Гоньбинская золотошвейная школа

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Версия от 00:19, 24 апреля 2019; Admin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Гоньбинская художественно-ремесленная школа с ткацким, ковровым, кружевным, белошвейным, портновским и золотошвейным отделениями существовала с 1902 по 1917 годы в селе Гоньба Малмыжского уезда Вятской губернии.

Историческая справка

Первоначально все расходы на содержание вечерней школы взяла на себя помещица Варвара Леонидовна Граве. Школа эта по своему устройству и постановке обучения была единственной в Вятской губернии. Ученицы проходили обучение в течение шести лет. Непременным условием приёма на эти курсы ставилось одновременное поступление в церковно-приходскую школу. Первые три года ученицы получали общее образование в начальной школе, а по вечерам посещали подготовительные занятия по рукоделию: осваивали шитье, штопку и разные вышивки. С четвертого класса происходило разделение по отделениям.

В первый год уроки рукоделия стали посещать одиннадцать девочек. Занятия проводила сама устроительница вместе со своей экономкой, бывшей белошвейкой О.Ф. Аникиной. Через год учениц было уже 23, а затем 32.

Через четыре года открылось кружевное отделение.

В белошвейном отделении преподавалось шитьё вручную и на машине, вышивка гладью по белью и кройка. В кружевном отделении преподавалось исключительно плетение кружев и рисование, необходимое для составления самостоятельных рисунков.

С 1907 года больше половины расходов на школу взяли уездное и губернское земства. Позже школа содержалась частично на средства Министерства торговли и промышленности.

Школа в Гоньбе.jpg

В 1908 году специально для этой школы было построено особое помещение, на совместные средства В.Л. Граве и училищного совета при Священном Синоде. Число учениц достигает 80.

В 1910 году в школе появляется ткацкое отделение, для которого были приобретены пять станков и необходимое количество пряжи.

При школе имелась прекрасная библиотека по искусству и музей образцов.

В задачи школы входили:

  • подготовка преподавательского персонала для мелких уездных учебных мастерских, создававшихся земством для развития прикладного искусства в деревне;
  • развитие ткацкого, коврового, кружевного, белошвейного и золотошвейного ремесел путем обучения им.

Школа развивала традиции древне-русского золотого шитья (по подлинникам). На ковровом отделении изучали ткачество, крашение, производство персидских, гладких, малороссийских и бархатных ковров, черчение и рисование. Школа изготовляла множество видов продукции. Это - ткани, полотенца, скатерти, салфетки, одеяла, занавески, ковры, кружева плетёные, кружева ручные и прочее.

Школа эта могла гордиться результатами своей работы. Ученицы этой школы не раз получали золотые медали на Всероссийских кустарно-промышленных выставках. Лучшие работы учениц демонстрировались в Петербурге (1907 г.), в Москве (1909 г.), в 1911 году в Казани на международной выставке прикладного искусства.

В школе обучались дети крестьян Малмыжского уезда, не только из Гоньбы. Школа получила право ежегодно двух выпускниц посылать в Мариинскую школу кружевниц в Петербурге. Ежегодно школу оканчивало около 15 человек.[1]

Первый выпуск рукодельниц состоялся 1 июня 1909 года. Произведя ещё восемь выпусков, школа рукоделия прекратила своё существование в 1918 году.

В Государственном архиве Кировской области сохранился отчет о состоянии Гоньбинской художественно-ремесленной мастерской за 1918/1919 учебный год.[2]

Произведения, созданные ученицами школы по старинным образцам, вошли в коллекции:

  • Малмыжского музея
  • «Центрального музея мелкой промышленности и профессионального образования Казанского губернского земства»
Из отчёта Гоньбинской художественно-ремесленной мастерской,
учрежденной Варварой Леонидовной Граве при церковно-приходской школе
в селе Гоньба Малмыжского уезда Вятской губернии
за 1916-1917 учебный год:

«Работали следующие мастерские:

  1. Золотошвейная.
  2. Белошвейная.
  3. Портновская.
  4. Кружевная.
  5. Ткацкая.
  6. Ковровая.

Всего – 138 учениц.

Персонал преподавателей:

  1. По кружевной мастерской – учительница Наталья Алексеевна Маклакова.
  2. По портновской мастерской – Мария Федоровна Попова (она же преподает кройку по методу Базаровой).
  3. По белошвейной мастерской – Елизавета Ивановна Кузнечикова.
  4. По ткацкой мастерской – Мария Гавриловна Сибирева (Лялина).
  5. По ковровой мастерской – Юлия Семеновна Мухина, окончившая курс в Школе народного искусства.
  6. По золотошвейной и художественной мастерской – инструкторша-художница Анна Сергеевна Николаева.

