Детская школа театрального искусства имени Калягина

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Kalyagin logo.jpg

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детская школа театрального искусства им. А. Калягина (МБОУ ДО ДШТИ им. А. Калягина).


Детская школа театрального искусства в городе Вятские Поляны создана 6 августа 1998 года по инициативе Натальи и Сергея Суворовых и при поддержке городской Администрации.

Школа является инновационным образовательным учреждением дополнительного образования.

«В конце 20 века в некоторых городах появились Театральные школы, подчиняемые ведомствам культуры. О том, насколько их мало, можно судить уже по тому факту, что в Москве такая школа одна. Одной из самых интересных является подобная школа в городе Вятские Поляны Кировской области...» .

— А.Б. Никитина, канд. искусствоведения в кн.: Ребёнок на сцене. Научно-метод. пособие. (Серия "Я вхожу в мир искусства")


30 декабря 1998 г. на основании письма народного артиста РФ А.А. Калягина о согласии на присвоение его имени ДШТИ и письма Союза театральных деятелей РФ (№ 20-1/375 от 19.11.1998 г.), вышло постановление администрации города Вятские Поляны о присвоении муниципальной детской школе театрального искусства имени знаменитого земляка.

МБОУ ДО ДШТИ им. А. Калягина (далее ДШТИ) зарекомендовала себя, как яркий, талантливый и самобытный коллектив, способный решать на высоком творческом уровне поставленные задачи по эстетическому воспитанию подрастающего поколения, по развитию театрального искусства в городе и по развитию культуры города в целом, о чем свидетельствуют следующие факты:

  • из не приспособленного, требующего капитального ремонта помещения создано одно из самых эстетичных и уютных образовательных и культурных учреждений города;
  • построена театральная сцена, оснащённая световой и звуковой аппаратурой;
  • проведена реконструкция и созданы оборудованные классы для занятий хореографией, теоретическими дисциплинами, индивидуальными уроками по театральным дисциплинам;
  • образовательный и творческий процесс обеспечен теле-, видео-, компьютерной и мультимедийной аппаратурой, необходимыми музыкальными инструментами, а также художественной литературой и драматургией, методической и образовательной литературой по театральной педагогике, костюмерной и реквизиторской, интернет-ресурсом;
  • на учебной сцене ставятся театральные постановки, обеспеченные театральными декорациями и костюмами;
  • регулярно играются спектакли в городе и за его пределами, осуществляются постановки концертных программ и крупных общегородских мероприятий;
  • образцовый учебный театр «Аз'Арт» является лауреатом межрегиональных, всероссийских и международных театральных фестивалей;
  • преподаватели, коллектив и спектакли много раз награждались дипломами конкурсов и фестивалей, а также почётными грамотами Министерства Культуры РФ, Правительства и Законодательного собрания Кировской области, Департамента культуры и Департамента образования Кировской области, многочисленными городскими наградами, Благодарностями и Почётными грамотами городских, региональных, российских организаций;
  • Школа – победитель Всероссийского конкурса при поддержке президента РФ В.В. Путина и Министерства Культуры РФ «Школа искусств - достояние Российского Государства»;
  • выпускники поступают в престижные театральные ВУЗы г. Москвы, такие, как РАТИ (ГИТИс), ВТУ им. Б. Щукина, ВТУ им. М. Шепкина, МГУКИ, Санкт–Петербургский ГИТМИК, Екатеринбургский ГТИ и другие творческие ВУЗы и ССУзы России;
  • выпускники по окончании ВУЗов работают в таких театрах, как Театр Российской Армии, Малый театр, Театр Наций, Театр Киноактёра, Театр Стаса Намина, Екатеринбургский драматический театр, Казанский русский драматический театр им. В. Качалова, в Гостелерадио компании «Останкино», в Третьяковской галерее и других учреждениях культуры и искусства России.

Образовательная деятельность ДШТИ, как учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства определена законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

В ДШТИ реализуются три дополнительные общеобразовательные программы:

  • предпрофессиональная программа «Искусство театра»;
  • общеразвивающая программа «Актёрская грамота»;
  • общеразвивающая программа «Театральная игра».

Дополнительные общеобразовательные программы разработаны в соответствии с ФГТ, методическими рекомендациями Министерства культуры РФ, Института развития образования в сфере культуры и искусства РОСКИ.

На обучение по предпрофессиональной программе «Искусство театра» со сроком обучения 5 лет принимаются дети в возрасте 9-12 лет, прошедшие конкурсный отбор.

