Небогатиковы (купеческая династия) — различия между версиями

Материал из энциклопедии "Вики-Поляны"
Перейти к: навигация, поиск
Строка 23: Строка 23:
 
* "Три брата" - сначала буксирное судно (с 1908), потом товаро-пассажирское (с 1914), пассажирское (с 1919). Построен в 1904 г. в мастерских (заводе) Яковлева (Нижний Новгород).
 
* "Три брата" - сначала буксирное судно (с 1908), потом товаро-пассажирское (с 1914), пассажирское (с 1919). Построен в 1904 г. в мастерских (заводе) Яковлева (Нижний Новгород).
 
* "Дедушка" - буксирное судно. Приобретено не позже 1911 года у нолинского купца Я.П. Злобина (построено хозспособом в Медведском затоне, в 1903 г., под названием "Злобин"). С 1919 г. - канонерская лодка [[Канонерка «Товарищ Голчин»|"Товарищ Голчин"]], с 1920 г. в Камском пароходстве. Списано в 1958 г.  
 
* "Дедушка" - буксирное судно. Приобретено не позже 1911 года у нолинского купца Я.П. Злобина (построено хозспособом в Медведском затоне, в 1903 г., под названием "Злобин"). С 1919 г. - канонерская лодка [[Канонерка «Товарищ Голчин»|"Товарищ Голчин"]], с 1920 г. в Камском пароходстве. Списано в 1958 г.  
 +
* "Внук"
 +
* "Внучка"
 
* "Аркульский затон" - буксиро-пассажирское судно, построенное в 1913 г. на верфи Н.П. Латяева. С 1930 г. - «Ким». Списан в 1964 г. Использовался под причал в Набережных Челнах.
 
* "Аркульский затон" - буксиро-пассажирское судно, построенное в 1913 г. на верфи Н.П. Латяева. С 1930 г. - «Ким». Списан в 1964 г. Использовался под причал в Набережных Челнах.
  

Версия 13:47, 27 февраля 2020

Визитка Небогатиковых.png

К началу XX века в Нолинске насчитывалось до 300 купцов, среди них видное место занимают отец и сыновья Небогатиковы.

Основатель купеческой династии Яков Евсеевич Небогатиков был исключительно колоритной фигурой. Солдатский сын, он с матерью переселился в Нолинск из соседней деревни Чащино, где их дом сгорел, и поначалу зарабатывал на жизнь сбором тряпья, которое продавал на Вятскую бумажную фабрику, и вскоре неожиданно разбогател. Семейная легенда допускает, что он нашёл зашитые в одежде или перине деньги.

Вскоре он основал «Торговый дом Якова Небогатикова», где главной статьей бизнеса первоначально была торговля льняными холстами. В конце 19 века Небогатиков стал заниматься табачно-махорочным производством. В 1883 году им в Нолинске была построена табачная фабрика на Ремесленной улице в деревянном исполнении. На фабрике работало шесть человек рабочих на четырех станках. Продукции за год выпускалось 2500 пудов, годовой доход составлял 10300 рублей. Постепенно фабрика перестраивалась на каменную, расширялась, увеличивался ассортимент: махорка, нюхательный табак, сигареты, папиросы, табачные удобрения. Табачная фабрика Небогатикова была внесена в губернский справочник как крупное производство Вятской губернии, в которой насчитывалось всего 3 табачных производства.[1]

В 1900 году на Ирбитскую ярмарку табачною фирмою Я.Е. Небогатикова привезено было товара два вагона, а продано в пять раз более на высылку с фабрики.[2]

№6543-Д – Табачно-махорочная фабрика Я.Е. Небогатикова и сыновей в городе Нолинске.
Год основания – 1883.
Управляющий – А.П. Назаров.
Число рабочих — 40.
Производство в год — 15.262 пуда (244.190 кг, или 670 кг в день).
Годовое производство – 83.300 рублей.

— Езиоранский Л.К. Фабрично-заводская промышленность Российской Империи. - СПБ, 1909.


«Торговый дом Якова Небогатикова» приобрел пароходство на Вятке, судоремонтные мастерские на пристани Аркуль, построил пристань Медведковскую с дебаркадером, рестораном, буфетами и магазинами, организовал в Медведке рыболовецкую артель, рыбное производство со своей коптильней и сушилкой. Рыбу продавали всех видов и сортов. Небогатиковская пристань была также в селе Вятские Поляны.

Пароходству торгового дома "Небогатиков Я.Е. с сыновьями" принадлежали суда[3]:

  • "Мелекес" - буксирное судно, первенец парового флота Небогатиковых. Построен в 1896 г. После 1899 года "Нолинск", продан торговому дому "Марков и сын".
  • "Три брата" - сначала буксирное судно (с 1908), потом товаро-пассажирское (с 1914), пассажирское (с 1919). Построен в 1904 г. в мастерских (заводе) Яковлева (Нижний Новгород).
  • "Дедушка" - буксирное судно. Приобретено не позже 1911 года у нолинского купца Я.П. Злобина (построено хозспособом в Медведском затоне, в 1903 г., под названием "Злобин"). С 1919 г. - канонерская лодка "Товарищ Голчин", с 1920 г. в Камском пароходстве. Списано в 1958 г.
  • "Внук"
  • "Внучка"
  • "Аркульский затон" - буксиро-пассажирское судно, построенное в 1913 г. на верфи Н.П. Латяева. С 1930 г. - «Ким». Списан в 1964 г. Использовался под причал в Набережных Челнах.

