Железнодорожная станция Вятские Поляны — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 12: Строка 12:
 
Одновременно с вокзалом в районе станции был построен посёлок с одной улицей (ул. Вокзальная), застроенной служебными и жилыми деревянными зданиями, предназначенными для персонала железной дороги. В одном из зданий, расположенном ближе остальных к вокзалу, находилась амбулатория (ул. Вокзальная, 26). Внешний облик этих построек, расположенных с южной стороны железнодорожного полотна, соответствовал фасаду здания вокзала, составляя единый станционный комплекс.  
 
Одновременно с вокзалом в районе станции был построен посёлок с одной улицей (ул. Вокзальная), застроенной служебными и жилыми деревянными зданиями, предназначенными для персонала железной дороги. В одном из зданий, расположенном ближе остальных к вокзалу, находилась амбулатория (ул. Вокзальная, 26). Внешний облик этих построек, расположенных с южной стороны железнодорожного полотна, соответствовал фасаду здания вокзала, составляя единый станционный комплекс.  
  
В годы Гражданской войны рядом со станцией был организован ссыпной пункт (впоследствии на его базе было создано хлебоприёмное предприятие), с которого в центральные районы России отправлялся на поездах хлеб, собранный продотрядами в ходе [[Продразвёрстка на юге Вятской губернии|продразвёрстки на юге Вятской губернии]]. Весной 1919 года на станции размещался вагон со штабом [[28 стрелковая дивизия 2 армии Восточного фронта|28-й азинской дивизии]]. В это время рядом со станционным посёлком возникло [[Братская могила красноармейцев на станции Вятские Поляны|братское захоронение]], в котором покоятся 24 красноармейца, погибших в [[Оборона железнодорожного моста у Вятских Полян|оборонительных боях у железнодорожного моста]].  
+
В годы Гражданской войны рядом со станцией был организован ссыпной пункт (впоследствии на его базе было создано хлебоприёмное предприятие), с которого в центральные районы России отправлялся на поездах хлеб, собранный продотрядами в ходе [[Продразвёрстка на юге Вятской губернии|продразвёрстки на юге Вятской губернии]]. Весной 1919 года на станции размещался вагон со штабом [[28 стрелковая дивизия 2 армии Восточного фронта|28-й азинской дивизии]]. В это время рядом со станционным посёлком возникло [[Братская могила красноармейцев у станции Вятские Поляны|братское захоронение]], в котором покоятся 24 красноармейца, погибших в [[Оборона железнодорожного моста у Вятских Полян весной 1919 года|оборонительных боях у железнодорожного моста]].  
  
 
24 июня 1924 рядом с памятником на братской могиле времён Гражданской войны возле станции, на улице Дзержинского, был открыт Народный дом железнодорожников (позднее стал называться "Клуб Ильича").
 
24 июня 1924 рядом с памятником на братской могиле времён Гражданской войны возле станции, на улице Дзержинского, был открыт Народный дом железнодорожников (позднее стал называться "Клуб Ильича").
Строка 40: Строка 40:
  
 
== Достопримечательности ==
 
== Достопримечательности ==
* Братская могила красноармейцев у бывшего "Клуба Ильича".  
+
* [[Братская могила красноармейцев у станции Вятские Поляны|Братская могила красноармейцев у бывшего "Клуба Ильича"]].  
 
* Памятник - паровоз к 100-летию железнодорожного моста.  
 
* Памятник - паровоз к 100-летию железнодорожного моста.  
 +
* [[Военный грузовик ЗиС-5В в Вятских Полянах|Памятник - военный грузовик ЗиС-5В]] перед автоколонной 1322.
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==

Версия 15:35, 5 января 2017

Станция Вятские Поляны (Слобода, Вокзал, Вокзальная Слобода, Станция) - посёлок, вошедший в состав города Вятские Поляны.

Историческая справка

В 1914-1915 годах через территорию Малмыжского уезда была проложена железнодорожная магистраль, связавшая Москву с Екатеринбургом. Ее трасса от Казани до Сарапула прошла в 3 км севернее села Вятские Поляны, за рекой Ошторма, где была организована станция и построен вокзал.

