Гоньбинская золотошвейная школа — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 97: | Строка 97: | ||
# Анна Андреевна Шибанова служит учительницей в Слободинском высшем начальном училище города Сарапула. | # Анна Андреевна Шибанова служит учительницей в Слободинском высшем начальном училище города Сарапула. | ||
# Клавдия Михайловна Патрушева живет на родине в деревне Соснур Уржумского уезда и берёт портновскую работу на дом. Её, как хорошую мастерицу, постоянно приглашают в соседние селения. Благодаря этому, она имеет большой заработок.» | # Клавдия Михайловна Патрушева живет на родине в деревне Соснур Уржумского уезда и берёт портновскую работу на дом. Её, как хорошую мастерицу, постоянно приглашают в соседние селения. Благодаря этому, она имеет большой заработок.» | ||
− | {{конец цитаты|источник=ГАКО, ф. Р-791, оп.1, д.377, л.2.}} | + | {{конец цитаты|источник=ГАКО, ф. Р-791, оп.1, д.377, л.2. - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3633/111698}} |
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 00:19, 24 апреля 2019
Гоньбинская художественно-ремесленная школа с ткацким, ковровым, кружевным, белошвейным, портновским и золотошвейным отделениями существовала с 1902 по 1917 годы в селе Гоньба Малмыжского уезда Вятской губернии.
Историческая справка
Первоначально все расходы на содержание вечерней школы взяла на себя помещица Варвара Леонидовна Граве. Школа эта по своему устройству и постановке обучения была единственной в Вятской губернии. Ученицы проходили обучение в течение шести лет. Непременным условием приёма на эти курсы ставилось одновременное поступление в церковно-приходскую школу. Первые три года ученицы получали общее образование в начальной школе, а по вечерам посещали подготовительные занятия по рукоделию: осваивали шитье, штопку и разные вышивки. С четвертого класса происходило разделение по отделениям.
В первый год уроки рукоделия стали посещать одиннадцать девочек. Занятия проводила сама устроительница вместе со своей экономкой, бывшей белошвейкой О.Ф. Аникиной. Через год учениц было уже 23, а затем 32.
Через четыре года открылось кружевное отделение.
В белошвейном отделении преподавалось шитьё вручную и на машине, вышивка гладью по белью и кройка. В кружевном отделении преподавалось исключительно плетение кружев и рисование, необходимое для составления самостоятельных рисунков.
С 1907 года больше половины расходов на школу взяли уездное и губернское земства. Позже школа содержалась частично на средства Министерства торговли и промышленности.
В 1908 году специально для этой школы было построено особое помещение, на совместные средства В.Л. Граве и училищного совета при Священном Синоде. Число учениц достигает 80.
В 1910 году в школе появляется ткацкое отделение, для которого были приобретены пять станков и необходимое количество пряжи.
При школе имелась прекрасная библиотека по искусству и музей образцов.
В задачи школы входили:
- подготовка преподавательского персонала для мелких уездных учебных мастерских, создававшихся земством для развития прикладного искусства в деревне;
- развитие ткацкого, коврового, кружевного, белошвейного и золотошвейного ремесел путем обучения им.
Школа развивала традиции древне-русского золотого шитья (по подлинникам). На ковровом отделении изучали ткачество, крашение, производство персидских, гладких, малороссийских и бархатных ковров, черчение и рисование. Школа изготовляла множество видов продукции. Это - ткани, полотенца, скатерти, салфетки, одеяла, занавески, ковры, кружева плетёные, кружева ручные и прочее.
Школа эта могла гордиться результатами своей работы. Ученицы этой школы не раз получали золотые медали на Всероссийских кустарно-промышленных выставках. Лучшие работы учениц демонстрировались в Петербурге (1907 г.), в Москве (1909 г.), в 1911 году в Казани на международной выставке прикладного искусства.
В школе обучались дети крестьян Малмыжского уезда, не только из Гоньбы. Школа получила право ежегодно двух выпускниц посылать в Мариинскую школу кружевниц в Петербурге. Ежегодно школу оканчивало около 15 человек.[1]
Первый выпуск рукодельниц состоялся 1 июня 1909 года. Произведя ещё восемь выпусков, школа рукоделия прекратила своё существование в 1918 году.
В Государственном архиве Кировской области сохранился отчет о состоянии Гоньбинской художественно-ремесленной мастерской за 1918/1919 учебный год.[2]
Произведения, созданные ученицами школы по старинным образцам, вошли в коллекции:
- Малмыжского музея
- «Центрального музея мелкой промышленности и профессионального образования Казанского губернского земства»
Из отчёта Гоньбинской художественно-ремесленной мастерской,
учрежденной Варварой Леонидовной Граве при церковно-приходской школе
в селе Гоньба Малмыжского уезда Вятской губернии
за 1916-1917 учебный год:«Работали следующие мастерские:
- Золотошвейная.
- Белошвейная.
- Портновская.
- Кружевная.
- Ткацкая.
- Ковровая.
Всего – 138 учениц.
Персонал преподавателей:
- По кружевной мастерской – учительница Наталья Алексеевна Маклакова.
- По портновской мастерской – Мария Федоровна Попова (она же преподает кройку по методу Базаровой).