На обучение по общеразвивающей программе «Актёрская грамота» со сроком обучения 5 лет принимаются в детские группы - дети в возрасте 9-12 лет и во взрослые группы от 19 лет и далее без ограничения возраста;

На обучение по общеразвивающей программе «Театральная игра» со сроком обучения 3 года принимаются дети в возрасте 6-8 лет;

Для профессионально ориентированных выпускников созданы 6 класс и учебный театр «АзАрт».

Организация и содержание образовательного процесса, опирается на ряд определенных, регламентирующих всю деятельность учебного заведения документов:

  • Устав;
  • Локальные акты;
  • Дополнительные общеобразовательные программы;
  • Программы учебных предметов;
  • Учебные планы;
  • Годовой календарный план;
  • Расписание занятий;
  • Журналы для групповых и индивидуальных занятий.

Учебно - воспитательный процесс нацелен на развитие ребёнка как личности, раскрепощение его творческих задатков, адаптации к новым условиям обучения, воспитания любви и бережного отношения к традициям многонациональной культуры, формирование социально-ответственного отношения к своим поступкам и действиям, активной жизненной позиции.

Количество учащихся по бюджету определяется муниципальным заданием Учредителя. В школе работают квалифицированные специалисты в области театрального искусства.

В ДШТИ организованы и успешно работают 9 учебно-творческих объединений – детские театры разных форм и жанров, в которых занимаются около 80% учащихся.

Одно из главных направлений экспериментальной деятельности ДШТИ – разработка и апробация авторской, интегрированной и преемственной модели детской школы театрального искусства.

Эссе
директора МБОУ ДО ДШТИ им. А. Калягина г. Вятские Поляны Кировской области
заслуженного работника культуры РФ Натальи Николаевны Суворовой
«Детская школа театрального искусства им. А.Калягина – путь эксперимента и инноваций»

Ещё до создания ДШТИ перед нами встал вопрос - нужна ли вообще детская театральная школа в городе, который не имеет на своей территории профессиональных театров, любительское театральное движение малоразвито и чаще выражается в КВН-ом, «новогоднем» варианте. Культурная же среда города многообразна и проявляется в качественном музыкальном и художественном образовании, в развитии фольклорного, циркового и хореографического искусства.

Нужно ли заниматься театром с детских лет, пригодится ли это ребёнку на первых ступенях его жизни и будет ли он использовать приобретённые навыки в будущем?

Может быть, открыть детскую школу основ менеджмента – это гораздо больше отвечает проблемам, которые подбрасывает нам жизнь? И почему мы решили, что занятия театром хорошо вписываются в педагогическую концепцию воспитания личности в 21 веке?

Когда ты задаёшь себе вопросы, то небеса обязательно подскажут ответ, только его нужно услышать, и мы услышали…

«Какова же практическая целесообразность занятий театром с детских лет? Гарантией профессиональной карьеры в современном мире, являются не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность фильтрации информации, быстрота реакции, устойчивость к психологическим нагрузкам. Именно театр учит сводить многообразную информацию к сжатой метафоре, развивая эмоциональную подвижность, готовит к публичному выступлению, воспитывает зрителя... и т. д. Занятия драмой - это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг...» (М.Кипнис).

И мы решились и сумели убедить людей, от которых зависело открытие придуманного нами учреждения - открыть первую и пока единственную в Кировской области детскую школу театрального искусства. По сути, авторскую модель в системе дополнительного образования детей.Так и родилась в 1998 году детская школа театрального искусства, и её открытие поддержал народный артист России А.А.Калягин, который волею судьбы родился в вятском крае, куда были эвакуированы его родители во время Великой Отечественной войны.

Как ни странно концепция Школы родилась значительно позже, и я хочу вас с ней познакомить:

«Существуют самоучители игры на разных музыкальных инструментах. А … «быть или не быть»… самоучителю актёрского мастерства? Думаю, что нет, и не должно быть. Значит «Не быть»!? Хотя…, если правильно будет поставлен вопрос, то и ответ на него найдется верный… Основная задача организованной нами детской школы театрального искусства - научиться учиться и педагогу, и ребёнку – актёру… Чему? Театру? Скорее не театру, а чему – то более важному, постигая театр. Нам кажется, полезнее для человека не большой спорт, а физические упражнения, и победа над собственной леностью. Желание научиться у театра гораздо интереснее, чем учить театральности в практических целях, живые цветы требуют ухода, а искусственные - диктуют искусственность во всем.

