повелевал «учреждённые … для крейсерства на Волге Гардкоутный экипаж и Гардкоуты в течение 1857 года упразднить». Нижние чины должны были пополнить другие подразделения ведомства путей сообщения, а исключаемым из штата офицерам надлежало вы-платить денежное содержание на год вперёд. Часть сбережённых средств прави-тельство намеревалось «обратить на постепенное введение пароходов» .

Примечания

  1. Перейти ПСЗРИ, т. XXIV, № 18008.
  2. Перейти Фальконет (от итальянского falconetto — «маленький сокол») — чугунное или медное артиллерийское орудие небольшого калибра, которое использовали в армии и флоте в XVI–XVIII веках.
  3. Перейти Чернышёв, 2002, с. 319.
  4. Перейти к: 4,0 4,1 4,2 4,3 Чернышёв, 2002, с. 319—322.
  5. Перейти Черников, 2003, с. 66—67.
  6. Перейти ПСЗРИ, 1649—1825, 18.008.
  7. Перейти ПСЗРИ, собр.2 № 18820
  8. Перейти Шубин И.А., С.353-357.
  9. Перейти ПСЗРИ, собр. I, т. XXXVIII, № 29317.
  10. Перейти Веселаго VIII, 2013, с. 294—295.
  11. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 1768.
  12. Перейти к: 12,0 12,1 Черников, 2003, с. 67—68.
  13. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 3210.
  14. Перейти Иванов, 2024, с. 46.
  15. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 21933.
  16. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 3600.
  17. Перейти Черников, 2003, с. 68.
  18. Перейти ПСЗРИ, 1825—1881, 31275.

Литература

  • Собрание 1 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1649—1825.
  • Собрание 2 // Полное собрание законов Российской империи : [рус.]. — 1825—1881.
  • Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. (История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения). - М., 1927.
  • Чернышёв А.А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Черников И.И. Флот на реках. — СПб.: «Полигон», 2003. — 704 с. — ISBN 5-89173-247-5.
  • Веселаго Ф.Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 8 / Царствование императора Александра I. П — Я. — 520 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-12-9.
  • Веселаго Ф.Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 10 / Царствование императора Николая I. Д — М. — 672 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-03-7.
  • Иванов А.В. Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — С. 550. — ISBN 978-5-00223-259-8.
  • Васильев К.С. Волжские крейсера. Форма одежды команд гардкоутов Главного управления Путей сообщения (1829-1856 гг.). // Интернет-журнал "Мундир", выпуск 19.