С судострительной верфи завода Н.П. Латяева выпущен новый буксиро-пассажирский одно-этажный пароход "Аркульский затон", построенный для торгового дома Я.Е. Небогатикова. Пароход предназначен для плавания по р. Белой; длиной 21 сажень, 45 номинальных сил. Осадка без груза 11,5 вершков. Машины изготовлены заводом Доброва и Набгольц. Стоимость парохода около 40 тысяч рублей. Первый класс помещается на палубе, второй - в трюме. Грузоподъёмность 6 тысяч пуд.

— Из журнала "Волжское судоходство", 1913 год, № 5-6, стр. 34. - http://www.oldriver.ru/ships/e-913.html


Небогатиков имел торговые лавки и конторы по оптовой закупке рыбы, сельди, сушеной воблы, табачного листа и других товаров в разных городах России.

В универсальном магазине братьев Небогатиковых, располагавшегося на первом этаже Нолинского реального училища, продавались учебники, ботиночки фабрики "Скороход", швейные машины, удочки, и всякие другие товары.[4]

В 1890 году Небогатиков владел в одном только Нолинске «на праве собственности тремя домами, оценёнными в 12 000 рублей, лавкой в 2500 рублей и табачной фабрикой в 15 000 рублей».

Нолинский купец Я.Е. Небогатиков, продолжая традиции петровских времен, торговал даже с Китаем. Торговый дом "Небогатиков и сыновья" приобретает в Харбине даже магазин, где продает табак и махорку. На упаковке - вятский мужичок в красной косоворотке с самокруткой во рту. Фабрика Небогатикова имела свой фирменный знак - свидетельство высокого качества изделий.

Между прочим, после революции Харбин послужил убежищем сыну Небогатикова - Сергею Яковлевичу, русскому офицеру. Он увез с собой нолинское наследство, своевременно переведенное в золото и драгоценности.

В 1946 он, как многие русские эмигранты хотел вернуться на родину. Через советское посольство отправил запрос о возможности возвращения племяннику - сыну своей сестры Анны (в замужестве Скрябиной). А племянником этим был не кто иной, как известный советский деятель и министр иностранных дел Вячеслав Молотов (Скрябин). Вячеслав Михайлович от родственничка-эмигранта отказался, ответил, что никогда не знал дяди - Сергея Яковлевича Небогатикова, чем и отрезал ему путь в Россию...

См. также: Тайна сокровищ купцов Небогатиковых.

Город Нолинск во многом строился за счет средств купечества и богатого мещанства. В 1869 году после пожара нолинские купцы, обгоняя друг друга, возводят двухэтажные здания, используя красный кирпич с местных заводов И.И. Коробкова. У купца-миллионера Я.Е. Небогатикова к началу XX века насчитывалось 14 таких добротно обустроенных домов - он отдал их в наследство детям, ведущим свое торговое дело.

У Якова Небогатикова от трех браков было в общей сложности 17 детей. Трое умерло в младенчестве, а остальные либо участвовали в деле отца, либо пошли по военной части, либо влились в ряды нарождавшейся российской интеллигенции. Каждому из детей Яков Евсеевич настроил по дому с торговыми рядами, но из дела никого не выделял, никому из восьми сыновей, а тем более дочерей, организационно-финансовой самостоятельности не предоставлял.

Купец Яков Небогатиков рядом со своим родовым гнездом имел полукаменный флигель, очень вместительный и уютный, окружённый березняком и огородами. Этот флигель он подарил приюту. Учились приютские дети в одной школе с городскими, одеты же были в специально сшитую форму серого цвета и стрижены наголо. Приют существовал некоторое время и при советской власти, а позднее здание было отдано под детсад.

Нолинское купечество отечески заботилось и о благоустройстве города. Именно купцы были инициаторами уличного освещения в Нолинске. В 1870 году в городе появляются 220 керосиновых фонарей, керосин же аккуратно поставляли купцы Небогатиков, Рязанов и Поскребышев. Булыжные мостовые и деревянные тротуары, устройство водопровода и городского сада - все происходило при их финансовом участии.

Городская управа в 1889 году утвердила план закладки общественного сада, отделяющего табачную фабрику Небогатикова от города, "чтобы вредные запахи, исходящие из нее, не проникали в легкие жителей". Торговый дом Небогатикова оказал в этом деле большую материальную поддержку: под городской сад было отведено 2,3 гектара земли. В наши дни от этого сада остались пустырь да несколько вековых лип.

Несмотря на войну, земская управа в 1914 - 1915 годах рассматривала план строительства железной дороги, которая должна была пройти по югу Уржумского, Яранского и Нолинского уездов. Промышленное купечество Нолинска - Небогатиковы, Парамоновы, Половниковы, Злобины, Маландины очень ратовали за это дело и давали немалые деньги, ожидая от железной дороги облегчения транспортировки грузов. Ездили в Петербург, где было получено согласие на строительство железнодорожной ветки от Казани через Нолинск на Вятку. Уже были внесены средства на составление сметы. Но осуществлению этих планов помешала революция.

Н.Я. Небогатиков, торговал в городе Вятке: мука, крупа, рыба, чай, табачные и кондитерские изделия.[5]

Примечания

  1. "Памятная книга Вятской губернии" за 1884 год.
  2. Ирбитская ярмарка. Справочная книжка на 1901 г. - Екатеринбург, 1901.
  3. Е.В. Березин. Судьба купеческого флота. // Альманах "Вятские записки" (Герценка). Выпуск № 3.
  4. Из книги Бориса Чиркова "Азорские острова".
  5. ГАКО - Ф. 552, 10 ед. хр., 1905-1907 гг., оп. 1

Ссылки