Каждый ребенок чуть-чуть - «маленький профессор». Он задает свои «почемучки», а мы взрослые чаще всего, по самым важным, серьезным причинам, «отфутболиваем» его, то к компьютеру, то к энциклопедии, а то в завтра: «Вот когда подрастешь, тогда и …». А все уже началось…, жизнь уже движется! Её нельзя остановить...! Есть, конечно, и другая крайность, родители решаются лет с двух «уму – разуму» учить своё дитя. А разве не наши прабабушки с прадедушками говорили: «Много будешь знать, скоро состаришься…». И вот пытливый «маленький профессор» - Почемучкин превращается в Зубрилкина, Запоминалкина, Заумника – рассуждалкина… А начитанный, ещё – не мудрый… Настоящий профессор – не тот, кто знает правильные ответы, а тот, кто умеет перед собой ставить правильные вопросы; тем самым, оставаясь всю жизнь в глубине души, ребёнком – Почемучкиным, способным удивляться всему, что создано Творцом.

Удивляться – это Видеть, Слышать, Сочувствовать. Как сказал один восточный мудрец: «Ребёнка нужно учить тому, что не умеет делать машина…». Так микро – космос незаметно переходит в макро… и обратно…

Занятия посредством театра очень необходимы маленькому человеку. Ростом он мал, но и у самого малого можно научиться большому: искренности, непосредственности, просветленности сознания и ощущений. Иногда мне кажется, что с детьми во сне разговаривают Ангелы. Мы, взрослые, стряхиваем перья с их подушек то окриком, а то циничным словом. Одного такого перышка достаточно, чтобы утеплить всё живое на планете белой белоснежностью… Надежды, Веры и Любви…

Мы говорим: «Мечтать не вредно…». Полезно! Очень полезно мечтать! Вредно НЕ мечтать! Театр - аэродром Мечты. Дети приходят из небытия, и оно пасёт их, они ни от мира сего, но уже в этом мире. «Всё приходит из детства…», - сказал кто – то из мудрых. Детство есть и у страны, у цивилизации и …у Театра… Театр помогает… Через театральную игру мы постигаем окружающий мир, играя, познаём…» (художественный руководитель ДШТИ, заслуженный работник культуры РФ С.А.Суворов).

Так сложился наш главный принцип «ИграЯпознаю», который определил весь наш путь.

Наша Школа является инновационным учреждением, о чём свидетельствует выдержка из научно-методического пособия «Ребёнок на сцене» кандидата искусствоведения А.Б.Никитиной из широко известной серии «Я вхожу в мир искусства»: «В конце 20 века в некоторых городах появились Театральные школы, подчиняемые ведомствам культуры. О том, насколько их мало, можно судить уже по тому факту, что в Москве такая школа одна. Одной из самых интересных является подобная школа в городе Вятские Поляны Кировской области...».

Мне часто задают вопрос: - «Как родилась идея создания детской школы театрального искусства в небольшом провинциальном городе, не имеющем театральных традиций и что самое важное специалистов в области театра»

Сейчас спустя 15 лет я понимаю, что это была невероятная по замыслу идея. Существует много интересных и ярких детских театров, разных форм, а детские театральные школы начали появляться только в конце 20 века. Их очень немного в нашей огромной России и они заслуживают самого серьёзного изучения и внимания.

Конечно же, первооткрывателям всегда сложно, но это особая порода людей, которая через пробы и ошибки идёт к своей заветной мечте. Вот так и мы идём 15 лет по выбранному нами пути, находим и теряем друзей, добиваемся побед и терпим неудачи, сталкиваемся с непониманием и радуемся признанию, познаём предательство и безграничную любовь.

Сегодня трудно представить город Вятские Поляны и Кировскую область без муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы театрального искусства им. А.Калягина. Нас знают в России и за её пределами. Мы стали победителями всероссийского конкурса при поддержке президента РФ «Школа искусств - достояние Российского государства», отмечены высокими государственными и областными наградами, среди них дорогая нашему сердцу награда митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа и конечно же многочисленными дипломами театральных конкурсов и фестивалей всех уровней от международных до муниципальных.

