Вятскополянский аэропорт: призрак прошлого

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
tux
Это первоисточник, защищённый от правок.

Асфальтированная дорога в пять-шесть километров, ведущая к аэропорту, хорошо сохранилась. Здание же, в отличие от дороги и взлетной полосы, сильно пострадало. Не от времени - от людей. Теперь по его этажам гуляют ветер и все, кому не лень. Внутренние стены "предприимчивые" люди начинают разбирать по кирпичику.

На втором этаже в большом помещении среди вороха никому не нужной документации лежит чертеж "Типовой проект "Командно-диспетчерский пункт V класса с аэровокзалом на 50 пассажиров"...

- Вообще-то была задумка построить аэропорт четвертого класса, как в Набережных Челнах, - поясняет мне при встрече бывший директор аэропорта Иван Скачков, - но время внесло свои коррективы.

"ИДУ НА ПОСАДКУ..."

Экипаж первого рейса самолета ЯК-40 в Вятские Поляны в мае 1985 года

Новый аэропорт начали строить всем районом в конце 70-х годов. Сначала была введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса - асфальтированная, 1700 метров в длину и 36 метров в ширину. Ее строили специалисты Вятскополянского завода. Директор завода Ф.И. Трещев и был главным вдохновителем строительства. Затем было возведено двухэтажное здание техбригад. В нем размещались диспетчерская, штурманская, метеостанция, комнаты отдыха для пассажиров и летного состава, зал ожидания, буфет... А вскоре планировалось построить и здание аэровокзала.

- В моем подчинении было около 30 человек, все хорошие специалисты, - вспоминает Иван Андреевич. - Недостатка в пассажирах у нас никогда не было. За день до ста человек перевозили.

Очень волнующим был момент, когда в 1985 году на взлетную полосу Вятскополянского аэропорта впервые приземлился ЯК-40. Прилетевшая на нем комиссия из областного центра во главе с заместителем начальника Уральского управления гражданской авиации Н.П. Семиным после осмотра аэропорта дала "добро" на принятие самолетов АН-24 и ЯК-40.

Самолеты прилетали из Кирова, забирали пассажиров, и ЯК-40 летел по маршруту Вятские Поляны - Горький - Москва, а АН-24 - Вятские Поляны - Куйбышев - Волгоград. В Киров, Советск, Уржум, Малмыж летали АН-2. В Вятских Полянах базировался свой экипаж этого небольшого самолета, командиром которого был Николай Новоселов. Были и свои авиатехники, обслуживающие самолеты, - А. Умрилов и Г. Аминов. Всех пилотов и диспетчеров перед вылетом обязательно осматривал фельдшер В. Колотов. В аэропорт, как в одно из самых интересных мест города, привозили экскурсантов. А для школьников даже была предусмотрена экскурсия на АН-2 до Малмыжа.

КОГАЛЫМСКИЙ ВАРИАНТ

Трудно назвать точную дату, когда аэропорта как организации не стало. С 1992 года количество рейсов стало уменьшаться до одного в день и постепенно сошло на нет. Здание аэровокзала так и не построили - необходимость в нем просто отпала. Аэропорт стал нерентабельным. Такая же участь постигла и 30 аэропортов местных авиалиний Кировской области. Вятскополянский аэропорт Иван Андреевич пытался отстоять:

- Вместе с военкомом Гайнутдиновым мы отправили письмо главнокомандующему ВВС России, где описали все технические характеристики аэропорта: предлагали перевести к нам в город какую-нибудь вертолетную эскадрилью или эскадрилью военных самолетов АН-24, АН-26, ЯК-40. Но ответ пришел отрицательный.

Был и другой вариант. Представитель города Когалым предлагал свои услуги по обслуживанию аэропорта, ведь, как известно, многие жители Вятских Полян работают вахтовым методом на Севере. И они могли бы летать на работу из своего города. Но от этого варианта отказалось кировское руководство в целях безопасности. Побоялись, что трудно будет справляться с обслуживанием взлетной полосы, особенно в зимнее время.

Естественно, аэропорт после его закрытия Кировскому авиапредприятию стал не нужен. Всю навигационную аппаратуру увезли в Киров. И в середине 90-х годов здание было передано на баланс города Вятские Поляны (МПО ЖКХ). Здание охранялось круглосуточно, четыре сторожа сменяли друг друга. Все в нем было в целости и сохранности.

В 2002 году обязательства по сохранности здания перешли городскому управлению образования: руководство вятскополянского военно-спортивного патриотического клуба "Эдельвейс" планировало сделать там классы парашютной подготовки и автоподготовки. Но осенью того же года в здании был отключен свет. И единственный сторож, кое-как перезимовав, весной 2003 года уволился. Осуществить свою задумку клуб так и не смог. Где было взять полтора миллиона рублей?

ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ

Весной 2003 года здание аэропорта, оставленное без охраны, было полностью разграблено. Сняли все электрооборудование на сумму более миллиона рублей. Не оставили ни стекол, ни дверей. Сейчас у входа грустно склоняют ветви березы.

- Я звонил в администрацию города, обращался к мэру, просил хоть что-то предпринять, - грустно произнес И.А. Скачков.

Беспокойство Ивана Андреевича и неравнодушное участие в судьбе аэропорта понятно - он 42 года проработал в гражданской авиации. А аэропорт в Вятских Полянах приехал строить в 1979 году.

- Когда я встречаюсь с людьми, которые причастны к этому аэропорту, и мы вспоминаем, как все вершилось, сердце начинает щемить. Столько было вложено средств, труда, души, - сокрушается Иван Андреевич, - ведь мечтали летать по всему Союзу!

Ничего теперь не осталось. Все, что, казалось, строили на долгие годы, растащили с неимоверной скоростью. Разоренное здание стало похоже на призрак, и ничто уже не напоминает о тех славных днях, когда строились большие планы и серебристые самолеты, появляясь в небе над городом, шли на посадку...

На взлетную полосу бывшего Вятскополянского аэропорта сейчас иногда приземляется АН-2: доставляет врачей в Вятские Поляны, забирает экстренных больных в Киров. Начинающие водители сдают здесь экзамены по вождению автомобиля. А лихие парни облюбовали взлетку для автогонок... Как сообщил председатель комитета по управлению муниципальной собственностью и земельным ресурсам А.Н. Матушкин, чтобы вернуть зданию божеский вид, нужен не один миллион. Предполагается выставить здание на аукцион. Готовится необходимая документация.


Анна САННИКОВА
"Вятский край" (номер за 28 августа 2004 г. / суббота)