- По белошвейной мастерской – Елизавета Ивановна Кузнечикова.
- По ткацкой мастерской – Мария Гавриловна Сибирева (Лялина).
- По ковровой мастерской – Юлия Семеновна Мухина, окончившая курс в Школе народного искусства.
- По золотошвейной и художественной мастерской – инструкторша-художница Анна Сергеевна Николаева.
По общеобразовательным предметам по программе двухклассной школы занимались:
- По Закону Божьему, арифметике, русскому языку и географии – священник Константин Попов.
- По русской истории и словесности – Варвара Леонидовна Граве.
- Спевками по церковному пению руководили псаломщик Иван Васильевич Шубин и инструкторша-художница Анна Сергеевна Николаева.
Портновская и белошвейная мастерские работали безвозмездно на Малмыжский уездный комитет Красного Креста, а также принимали заказы за умеренные цены от жителей города Малмыжа. Шили бельё, ученические формы, платья, пальто, шубки на вате, шубки на меху, полушубки, тужурки и мужское платье.
Белошвейная мастерская принимала заказы от частных лиц и работала по заказу Школы народного искусства. Вышивала дорожки, салфетки и подушки рязанскими и другими народными швами. Кроме того, выполняла вещи для своего школьного музея.
Ввиду загруженности, в этом учебном году белошвейная мастерская, по примеру прежних лет, не посылала изделия в Московский кустарный склад.
В кружевной мастерской, кроме программных работ, ученицы старших классов плели кружева со старинных русских образцов для школьного музея. Придерживаясь древнего стиля, они сами комбинировали новые рисунки, которые исполняли в кружевах.
В ткацкой мастерской в отчетном году значительно расширено ковровое дело. Для этой цели приобретены четыре новых ковровых станка. Всего работало шесть станков.
Продолжали работать бархатный турецкий ковёр, начатый весной 1915 года, и малороссийский. Вновь работали гладкие ковры со старинным рисунком, подушки и сидения для мебели в том же стиле. Ковры, за некоторым исключением, предположено оставить для школьного музея.
В золотошвейной и вышивальной мастерской ученицы совершенствовались в выполнении художественных древних вышивок и в художественном исполнении разнообразных характерных вышивок народностей Европейской России.
Всю первую половину отчетного года золотошвейная мастерская была занята полученным заказом от Школы народного искусства: вышивкой шелками полного облачения священника и дьякона в древнерусском стиле. Кроме того, были заказы на другие вещи ажурными рязанскими швами – дорожки, скатерти, подушки и другие.
Во втором полугодии ученицы работали вещи для школьного музея:
- Стенную плащаницу с древнего снимка, художественно исполненную мишурой и шелками.
- Икону-хоругвь с древнего образа Николая Чудотворца, вышитую мишурой, золотом и шелками, тоже прекрасно исполненную.
Кроме того, шили по заказу церкви села Больше-Ройского церковную плащаницу золотом по бархату с живописными изображениями Христа и Евангелистов.
Для практики, ученицы старшего класса золотошвейной мастерской срисовывали от руки в Гоньбинском храме самые древние иконы в натуральную величину. Дело это велось с большим успехом и очень интересовало учениц.
Работая столько лет над расширением Гоньбинской школы и усовершенствованием ее работы и художественного вкуса учениц, я давно пришла к тому заключению. Для такой школы, находящейся далеко от всех культурных центров, где человек на каждом шагу встречается с художественными произведениями, которые развивают его умственно и эстетически и наводят на новые мысли, нужен свой музей. Гоньбинская школа, лишенная всего этого, находясь в полной глуши, должна собрать свой собственный материал, который мог бы служить фундаментом для дальнейшей работы учениц и будущих кустарей.
Другими словами, школа должна создать свой собственный маленький музей.
С этой целью уже с прошлого года я стала оставлять при школе некоторые лучшие работы учениц и отдаю в дар школе те старинные лоскутки художественной старины, которые частью служили моделями для изучения давно забытых швов, рисунков и различных работ учениц.
К сожалению, при скудных средствах мастерской и ужасной дороговизне нынешнего времени, школа не может заказать шкафы и должна хранить свой материал в картонках и ящиках, что крайне неудобно.
В 1916-1917 годах мне удалось образовать кустарную кружевную артель из крестьянок деревень Мелеть и Константиновка, которые плели кружева в деревне.
Из учениц, окончивших курс в прошлом учебном году:
- Анна Андреевна Шибанова служит учительницей в Слободинском высшем начальном училище города Сарапула.
- Клавдия Михайловна Патрушева живет на родине в деревне Соснур Уржумского уезда и берёт портновскую работу на дом. Её, как хорошую мастерицу, постоянно приглашают в соседние селения. Благодаря этому, она имеет большой заработок.»
— ГАКО, ф. Р-791, оп.1, д.377, л.2. - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3633/111698
Примечания
Ссылки и источники
- Рашковский Александр. Русские кустарные склады за рубежом и вятские кружевницы. - http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1266887
- Энциклопедия Земли Вятской. Том первый. Книга вторая. Сёла. Деревни. - Киров, 2002. - С.254.