Многие из наших выпускников выбрали театр своей профессией и работают в престижных Московских театрах, на телевидении, снимаются в кино. Но самое главное, что во всех наших выпускниках, работающих в разных сферах жизнедеятельности реализовалась самая главная наша цель – мы научили их творчески мыслить и быть СОТВОРЦАМИ окружающего их мира, «заселили их уникальное «духовное царство» великолепными образами человеческого творения» из которых сформировались их «убеждения, мировоззрения, моральные устои». А сформулировать нашу миссию нам помог великий учитель Ш.А. Амонашвили – «это учение с увлечение, постижение мира человеческих отношений и характеров, через игру, лицедейство, которое поможет детям заселить своё уникальное «духовное царство» великолепными образами человеческого творения, посеять там зёрна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои». Для мальчишек и девчонок из Российской глубинки расширились горизонты, они увидели всю многообразность окружающего их мира и успешно реализуются в своей взрослой жизни.

Когда мы открывали Школу, в городе проживало 50 тысяч населения, сейчас в городе живёт 34 тысячи. Градообразующее предприятие обанкротилось и происходит большой отток населения, но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, муниципалитет поддерживает уникальное учреждение. В ДШТИ разработаны и успешно реализуются социально – культурные, просветительские, образовательные, научно-исследовательские, театрально-краеведческие проекты, которые занимают особое место и востребованы не только в городе, но и за его пределами.

Хочу познакомить с некоторыми из них: «Театр помогает» - через многообразие театральных форм организация содержательного досуга; «Благовест» - Рождественские и Пасхальные благотворительные вечера с участием студентов творческих вузов и ссузов России, «Честный разговор» - живой диалог между театром и зрителем 21 века после просмотра спектакля с ежемесячной трансляцией на городском кабельном телевидении, творческая лаборатория «Очарованный странник» - семинары-практикумы с ведущими театральными педагогами страны, международный фестиваль – творческие мастерские «Театральные витражи» совместно с московским независимым центром культурных инициатив, всероссийская летняя школа «Театральные каникулы на Вятке» в партнёрстве с СТД РФ, «Правнукам Победы», «Театрон» и т.д.

Салли Брукер. известный американский учёный назвала искусство – общим языком исцеления, а занятия театром - скрытыми инструкциями по сохранению целостности человеческой личности. А великий Вольтер сказал: «Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ не изобрёл, как для усовершенствования, так и для очищения нравов»….

А завершить мне хотелось бы вновь размышлениями художественного руководителя ДШТИ С.А. Суворова:

«Иногда кажется, что в новом веке холодная логика Снежной Королевы одерживает победу и кругом царит холодный расчет. Очень хочется сказать Советнику Снежной Королевы, что если он добивается того, чтобы ребенок, рассматривающий холодные призраки экрана, не соприкасался с человеческим теплом, то он добился своей цели … Ледышкам Снежной Королевы по силам только сымитировать человеческую заботу, материнскую любовь и ласку, но не заменить ее саму … Бабушкины сказки не похожи на мультики в 3Д, но они не воруют вашу фантазию, а обогащают ее. Вкусовые заменители свидетельствуют о том, что они являются идентичными настоящему, но никогда не станут, по-настоящему, настоящими. В их силах испортить вкус ко всему истинному … Только в театре (в каком бы это веке не происходило) возможно общение живого с живым…Необходимо создавать не только «7 континенты» , но и Театральные Континенты, в которых были бы счастливы дети играть истории для своих сверстников и взрослых …

Где же этот волшебник, что скажет однажды: «  СНИП –СНАП – это, конечно, СНУРРЕ … Но мы поможем вам, уважаемые дети, сохранить радость и вернем украденный смех, посему мы открываем двери в дом радости , театр МЕЧТЫ … Той мечты, что окрыляет человека, помогает воспарить над суетностью дня, видеть иные дали и иные горизонты… Открывает дверь в непознанное и непостижимое … Вот ваш золотой ключик … » . Вы скажете, что это не реально ? Просто Вы об этом еще как следует, не мечтали …

Театральных школ для детей в России не много, но в них сублимирована мечта многих поколений … И даже самим педагогам больше хотелось бы учиться в такой школе, чем работать … Они существуют вопреки всем веяниям времени, не смотря ни на что, творя сказку не в самых сказочных условиях … Они – мечта многих, потому что именно они связывают времена … Одна проблема … С волшебниками нынче туго…».

Да, чем раньше театр станет «инструментом воспитания», тем больше выиграет и ребёнок, и общество в целом!

Видеоролик о ДШТИ им. А. Калягина

Ссылки