По общеобразовательным предметам по программе двухклассной школы занимались:

  1. По Закону Божьему, арифметике, русскому языку и географии – священник Константин Попов.
  2. По русской истории и словесности – Варвара Леонидовна Граве.
  3. Спевками по церковному пению руководили псаломщик Иван Васильевич Шубин и инструкторша-художница Анна Сергеевна Николаева.

Портновская и белошвейная мастерские работали безвозмездно на Малмыжский уездный комитет Красного Креста, а также принимали заказы за умеренные цены от жителей города Малмыжа. Шили бельё, ученические формы, платья, пальто, шубки на вате, шубки на меху, полушубки, тужурки и мужское платье.

Белошвейная мастерская принимала заказы от частных лиц и работала по заказу Школы народного искусства. Вышивала дорожки, салфетки и подушки рязанскими и другими народными швами. Кроме того, выполняла вещи для своего школьного музея.

Ввиду загруженности, в этом учебном году белошвейная мастерская, по примеру прежних лет, не посылала изделия в Московский кустарный склад.

В кружевной мастерской, кроме программных работ, ученицы старших классов плели кружева со старинных русских образцов для школьного музея. Придерживаясь древнего стиля, они сами комбинировали новые рисунки, которые исполняли в кружевах.

В ткацкой мастерской в отчетном году значительно расширено ковровое дело. Для этой цели приобретены четыре новых ковровых станка. Всего работало шесть станков.

Продолжали работать бархатный турецкий ковёр, начатый весной 1915 года, и малороссийский. Вновь работали гладкие ковры со старинным рисунком, подушки и сидения для мебели в том же стиле. Ковры, за некоторым исключением, предположено оставить для школьного музея.

В золотошвейной и вышивальной мастерской ученицы совершенствовались в выполнении художественных древних вышивок и в художественном исполнении разнообразных характерных вышивок народностей Европейской России.

Всю первую половину отчетного года золотошвейная мастерская была занята полученным заказом от Школы народного искусства: вышивкой шелками полного облачения священника и дьякона в древнерусском стиле. Кроме того, были заказы на другие вещи ажурными рязанскими швами – дорожки, скатерти, подушки и другие.

Во втором полугодии ученицы работали вещи для школьного музея:

  1. Стенную плащаницу с древнего снимка, художественно исполненную мишурой и шелками.
  2. Икону-хоругвь с древнего образа Николая Чудотворца, вышитую мишурой, золотом и шелками, тоже прекрасно исполненную.

Кроме того, шили по заказу церкви села Больше-Ройского церковную плащаницу золотом по бархату с живописными изображениями Христа и Евангелистов.

Для практики, ученицы старшего класса золотошвейной мастерской срисовывали от руки в Гоньбинском храме самые древние иконы в натуральную величину. Дело это велось с большим успехом и очень интересовало учениц.

Работая столько лет над расширением Гоньбинской школы и усовершенствованием ее работы и художественного вкуса учениц, я давно пришла к тому заключению. Для такой школы, находящейся далеко от всех культурных центров, где человек на каждом шагу встречается с художественными произведениями, которые развивают его умственно и эстетически и наводят на новые мысли, нужен свой музей. Гоньбинская школа, лишенная всего этого, находясь в полной глуши, должна собрать свой собственный материал, который мог бы служить фундаментом для дальнейшей работы учениц и будущих кустарей.

Другими словами, школа должна создать свой собственный маленький музей.

С этой целью уже с прошлого года я стала оставлять при школе некоторые лучшие работы учениц и отдаю в дар школе те старинные лоскутки художественной старины, которые частью служили моделями для изучения давно забытых швов, рисунков и различных работ учениц.

К сожалению, при скудных средствах мастерской и ужасной дороговизне нынешнего времени, школа не может заказать шкафы и должна хранить свой материал в картонках и ящиках, что крайне неудобно.

В 1916-1917 годах мне удалось образовать кустарную кружевную артель из крестьянок деревень Мелеть и Константиновка, которые плели кружева в деревне.

Из учениц, окончивших курс в прошлом учебном году:

  1. Анна Андреевна Шибанова служит учительницей в Слободинском высшем начальном училище города Сарапула.
  2. Клавдия Михайловна Патрушева живет на родине в деревне Соснур Уржумского уезда и берёт портновскую работу на дом. Её, как хорошую мастерицу, постоянно приглашают в соседние селения. Благодаря этому, она имеет большой заработок.»

— ГАКО, ф. Р-791, оп.1, д.377, л.2. - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3633/111698


Примечания

  1. ГАКО, ф. Р-795, оп.2, д.7, л.21.
  2. ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.216, л.252-254, 257, 258, 261, 263, 264, 268, 269.

Ссылки и источники

  • Рашковский Александр. Русские кустарные склады за рубежом и вятские кружевницы. - http://maxpark.com/user/sacha652970/content/1266887
  • Энциклопедия Земли Вятской. Том первый. Книга вторая. Сёла. Деревни. - Киров, 2002. - С.254.