Первый поезд через станцию "Вятские Поляны" прошёл 20 октября 1915 года. Начальником станции назначили инженера Н.А. Быстрова, у которого было три помощника: Н.И. Ефремов, М.М. Миско и М.И. Чаплыгин.

В 1915-1916 годах в связи с Первой мировой войной ускоренно был возведён железнодорожный мост через реку Вятку, который связал берега широкой реки и позволил осуществлять бесперебойное движение поездов.

Деревянный вокзал IV класса на 25 пассажиров в комплексе с другими станционными постройками был возведён по образцовому проекту, разработанному в мастерской архитектора А.В. Щусева по заказу правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1914-1916 годах. Здания вокзалов подобной архитектуры в формах необарокко создавались в те годы на многих станциях направлений Казань-Екатеринбург и Агрыз-Воткинск, некоторые из них сохранялись до недавнего времени на станциях Камбарка, Кизнер, Можга, Кукмор, Чернушка.

Одновременно с вокзалом в районе станции был построен посёлок с одной улицей (ул. Вокзальная), застроенной служебными и жилыми деревянными зданиями, предназначенными для персонала железной дороги. В одном из зданий, расположенном ближе остальных к вокзалу, находилась амбулатория (ул. Вокзальная, 26). Внешний облик этих построек, расположенных с южной стороны железнодорожного полотна, соответствовал фасаду здания вокзала, составляя единый станционный комплекс.

В годы Гражданской войны рядом со станцией был организован ссыпной пункт (впоследствии на его базе было создано хлебоприёмное предприятие), с которого в центральные районы России отправлялся на поездах хлеб, собранный продотрядами в ходе продразвёрстки на юге Вятской губернии. Весной 1919 года на станции размещался вагон со штабом 28-й азинской дивизии. В это время рядом со станционным посёлком возникло братское захоронение, в котором покоятся 24 красноармейца, погибших в оборонительных боях у железнодорожного моста.

24 июня 1924 рядом с памятником на братской могиле времён Гражданской войны возле станции, на улице Дзержинского, был открыт Народный дом железнодорожников (позднее стал называться "Клуб Ильича").

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Род Название Уезд и волость Сельсовет Расст. до ВИК Крест. хоз-в Проч. хоз-в Всего хоз-в Муж. Жен. Всего В т.ч. удм. В т.ч. тат. В т.ч. мари
3-02-015 стан. Вокзальная слобода Малмыжский уезд, Вятско-Полянская волость Усадский 4,5 км 1 90 91 162 158 320 16


Рядом с Вокзальной слободой, в которой жили преимущественно рабочие, обслуживавшие железную дорогу, имелась также крестьянская слобода Гремучий Ключ. Постепенно жилые дома в этих слободах вытянулись вдоль соединяющей их дороги, и около нынешнего переулка Смычка улицы сомкнулись, образовав улицу Дзержинского. Видимо, кто-то увидел в этом символичный смысл - союз (как тогда ещё говорили: смычку) рабочего класса и крестьянства, - поэтому организованный в 1930 году колхоз был так и назван: "Смычка".

В 1936 году комплекс пристанционных построек дополнился пунктом приёмки вагонов (ул. Вокзальная, 13).

В связи с ростом города и увеличением пассажирских перевозок в 50-е годы станция усовершенствовалась, а здание вокзала было расширено.

В 1950 году рядом с вокзалом был построен буфет (ул Вокзальная, 11). При благоустройстве привокзальной площади в 50-е годы появился сквер с типовыми городскими скульптурами. Одна из них - "Ткачиха" - стояла до 2010 года.

Электрификация железной дороги началась в 1984 году.

Водоснабжение железнодорожной станции Вятские Поляны

В 2010 году построено новое двухэтажное здание вокзала на 150 пассажиров, заменившее старый вокзал, простоявший около ста лет. К зданию ведёт благоустроенный пешеходный бульвар, и является основным архитектурным акцентом в застройке привокзальной площади. На привокзальной площади располагаются остановка городского транспорта, автостоянка, тротуары для пешеходов, газоны и цветники. Проект железнодорожного вокзала выполнен Казанским отделом комплексного проектирования «Нижегороджелдорпроект»-филиалаом ОАО «Росжелдорпроект», а строительство осуществлено генеральным подрядчиком ОАО «Казтрансстрой» (г.Казань).

Достопримечательности

Примечания